Interfax-Russia.ru – Учительские дома вскоре появятся в небольших селах Сибири. Они будут одновременно и школой, и домом для педагогов.
Учительские дома, одновременно служащие и домом для сельских педагогов, и школой для их учеников, существовали в царской России и в советское время. Теперь они могут стать альтернативой малокомплектным школам.
Воспользоваться опытом прошлого и воссоздать учительские дома уже успели в Поволжье: там такие дома открыли в Пермском крае и Нижегородской области. В Сибири строительство первого учительского дома завершат в ноябре в Хакасии. И уже до конца году в нем начнутся занятия.
То, что в регионах решили вдруг вновь обратиться к ушедшей в небытие форме организации школьного образования, в общем-то, неудивительно. Строительство учительских домов в глубинке может решить сразу две проблемы – проблему обеспечения жильем педагогов и проблему сохранения сельских школ. Ведь число этих учебных заведений с каждым годом стремительно сокращается. Школы продолжают работать лишь в относительно крупных селах, куда ездят на учебу дети из соседних, более мелких населенных пунктов.
Кроме того, учительские дома могут быть интересны для преподавателей, привлечь которых на село довольно сложно. Дело в том, что педагог в учительском доме будет полноправным хозяином - ему придется совмещать должности и учителя, и директора, и завхоза. Соответственно, и зарплата у него будет выше, чем в обычной школе. Кроме того, здание такого дома будет современным и комфортным.
Сейчас в Хакасии строят первые четыре сельские дома-школы.
"Учительские дома появятся в деревнях Политово (Аскизский район), Койбалы (Бейский район), Смирновка (Алтайский район) и Нижние Сиры (Таштыпский район). Их возведение лично курирует глава Хакасии Виктор Зимин. Первым из них будет сдан в эксплуатацию дом в Политово. Как предполагается, это произойдет уже в ноябре. И до конца 2011 года там начнут заниматься школьники – с 1 по 4 класс. Строительство остальных домов должно завершиться в 2012 году", - рассказали Interfax-Russia.ru в пресс-службе правительства Хакасии.
В Политово, кстати, еще до революции, в начале XX века, уже был учительский дом. Его здание, построенное в 1905 году, сохранилось до сих пор. Так что первый современный дом учителя здесь появится не только из чисто практических соображений - на это есть и историческая причина.
Мини-школа, которая уже практически построена, будет, пожалуй, самым современным зданием в деревне.
"Общая площадь здания 380 кв. метров, состоять оно будет из двух частей – жилой и учебной. Жилая часть займет 71 кв. метр, там будет жить учитель с семьей. Остальное – учебная зона. Там разместятся два класса, холл, буфет, спортивный класс, учительская, медкабинет, а также подсобные помещения. В доме будет централизованное отопление, горячая и холодная вода. Общая сумма строительства, не считая наружных коммуникаций, благоустройства территории и учебного оборудования, - около 9 миллионов рублей", - отмечают в пресс-службе правительства республики.
Для учительского дома закупят новейшее школьное оборудование – все, что необходимо учащимся начальных классов. Предполагается, что принять такая школа сможет 10-15 человек.
Стоит добавить, что аналогичные дома-школы, возможно, вскоре появится еще в нескольких регионах Сибири. Возможность реализации подобного проекта сейчас рассматривают, например, в Алтайском крае.
"Идея заключается в том, чтобы не строить отдельно школу и дом для учителя. Там, где в школе пять и менее учеников, можно сделать сразу такое строение, в котором будет жить учительская семья и параллельно проводится занятие с учениками. Сейчас мы работаем над такими проектами и ищем села, в которых можно применить такую форму", - сообщил журналистам вице-губернатор, начальник регионального управления по образованию и делам молодежи Юрий Денисов.
При этом он отметил, что во всех малочисленных и отдаленных селах такую форму организации обучения применять нельзя.
"Это не панацея, не универсальный метод. Мы сейчас разрабатываем параллельно два дополнительных проекта. В первом случае краевые власти намерены предоставлять землю и инфраструктуру, а учителя, в свою очередь, формируют сообщество и строят кооперативный дом под льготным кредитом с первоначальным взносом и частичной компенсацией из бюджета", - рассказал Юрий Денисов. - Второй вариант - это учительская ипотека, которая предполагает решение жилищных проблем учителей по механизму льготного кредитования строительства. Для нас очень важно сохранение малочисленных и малокомплектных школ, но в первую очередь это надо делать, параллельно решая задачу сохранения села, создания экономической базы для развития жизни в целом".
Готовы к строительству учительских домов и в Республике Алтай.
"Если какое-то поселение решит организовать школу - учительский дом, со стороны правительства Республики Алтай им будет оказана стопроцентная поддержка, как организационная, так и нормативно-правовая", - заявила министр образования, науки и молодежной политики республики Наталья Гусельникова.
Инициатива об организации учительских домов, по ее словам, должна исходить от глав поселений.
"Эта форма, так же как и малокомплектные школы, применима в нашем регионе, где достаточно много маленьких и отдаленных сел. Там, где будут такие учительские дома, не придется учеников возить за несколько километров в близлежащие села", - отметила Наталья Гусельникова.
Планируется, что открытие учительских домов решит одновременно целый ряд проблем. Как это будет на практике, покажет время.
"Мы категорически против закрытия малокомплектных школ. Это наша принципиальная позиция. Даже если в сельской школе занимается 10-15 человек, ее необходимо сохранить. Потому что без школы село умирает. Это ведь не только место, где дают знания, школа - это институт социализации. И создание укрупненных школ в больших селах, куда организовывают подвоз детей из меньших населенных пунктов – это не решение проблемы", - заявил Interfax-Russia.ru секретарь Общероссийского профсоюза образования Михаил Авдеенко.
"Поэтому создание учительских домов как альтернативы малокомплектным школам может быть удачной инициативой. Единственный минус – такое решение приемлемо только для начальной школы. Старшеклассников обучать один учитель всем предметам не сможет. А в целом, чтобы говорить об эффективности проекта, нужно подождать, пока эти дома-школы проработают хотя бы несколько лет", - отметил Михаил Авдеенко.
Обозреватель Вера Широкова