Interfax-Russia.ru – Ни в одном сибирском регионе не убивают детей чаще, чем в Забайкальском крае, но, по мнению эксперта, здесь просто более объективна статистика.
На днях забайкальские милиционеры разыскивали двух 15-летних девушек, которые 21 февраля ушли на улицу погулять и не вернулись. К счастью, 25 февраля нашли их обоих - девчонки были у друзей… Но это тот редкий случай, когда поиски пропавших детей закончились благополучно. На самом деле фактов жестокого обращения с детьми и трагических результатов розысков пропавших несовершеннолетних в этом регионе больше, чем в других регионах Сибири.
Например, прокуратура выявила, что в Урульгинской коррекционной школе-интернате педагоги крайне жестко, даже можно сказать жестоко, обращались с воспитанниками. "На основании обращений учащихся была проведена проверка, в ходе которой были установлены факты жестокого обращения педагогов учреждения с детьми", - сообщает сайт Генпрокуратуры РФ. В отношении заместителя директора по воспитательной работе школы Дмитрия Виткаускаса возбуждено уголовное дело по ст. 156 УК РФ (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего). Его подозревают в избиении двух воспитанников школы, нарушивших режим.
Не исключено, что к проверке забайкальской школы-интерната присоединится уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов. Во всяком случае, по просьбе Дмитрия Медведева уполномоченный уже занимается расследованием инцидента в Удмуртии, где взбунтовались 12 воспитанников Ижевской школы-интерната, требуя уволить директора учреждения.
Однако вернемся к происшествиям в Забайкальском крае. Многим еще хорошо памятно исчезновение в январе шестилетнего Артура Клейнбурда, которого позднее нашли мертвым в заброшенном колодце на территории военного городка. По данным вскрытия, малыш умер от болевого шока, у него была черепно-мозговая травма, повреждена шея, ссадины на лице… Предполагаемым убийцей оказался тоже несовершеннолетний – 16-летний местный житель. Поскольку подозреваемый не достиг совершеннолетия, следствие не разглашает его имени и фамилии. Свой поступок, по данным местных СМИ, подросток объяснил тем, что Артур обругал его…
Кстати, для поселка подобная трагедия далеко не первая. Здесь в прошлом году маленького мальчика сбил насмерть автомобиль, и водитель пытался скрыться с места происшествия. А шесть лет назад там изнасиловали и убили семилетнюю девочку.
Всего же в минувшем году в Забайкалье произошло несколько резонансных убийств детей. Так, в декабре 40-летнему жителю села Куанда Каларского района правоохранительные органы предъявили обвинение в том, что он по пьянке до смерти избил трехлетнюю девочку. "Следствием установлено, что житель села Куанда употребил спиртное, избил пожилую женщину и ее трехлетнюю внучку, крича при этом, что ненавидит плачущих детей", - сообщила пресс-служба СУ СКП по Забайкальскому краю.
Тем временем, в городе Хилок этого же региона органы опеки и попечительства намерены лишить родительских прав мать трехлетнего мальчика, который несколько дней прожил в лесной землянке, брошенный на попечение случайного знакомого. "Ребенка нашел в лесу местный житель, когда собирал грибы. Мальчик жил не один. Мужчина, находившийся с ним, при появлении людей убежал", - сообщили агентству "Интерфакс-Сибирь" в администрации Хилокского района.
А вот в поселке городского типа Новокручининский Читинского района правоохранители задержали мужчину, подозреваемого в изнасиловании десятилетней девочки. Согласно версии следствия, вечером 17 августа мужчина встретил незнакомую ему девочку, которая гуляла с братом. Подозреваемый отправил мальчика в магазин за пивом, а сам схватил девочку за руку и силой утащил в лес.
Впрочем, страдают дети не только от рук психически больных людей, но и от бездействия чиновников. Так, например, в городе Балей пятилетний мальчик утонул в канализационных водах подвала жилого дома. А ведь он просто вышел погулять. Естественно, в отношении руководителя МУ "УК-служба заказчика ЖКХ г. Балей" возбуждено административное дело. Руководителю также предписано откачать из подвалов канализационные стоки, отремонтировать сети и провести дезинфекцию подвалов. Кроме того, прокуратура считает, что глава администрации городского поселения Балей престал контролировать как выполняется ремонт внутридомовых инженерных сетей. Возможно, теперь в этом городе дети больше не будут тонуть в канализации, но именно этого ребенка уже не вернуть…
Между тем, о том, как повлияют их поступки на детей, не задумываются не только чиновники, но и даже родители детей. Так, как сообщил пресс-центр СУ СКП по Забайкальскому краю, в августе 26-летняя многодетная мать, разозлившись на плакавшего ребенка, сдавила ему шею руками. "Увидев кровь, мать ребенка испугалась и начала трясти его. Возможно, в этот момент она ударила его о кроватку. После этого она пыталась сделать ребенку искусственное дыхание, но безуспешно", - рассказал сотрудник пресс-центра. Судебно-медицинское исследование трупа ребенка показало, что у него была черепно-мозговая травма, двойной перелом нижней челюсти, переломы ребер, гематомы в области шеи и левой щеки…
А вот два очередных ЧП с грудными детьми со смертельным исходом. Мать пятимесячного забайкальского малыша трижды покормила ребенка грудью, выпив до этого пол-литра разведенного спирта. На следующее утро ребенок умер от острого отравления этанолом. Второй эпизод: 47-летнего жителя Читы задержали за преднамеренное убийство новорожденного. После родов своей сожительницы он утопил ребенка в ведре, после чего выбросил тело в пятом микрорайоне Читы возле подстанции №1 скорой медицинской помощи. Следователям свои действия он объяснил тем, что ребенок был не желанным, к тому же ни у него, ни у его сожительницы нет собственного жилья и стабильной работы.
Или вот пример издевательства над своим ребенком. Гуманный районный суд приговорил 21-летнего жителя села Тайна Газимуро-Заводского района Николая Золотухина к 3 годам лишения свободы условно за систематическое издевательство над двухлетним сыном. По данным пресс-службы прокуратуры Забайкальского края, мужчина с марта по ноябрь 2008 года систематически избивал мальчика. "Однажды, находясь в состоянии алкогольного опьянения, отец с такой силой дернул сына за ногу, что мальчик упал и ушиб себе подбородок, разбил губы, сломал передний зуб", - говорится в сообщении.
В свою очередь правозащитник, руководитель региональной общественной организации "Право ребенка" (Москва) Борис Альтшулер полагает, что по отдельным происшествиям, которые становятся известны широкой общественности, нельзя делать заключение обо всей преступности в России в отношении детей.
"Допускаю, что в Забайкальском крае гораздо лучше, чем в других сибирских регионах, налажена системы выявления случаев преступлений против детей, - сказал правозащитник Interfax-Russia.ru. - Поверьте, что происходит в Забайкалье, происходит повсеместно, но эта информация зачастую бывает закрыта для общественности. Показательны в этом отношении слова главы Следственного комитета при прокуратуре РФ Александра Бастрыкина на одном из совещаний. Так вот, даже этот закаленный человек, повидавший всякое, сказал, что волосы встают дыбом от того, что творится в российских семьях, и никому до этого нет дела".
Альтшулер полагает, что сложившаяся система защиты детей требует коренной перестройки. "Сейчас у семи ведомственных нянек, как говорится, дитя без глазу, - говорит он. - Необходимо нашу социальную систему развернуть лицом к семье, ликвидировать многоликость соцучреждений и сосредоточить функции выявления, контроля и поддержки в одних руках. Мы предлагаем реформировать и наделить этими полномочиями комиссии по делам несовершеннолетних. В некоторых регионах эти комиссии уже выполняют объединенные функции, например, в Москве, Саратовской области, Пермском крае".
Эксперт Interfax-Russia.ru подчеркивает, что уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов также как и он уверен в необходимости коренной перестройки существующей системы защиты детей. В настоящее время уполномоченный и общественные организации готовят пакет законодательных инициатив. Остается лишь надеяться на то, что данные инициативы благополучно и быстро пройдут все бюрократические препоны. "А верить в это, действительно, хотелось бы, - говорит Альтшулер, - потому что Дмитрий Медведев не первый президент, который сказал, что в России нет системы защиты детства, об этом и говорил и давал поручения еще Владимир Путин в период своего президентства".
Обозреватель Алла Боброва