Interfax-Russia.ru – Специалисты наконец-то завершили очистку места железнодорожной аварии в Бурятии, где три недели назад разлилось около 35 тонн сырой нефти.
Злополучное ЧП на Транссибирской магистрали в Бурятии случилось еще 7 февраля. Тогда в Заиграивском районе - в километре от населенного пункта Челутай (180 домов, население 457 человек) - сошли с рельсов семь цистерн с нефтепродуктами. Было повреждено 70 метров железнодорожного полотна, поезда сбились с графика. В частности, авария более чем на семь часов задержала пассажирский поезд "Чита-Челябинск" и четыре грузовых состава.
Самым неприятным, однако, было не это: при сходе с рельсов семи цистерн с сырой нефтью пять из них опрокинулись, одна протекла, в результате чего на землю вылились до 35 тонн нефтепродуктов. Площадь разлива нефти составила 330 кв. метров. В общей сложности на аварийно-восстановительных работах было задействовано более 100 человек и 25 единиц техники. Позднее силами работников восстановительного поезда место происшествия обваловали и обработали территорию сорбентом. Но инцидент на этом не был исчерпан.
Уже 11 февраля выяснилось, что собранный на месте розлива грунт… выбросили неподалеку, всего в нескольких километрах от места розлива, вдоль насыпи технологической железнодорожной ветки Тугнуйского погрузочно-транспортного управления. Площадь свала составила 1,6 тыс. кв. метров. Масса сброшенного грунта превысила 500 тонн. Как говорится, дальше увезти не смогли. В этом грунте, по данным Бурприроднадзора, предельная концентрация нефтепродуктов была превышена в 1 тыс. 600 раз.
"Нефтяные отходы были сброшены на 38-м километре перегона станций Карьерная - Шабур с 13 саморазгружающихся полувагонов вместимостью 50 тонн каждый", - уточнил агентству "Интерфакс-Сибирь" государственный инспектор Бурприроднадзора Заиграивского района Михаил Хитаров. По его словам, ответственность за сброс отходов должно нести Тугнуйское производственное транспортное управление.
"Специалисты Бурприроднадзора сфотографировали местность, где сброшены отходы с нефтепродуктами, взяли пробы грунта. На месте происшествия работают представители транспортной и природоохранной прокуратуры", - рассказал Хитаров.
По данным пресс-службы Восточно-Сибирской железной дороги, Иркутский следственный отдел Восточно-Сибирского следственного управления на транспорте уже начал свою проверку, чтобы определить основания для возбуждения административного дела по факту загрязнения территории нефтью. Свое расследование ЧП и его последствий ведут также Восточно-Байкальская природоохранная прокуратура и управление Росприроднадзора по Бурятии.
Не исключено, что основания для возбуждения дела действительно найдутся. Ведь нефтяной грунт сбросили неподалеку от лесного ключа, впадающего в реку Челутай, которая входит в водосборную зону реки Селенга - главного притока Байкала.
"Место, где был выброшен зараженный грунт, от поселка далеко, - пояснил Interfax-Russia.ru главный специалист-эксперт Бурприроднадзора Сергей Нестеров, - однако ручей, расположенный рядом с местом выброса, входит в природоохранную зону. Более того, ниже по течению всего в нескольких сотнях метров находится детский оздоровительный лагерь "Березка". Угроза для здоровья населения была вполне реальна".
В настоящее время, по словам эксперта, чрезвычайная ситуация практически ликвидирована. "Железнодорожники несанкционированно высыпали 13 думпкаров (грузовой вагон для перевозки и автоматизированной выгрузки вскрышных пород, угольно-рудных грузов, грунта, песка, щебня и других подобных грузов - ИФ), а собрали 16, - сказал Нестеров, - то есть они сняли и тот грунт, который находился под загрязненной землей. 25 февраля мы взяли отбор проб оставшейся земли, результаты исследования появятся только в начале марта. Надеюсь, что они будут нормальными. В этот же день был подписан соответствующий акт о том, что все убрано". Тем не менее, эксперт подчеркивает, что успокаиваться рано.
"Сейчас загрязненная нефтепродуктами земля стоит в этих думпкарах на одном из железнодорожных тупиков, - рассказывает собеседник Interfax-Russia.ru, - неизвестно, когда ее отправят на переработку, а между тем, думпкары не герметичны. И это нас, конечно, беспокоит". По информации Нестерова, грунт планируется отправить в Иркутскую область, чтобы затем использовать для отопления котельной, смешивая с углем.
Между тем, 27 февраля пресс-служба Росприроднадзора Бурятии сообщила, что около 900 тонн загрязненного нефтью грунта планируют оправить на специальный полигон в Иркутскую область.
"Мы надеемся, что будет возбуждено административное дело, а при необходимости и уголовное, и виновные будут наказаны, - сказал Interfax-Russia.ru министр природных ресурсов Бурятии Баир Ангаев. - Это, мягко говоря, неслучайно было сделано: выброс попытались замаскировать под укрепление железнодорожного полотна, сверху присыпали песком. Когда снег начал бы таять, то, как говорится, - и концы в воду. Пока информации о возбуждении административного и уголовного дела у нас не имеется".
По словам Ангаева, ущерб от несанкционированного выброса для окружающей среды пока не определен, но это обязательно сделают экологи. "Пока не могу сказать, будем ли мы судиться за этот ущерб, - говорит министр природных ресурсов Бурятии. - В последний раз, в середине 90-х годов, когда на лед Байкала из судна вылилось 3,5 тонны дизтоплива, ущерб был определен в 17 млн рублей. Мы долго судились с владельцем судна, но удалось получить лишь какие-то копейки".
В пресс-службе Восточно-Сибирской железной дороги Interfax-Russia.ru подтвердили, что загрязненный грунт убран "под метелку", и в ближайшее время будет вывезен. Более подробной информацией сейчас здесь не располагают.
Остается надеяться, что загрязненная земля благополучно доедет до Иркутской области, не рассыпавшись – случайно или нет – по дороге.
Обозреватель Любовь Третьякова