Interfax-Russia.ru – Участники незаконной vip-охоты на архаров в горах Алтая могут отделаться штрафом. Освободить их от тюрьмы попросил прокурор.
Суд по громкому делу о браконьерской охоте на "краснокнижных" животных в горах Алтая близок к своему завершению. И обвинение, и защита уже озвучили свои позиции. 18 мая подсудимые выступят с последним словом, а после этого судья вынесет приговор. Тем не менее, уже сейчас можно предположить, что высокопоставленные чиновники вряд ли понесут суровое наказание. Прокурор попросил приговорить их к одному году тюремного заключения и освободить от него за истечением срока давности. "Срок давности в данном случае составляет два года, он уже истек. Однако вина подсудимых, с нашей точки зрения, доказана", - заявил агентству "Интерфакс-Сибирь" Евгений Морозов, выступающий гособвинителем по этому делу.
Защита, в свою очередь, просит полностью оправдать всех охотников.
О браконьерских действиях vip-охотников – чиновников высокого ранга и бизнесменов - стало известно после того, как разбился их вертолет. 9 января 2009 года Ми-171 авиакомпании "Газпромавиа", на котором они летели, упал на территории Кош-Агачского района Республики Алтай. В тот момент на борту воздушного судна находилось 11 человек. И только четырех их них спасатели обнаружили живыми - замглавы Республики Алтай Анатолия Банных, гендиректора компании "Инеко" Бориса Белинского, замглавы Института экономики и законодательства Москвы Николая Капранова и пилота Максима Колбина. Остальные семь человек погибли, в том числе и полпред президента РФ в Госдуме Александр Косопкин.
Первоначально правоохранителей интересовали лишь причины авиакатастрофы. По факту крушения Ми-171 сразу возбудили уголовное дело по ст.263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта). Но вскоре следователям пришлось работать и в другом направлении. На снимках с места аварии, опубликованных на одном из местных сайтов и перепечатанных природозащитными организациями, были четко виды туши редких горных баранов, которых местные жители зовут "арганы", или "аргали". Общественность сразу обвинила "випов" в браконьерстве, и в апреле 2009 года было возбуждено еще одно уголовное дело, на этот раз по статье 258 УК РФ (незаконная охота).
Комиссия Межгосударственного авиационного комитета (МАК) завершила расследование причин аварии вертолета в июне 2009 года. Эксперты пришла к выводу, что вертолет упал из-за ошибок пилотирования – один из пассажиров сел за штурвал, но не справился с управлением. Он был пилотом, но без опыта полетов на Ми-171.
"В частности, он допустил снижение при выполнении форсированного правого разворота с внешним скольжением в горном ущелье, ширина которого была менее допустимой (500 метров). Позже экипаж потерял контроль за высотой, впоследствии неправильно оценив положение вертолета относительно препятствий", - говорилось в отчете МАК.
Кроме того, комиссия установила, что пассажиры вертолета вылетели на охоту без соответствующего разрешения. И командир воздушного судна самовольно менял маршрут, исходя из тех поручений, которые давали ему находившиеся на борту охотники. Более того, экипаж сообщал органам воздушного управления неверные сведения о своем местонахождении.
Расследование дела о незаконной охоте закончилось намного позднее – лишь в ноябре 2010 года. В итоге обвинение предъявили троим выжившим в авиакатастрофе - Анатолию Банных, Борису Белинскому и Николаю Капранову. Суд над ними затянулся еще более – его начало по разным причинам переносили четыре раза, и только 13 апреля 2011 года начались слушания. На них, впрочем, явился только один из обвиняемых - заместитель директора Института экономики и законодательства Москвы Николай Капранов. Банных и Белинский заявили ходатайство о рассмотрении дела без их участия, и суд это ходатайство удовлетворил. Многочисленные свидетели тоже не почтили суд своим присутствием: из 30 явился лишь один. Их показания, данные на стадии предварительного следствия, огласили, воспользовавшись материалами уголовного дела. В качестве свидетеля по делу проходил и глава Республики Алтай Александр Бердников. Как выяснилось, он знал о приезде гостей, в том числе полпреда президента РФ в Госдуме Александра Косопкина, однако никакого участия в подготовке охоты не принимал.
Сторона обвинения на суде заявила, что есть множество доказательств того, что погибшие охотились на занесенных в Красную Книгу архаров. Следствию, в частности, удалось установить, что полпред президента сидел в засаде на земле, когда вертолет гнал баранов на охотников.
"Дело в отношении него было прекращено ввиду его смерти", - отметил в ходе слушаний прокурор. Всего во время охоты браконьеры убили трех редких животных, в которых стреляли, в том числе, и с вертолета.
Впрочем, у обвиняемых, ни один из которых свою вину так и не признал, есть все шансы избежать наказания – за давностью лет. Единственное, что реально им угрожает, так это штраф. По оценкам экологов, ущерб от незаконной охоты составил около 900 тыс. рублей, и подсудимых могут обязать выплатить эту сумму.
"Мы просим суд оставить в полном объеме исковые требования охотоведов, которые требуют взыскать с подсудимых 900 тыс. рублей в счет компенсации ущерба животному миру за отстрел трех архаров, обнаруженных на месте авиакатастрофы", - заявил прокурор Кош-Агачского района Республики Алтай Евгений Морозов.
Однако вопрос о возмещении материального ущерба, по его словам, будет решаться уже в порядке гражданского судопроизводства.
В свою очередь зоозащитники удовлетворены ходом судебного процесса.
"Это все равно судимость, плюс штраф. Я не сторонник того, чтобы за все прегрешения у нас сажали в тюрьму", - сообщил "Интерфаксу" глава российского отделения Всемирного фонда дикой природы (WWF) Игорь Честин.
Он добавил также, что для того, чтобы прекратить в России vip-охоту на редких животных, необходимо политическое решение.
"Есть легкие технические решения - нанесение на днище вертолета номера, чтобы его хорошо было видно с земли. Есть более системные меры - нужен четкий сигнал со стороны руководителей государства о том, что это недопустимо", - подчеркнул он.
Обозреватель Вера Широкова