Сибирь / Точка зрения 26 июня 2017 г. 17:06

Лесопожарный десант

Interfax-Russia.ru – Десантники пожарной службы из Поволжья отправились на помощь иркутским коллегами.

Лесопожарный десант
Фото сайта ГУ МЧС по Татарстану

Аномальная жара в сибирских регионах и отсутствие осадков стали причиной высокой и чрезвычайной пожарной опасности в лесах. Особо острая ситуация с природными пожарами сложилась в Красноярском крае и Иркутской области. Лесные пожары возникают и быстро распространяются даже от незначительных источников огня.

Большинство июньских лесных пожаров в Иркутской области, в том числе все возгорания в заповедных и отдаленных территориях, возникло из-за сухих гроз. 22 июня в лесах региона был введен режим чрезвычайной ситуации.

Работу по ликвидации природных пожаров с воздуха продолжает авиация МЧС России. Ежедневно экипажи воздушных судов перевозят пожарных-парашютистов, грузы и тушат пожары.

Так, за минувшие выходные авигруппировка МЧС России в составе самолета Бе-200 и вертолета Ми-8 выполнила работы по тушению пожаров и переброске дополнительных сил на территории Качугского, Слюдянского и Усть-Удинского районов. В общей сложности было произведено 26 сбросов 267 тонн воды, перемещены 25 сотрудников авиапожарной службы и доставлено 3 тонны груза.

Всего на территорию Иркутской области прибыли 162 пожарных-парашютиста федерального резерва, которые переброшены и задействованы в тушении пожаров в Качугском районе.

В их числе группировка парашютно-десантной пожарной службы федерального резерва Авиалесоохраны. Как сообщил старший оперативной группы ЦУКС Главного управления МЧС России по Татарстану Александр Новиков, 100 работников подразделений парашютно-десантной пожарной службы ФБУ "Авиалесоохрана" Федерального агентства лесного хозяйства, находящихся на территории Марий Эл, прибыли в международный аэропорт "Казань" со всей необходимой экипировкой и лесопожарным оборудованием для работы в автономных условиях (ранцевые огнетушители, мотопомпы, бензопилы, шанцевый инструмент).

25 июня самолет Ил-76 МЧС России, на борту которого находился лесопожарный десант, вылетел из Казани в Иркутск.

Парашютисты-пожарные и десантники-пожарные федеральной Авиалесоохраны оказывают помощь в тушении лесных пожаров в условиях ЧС. Десантник-пожарный – специалист, обученный для тушения лесных пожаров и выполнения других заданий по авиационной охране лесов. Их доставляют к месту работы на вертолете.

Как правило, десантно-пожарная группа состоит из 6 десантников-пожарных и может входить в состав десантно-пожарной команды - команды десантников-пожарных численностью 12 человек, возглавляемой инструктором.

Парашютист-пожарный спускается к месту тушения лесного пожара на парашюте, возможности которого позволяют приземляться на ограниченные площадки в лесу.

Свою историю Авиалесохрана ведет с начала прошлого века. Еще в 1915-1916 годах российские летчики, выполнявшие полеты над лесами, наблюдали пожары и выступали пропагандистами организованного патрулирования лесной территории.

А 7 июля 1931 года с аэродрома небольшого городка Урень Нижегородской области впервые в отечественной истории специально для целей авиапатрулирования лесов поднялся маленький самолет-биплан По-2 (У-2). Продолжительность первого полета составила 1 час 33 минуты. Эту дату принято считать днем рождения Авиалесоохраны.

За время работы первой экспедиции на охраняемой территории площадью 1,5 млн га было обнаружено 14 лесных пожаров. Сообщения о лесных пожарах сбрасывались с помощью вымпелов на ближайшие к пожару населенные пункты и передавались затем в леспромхозы. На основе полученных результатов было установлено, что место пожара определяется с достаточной для практики тех времен степенью точности, ошибки колебались от 200 м до 3 км.

Спустя год в Московской области провели первые опыты по авиахимической борьбе с лесными пожарами – пожары попробовали тушить с воздуха химическими бомбами и сбрасывая на них растворы химикатов.

В 1934 году была опубликована "Инструкция по воздушной охране лесов от пожаров", составленная на основе результатов работ первых экспедиций. Она предусматривала особенности и преимущества нового дела, его метод и организацию, подготовку картографического материала, связь, подбор и обустройство аэродромов, нормы работ. В этом же году в Московской области в целях тушения лесных пожаров впервые применили взрывчатые материалы.

Тогда же провели первые опыты по высадке парашютистов со средствами пожаротушения к местам лесных пожаров. Чтобы совершить прыжок с По-2 или У-2, парашютист выходил на крыло, держался за распорки и ждал, когда летчик повернется и ему кивнет, в этот момент нужно было прыгать.

Первоначально парашютисты-пожарные высаживались у населенных пунктов для извещения местного населения о лесных пожарах и его мобилизации для борьбы с огнем. Они же осуществляли руководство тушением.

На авиаотряды возложили задачи непосредственного выполнения авиаохраны лесов от пожаров, аэровизуального обследования лесов, обслуживание лесосплава, аэрофотосъемки лесосырьевых ресурсов, выполнение других лесоавиационных работ.

К началу Великой Отечественной войны авиационным патрулированием было охвачено 109 млн га лесов, использовалось 60 самолетов По-2 и Ш-2.

В 1952 году на смену самолетам ПО-2 и Ш-2 пришел многоцелевой самолет Ан-2, который до сих пор используют в системе авиационной охраны лесов. Спустя пять лет после завершения опытных полетов по отработке прыжков с Ан-2, стало возможным осуществление тушения лесных пожаров силами авиационной пожарной службы самостоятельно.

Ан-2 нес на борту до 10 парашютистов-пожарных, а десантирование парашютистов-пожарных к месту тушения лесного пожара в момент его обнаружения значительно сократило время его ликвидации. Снизился процент крупных пожаров.

Параллельно проводились первые испытания вертолета Ми-4 для выполнения задач по обслуживанию лесного хозяйства. В ходе испытаний отрабатывалось использование вертолета для авиапатрулирования лесов, высадки десанта к местам лесных пожаров и технология возврата людей в авиаотделения. Появилась новая специальность - десантник-пожарный. Доставка к месту пожара осуществлялась вертолетами, которые совершали посадки на подобранные с воздуха площадки.

Кстати, специальность "десантник-пожарный" была введена в штатное расписание авиационной базы охраны лесов от пожаров с началом использования вертолетов. Именно с них стало возможным спускать десантников без парашюта. Для этого поначалу использовали специальное спусковое устройство барабанного типа (СУ-Б) для беспарашютного десантирования с вертолета при зависании над прогалинами леса. Так появилась возможность доставлять людей и грузы непосредственно к кромке лесного пожара.

СУ-Б находился на вооружении десантников-пожарных вплоть до 1978 года, когда инженер научно-технической лаборатории Николай Пушкарев разработал спусковое устройство роликового типа, отличавшееся большей безопасностью. Именно подобное устройство используется до сих пор.

Сейчас численность парашютно-десантной пожарной службы Авиалесоохраны составляет 725 человек - это приблизительно пятая часть от численности региональных служб авиационной охраны лесов.

Обозреватель Анастасия Николаева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook