Сибирь / Точка зрения 25 апреля 2013 г. 15:50

И провода не нужны

Interfax-Russia.ru – Беспроводные троллейбусы появились в нескольких городах Сибири. Преимущества разработки уже оценили местные власти.

В России созданием беспроводных троллейбусов занимается новосибирская ОАО "Сибэлттранссервис". С начала прошлого года выпущено уже 6 подобных машин. Две из них эксплуатируются в Новосибирске, две - в Барнауле, а еще две недавно приобрел Братск. Правда, пока что в Приангарье на рейс вышел только один такой троллейбус.

"Новый беспроводной троллейбус в Братске запустили в начале февраля. Специально под него разработали новый маршрут, который охватывает практически весь город", - сообщила Interfax-Russia.ru рекламный агент Братского троллейбусного управления Жанна Немченко.

По данным официального сайта администрации города Братска, беспроводные троллейбусы город приобрел в рамках долгосрочной целевой программы "Развитие транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования города Братска на 2010-2012 годы". Часть средств изыскали у местного троллейбусного управления, вторую половину — выделили из бюджета города.

"Изначально планировалось построить троллейбусные линии, подстанции. Соответственно, это определенная сумма средств, которых и так недостаточно. А вот приобретение таких троллейбусов позволит сэкономить средства, удлинить маршруты, улучшить экологическую ситуацию в центральной части Братска", - сообщила глава администрации Братска Елена Гольцварт.

По информации городской администрации, раньше проект новой троллейбусной линии по улице Муханова еле укладывался в 200 миллионов рублей, которые с трудом покрывали затраты на строительство новой подстанции и прокладку кабеля. Сейчас же, благодаря новосибирскому чуду техники стоимостью 8,6 млн рублей, можно без труда охватить муниципальным транспортом любой микрорайон в центральном округе города.

Разработчикам удалось добиться такого эффекта за счет технических характеристик беспроводного троллейбуса. Благодаря своим литий-ионным аккумуляторам машина вместимостью до 100 человек способна проезжать без подзарядки до 60 км. Кроме того, троллейбус оснащен энергосберегающим электронным приводом, который позволяет не только экономить электроэнергию (затраты на которую у беспроводного троллейбуса почти в два раза меньше, чем у его "рогатого" собрата), но и возвращать ее в сеть в режиме "рекуперации".

"При электроторможении тяговый двигатель приходит в генераторный режим, вырабатывает электроэнергию и он отдает ее в контактную сеть. И другой троллейбус, который идет по этому маршруту, следом идет, эту энергию потребляет", - пояснил принцип работы данной системы директор Братского троллейбусного управления Сергей Ишков.

По расчетам разработчиков, только за счет сэкономленной электроэнергии аккумуляторы окупятся менее чем за три года. Кстати, менять последние придется не часто – в среднем литий-ионные аккумуляторы "живут" 8-9 лет.

"Скоро в город прибудет второй такой троллейбус. А вообще в течение ближайших трех лет планируется приобрести для города 15 таких современных транспортных средств", - сообщили Interfax-Russia.ru в пресс-службе мэрии Братска.

В администрации города отметили, что пока что подобных троллейбусов с возможностью автономного хода нет ни в одном другом городе Приангарья.

Между тем, по словам гендиректора ОАО "Сибэлттранссервис" Сергея Парфенова, свой второй беспроводной троллейбус Братск получит со дня на день.

"Второй беспроводной троллейбус для Братска уже в пути, на днях он должен прибыть в город. Мы уже провели все необходимые испытания (машина проехала порядка 200 км), так что практически сразу по прибытию его можно будет запускать на линию", - сообщил он Interfax-Russia.ru.

Также Парфенов рассказал о новом проекте компании. По его словам, сейчас на предприятии работают над созданием седьмого беспроводного троллейбуса.

"В отличие от предыдущих моделей этот троллейбус будет низкопольный, что позволит передвигаться на нем людям с ограниченными возможностями. Эту машину мы делаем для Новосибирска", - рассказал гендиректор "Сибэлтранссервис".

Он отметил, что на первом этапе создания машины у разработчиков возникли некоторые трудности. Дело в том, что на предыдущих моделях литий-ионные аккумуляторы специалисты устанавливали под полом троллейбуса. На этот раз из-за низкой посадки последнего пришлось предусмотреть иные места для размещения батарей.

Еще одно новшество, которое планируется привнести в конструкцию автономных троллейбусов, касается их способности противостоять холоду.

"Из-за морозов падает скоростная характеристика транспортного средства. Поэтому пока троллейбус не нагреется благодаря собственным токам, он едет достаточно медленно. На разогрев уходит около часа. Для того чтобы исправить ситуацию, мы решили сделать для аккумулятора специальную тепловую рубашку, которая не позволит ему отдавать тепло. Кстати, такие уже есть на нескольких наших троллейбусах (в Братске и Барнауле)", - пояснил собеседник Interfax-Russia.ru.

Кроме того, по словам Парфенова, специалисты компании планируют также сделать и автоматический подогрев аккумулятора, который самостоятельно будет запускаться при температуре меньше минус 10 градусов.

"Пока что мы работаем над этим. Придумываем, как реализовать такой проект", - сказал он.

Между тем, автономный троллейбус не единственное современное транспортное средство, созданное с использованием литий-ионных аккумуляторов. Похожая технология применялась и при разработке электробуса НефАЗ-52992. Как несложно догадаться из названия модели, изготовил ее ОАО "Нефтеканский автозавод" (НефАЗ). Заказчиком выступила компания "Лиотех" – та же, что изготовила аккумуляторные батареи для автономного троллейбуса. Опытную эксплуатацию электробус также проходил в Новосибирске.

Несмотря на некоторые сходства, у этих двух моделей существуют серьезные отличия. К примеру, в отличие от беспроводного троллейбуса, у которого аккумуляторы установлены под полом, литий-железофосфатная аккумуляторная батарея у электробуса на крыше, в салоне и заднем свесе машины. Кроме того, транспортные средства различаются по длительности автономного хода. Если троллейбус может проезжать без контактной сети до 60 км, то электробус без подзарядки способен преодолеть расстояние в 200 км.

"Но все-таки в этом плане беспроводной троллейбус имеет перед электробусом одно преимущество. В отличие от последнего при разрядке аккумулятора его просто достаточно подцепить к сети, и он поедет дальше. Электробусу же для подзарядки нужны специальные зарядные станции, где заряжаясь, он проведет некоторое время", - отметил Сергей Парфенов.

Обозреватель Наталья Пономарева