Interfax-Russia.ru – Кузбасские полицейские следят за правопорядком на дорогах прямо с неба. Ловить нарушителей правил дорожного движения им помогает камера, укрепленная на аэростате.
Кемеровские полицейские начали эксперимент по применению мобильной системы высотного наблюдения "ОКО-1" две недели назад. За таким серьезным названием скрывается достаточно простая идея – аэростат, снабженный видеокамерой, поднимают над опасными участками автомагистрали, и с его помощью контролируют ситуацию на дороге.
"Аэростат поднимается в воздух сотрудниками авиаотряда специального назначения. Высота подъема – от 150 до 200 метров. Такая высота позволяет обеспечить охват расстояния до двух с половиной километров. Устройство оснащено видеокамерой высокого разрешения, изображение с которой через оптоволоконный кабель передается на мониторы диспетчеру", - сообщает пресс-служба ГИБДД по Кемеровской области.
Управляет видеокамерой сотрудник авиаотряда из специализированного центра-фургона, который находится неподалеку. Он может изменить направление камеры, а также увеличить или уменьшить изображение.
"От внимательности оператора во многом и зависит успех каждого рейда сотрудников ДПС. Наблюдая за изображением на мониторе, он фиксирует моменты, когда водители пересекают сплошную линию разметки и выезжают на встречную полосу для совершения обгона. Данные автомобиля диспетчер передает ближайшему наряду ДПС, сотрудники которого и задерживают нарушителя", - поясняют полицейские.
При этом видеокамера с воздуха "ведет" нарушителя до тех пор, пока его не остановят сотрудники ГИБДД. В качестве доказательства автолюбителю демонстрируют видеозапись. В дальнейшем это видео приобщается к материалам административного дела для рассмотрения в суде.
Сотрудники кемеровской полиции уже отметили преимущества этой системы. В своей ежедневной службе они также используют стандартные камеры видеофиксации нарушений. Однако не на всех участках дороги их применение целесообразно и эффективно: например, на автодорогах с большим количеством поворотов или с частыми спусками-подъемами. А вот аэростат позволяет "заглянуть" и за поворот, и под горку.
По словам полицейских, такое удовольствие не из дешевых. Один запуск аэростата обходится в 40 тысяч рублей, ведь для этого используется дорогой газ - гелий. Однако, как показала практика, применение системы высотного наблюдения экономически оправдано. Как сообщили гаишники, один полет позволяет только на одном участке дороги зафиксировать до 50 нарушений. В полиции отмечают, что с начала использования аэростата число правонарушений на трассах значительно уменьшилось, а это и есть главный эффект от кузбасского ноу-хау.
Если видеокамера, установленная на аэростате для многих пока в новинку, то стационарными видеофиксаторами уже никого не удивишь. Сегодня они используются повсеместно: их устанавливают над автомагистралями, на дорогах и перекрестках, на общественных зданиях, в парках и скверах, в местах большого скопления людей или проведения массовых мероприятий. Затраты государства на приобретение и установку видеокамер действительно себя оправдывают.
Так, по словам начальника центра фиксации административных правонарушений при городском управлении МВД РФ Владимира Балашова, в Иркутске после установки в городе систем видеонаблюдения на 10% уменьшилось количество ДТП, связанных с превышением скоростного режима.
"В 2011 году городской администрацией были приобретены комплексы фото-видео-фиксации нарушений "Арена" и создан центр фиксации нарушений. Посты ГИБДД получили семь комплектов передвижного оборудования, а на аварийно-опасных участках установили 15 стационарных камер", - рассказал Владимир Балашов.
Камеры установлены на всех трех мостах через реку Ангару, на плотине ГЭС, улице Байкальской, объездной дороге в Ново-Ленино и других крупных магистралях Иркутска.
Комплексы "Арена" фиксируют автомобили, нарушившие скоростной режим. "После обработки этих данных наш центр направляет владельцам авто "письмо счастья" с фотографией, подтверждающей факт нарушения, и штрафом", - пояснил представитель МВД.
Так, в прошлом году иркутяне получили 10 тыс. таких писем. Общая сумма штрафов составила 4 млн. 405 тыс. рублей.
Как пояснил собеседник агентства, в 2012 году установка видеокамер на городских дорогах продолжится. В частности, ими будут оборудованы светофоры и пешеходные переходы.
"Мы также планируем заняться фиксацией фактов пересечения сплошной разделительной линии. Это нарушение приводит к наиболее серьезным ДТП. Но есть сложности с установкой оборудования. Камера должна снимать сам факт пересечения сплошной, а для этого ее необходимо разместить прямо над дорожным полотном", - рассказал Балашов журналистам. Возможно, здесь иркутским полицейским как раз и пригодится опыт их кузбасских коллег.
Представители правопорядка других регионов, видя очевидную пользу записывающих устройств, также продолжают усиливать свой "видеопарк". Так, к примеру, в Краснодаре в 2012 году планируется увеличить количество таких видеокамер до 250 штук. В настоящий момент всего в Кубани установлено 513 подобных устройств.
В свою очередь, на воронежских дорогах установят 30 новых комплексов видеофиксации. По словам начальника УГИБДД ГУ МВД по региону Владимира Верзилина, камеры будут установлены в рамках федеральной и областной программ по повышению безопасности дорожного движения на 2006-2012 годы.
Чаще всего появление таких систем связано с реализацией программы "Безопасный город", в основе которой лежит система видеомониторинга и других технических новинок, позволяющих бороться с преступностью.
В 2013 году к этой программе, которой уже охвачен ряд городов России, подключится и Иркутск.
"На реализацию программы ориентировочно потребуется 600-900 млн. рублей. Если в текущем году она будет принята, то уже в 2013 заработает в Иркутске. На полную реализацию проекта потребуется от трех до пяти лет, в зависимости от финансирования", - рассказал депутат городской думы Сергей Юдин.
"Программа "Безопасный город" предполагает внедрение системы мониторинга на всех объекта жизнеобеспечения города. "Программа включает защиту мест массового пребывания людей, инженерных и коммуникационных сетей, дорожного движения, общественного транспорта и так далее", - пояснил депутат.
Информация о состоянии объектов будет стекаться в единый дежурно-диспетчерский центр Иркутска, который планируется оборудовать и ввести в эксплуатацию в течение 2012 года.
Сергей Юдин отметил, что отдельные разделы программы уже реализуются в Иркутске. Так, как сообщалось выше, на аварийно-опасных участках дорог города установлены видеокамеры, фиксирующие нарушения скоростного режима. Также охранными и пожарными сигнализациями оборудованы насосные станции и подстанции.
"Все это будет интегрировано в систему "Безопасный город", - подчеркнул депутат.
В рамках программы весь общественный транспорт и автопарк городских служб, в том числе "скорой помощи", будет оборудован системами навигации типа ГЛОНАСС.
"Сегодня из 70 машин "скорой помощи" лишь пять имеют системы навигации. Это каменный век, с этим надо бороться", - считает Юдин.
По его словам, в будущем опыт реализации программы планируется распространить также на соседние города Ангарск и Братск.
Что касается Запада, то там "тотальное видеонаблюдение" работает уже многие годы. Однако европейцы видят в этом больше минусов, чем плюсов. Например, в нескольких регионах Великобритании появились звуковые камеры наблюдения. Если прохожий вдруг нарушал общественный порядок, он тут же получал гневную отповедь по репродуктору – из центра видеонаблюдений. Говорят, после появления этих блюстителей правопорядка, число преступлений резко снизилось. Однако многие местные жители признавались, что теперь английские улицы все больше напоминают им тюремную колонию, где каждого может одернуть "надзиратель".
Тем не менее, прогресс движется вперед. И пока что "тотальное наблюдение" приносит больше пользы, чем вреда.
Обозреватель Наталья Пономарева