Interfax-Russia.ru – Красноярский край станет одним из первых регионов России, где вместо колонии для несовершеннолетних заработает воспитательный центр – исправительное учреждение нового формата.
Уже в конце марта несовершеннолетние преступники, отбывающие наказание в Канской воспитательной колонии в Красноярском крае, из осужденных превратятся в воспитанников. Дело в том, что эту колонию реорганизовывают в воспитательный центр – исправительное учреждение для подростков нового формата.
Эти преобразования – реализация лишь одного из направлений концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 года. Новая модель воспитательных центров будет апробирована в пяти регионах России – в Краснодарском и Красноярском краях, Тульской, Брянской и Московской областях. Причем в Красноярском крае воспитательный центр откроется раньше, чем в других регионах страны.
"Сегодня на 90% готов один из корпусов будущего воспитательного центра, в котором помещения казарменного типа перестроены в отдельные жилые секции, рассчитанные на проживание четырех человек. Уже к концу марта мы планируем переселить воспитанников в новый корпус", - заявил на пресс-конференции начальник ГУФСИН России по Красноярскому краю Владимир Шаешников.
Как рассказал начальник краевого ведомства, в двухэтажном корпусе Канской колонии – бывшем здании отряда – уже создали 31 жилую секцию. В каждом жилом помещение теперь есть санузел, необходимая мебель и телевизор. А в секциях, где будут жить несовершеннолетние преступники, имеющие право на облегченные условия содержания, будут даже персональные компьютеры с выходом в интернет. Естественно, что на них будет открыт доступ лишь к тем сайтам, которые необходимы для учебы.
Пребывание в центре станет весьма комфортным. Каждому воспитаннику достанется не менее 5 кв. метров пространства. Предполагается, что в Канском воспитательном центре будут проживать 150 воспитанников. В настоящее время в Канской воспитательной колонии содержат 66 преступников-подростков.
Следить за воспитанниками персонал центра будет с помощью новейших технических средств. В каждой секции уже установлена камера видеонаблюдения и система громкоговорящей связи. Еще одним новшеством станет система биометрической регистрации воспитанников, позволяющая отслеживать все их перемещения. А дежурную часть колонии планируется превратить в центр управления техническими средствами – при такой оснащенности он действительно потребуется уже в скором времени.
По словам Владимира Шаешникова, в ближайшем будущем исчезнут с периметра колонии часовые с вышками. Новая интегрированная охранная система позволит избавиться от этой гнетущей тюремной "атрибутики".
Бытовые удобства и техническая модернизация – довольно важные, но не самые главные отличия нового типа исправительного учреждения. Принципиально от существующих ныне детских колоний его отличает психологический подход к заключенным.
"Когда мы начинали работу по созданию воспитательного центра, мы, прежде всего, сделали акцент на внутреннее изменение сути учреждения – вместо карательной машины это должен быть центр, в котором воспитанники, проживая в цивилизованных бытовых условиях, получают в полном объеме помощь психологов и соцработников, учатся в школе, получают востребованные профессии. Сегодня, в условиях реформирования системы исполнения наказаний, мы должны оказать помощь тем, кто попал в трудную жизненную ситуацию, оступился и нарушил закон – это требование времени", - подчеркнул Владимир Шаешников.
Для этого в Канской колонии ввели две дополнительные должности - социальный работник и социальный педагог. Кроме того, все сотрудники центра проходят переподготовку.
"Образование сотрудников должно соответствовать занимаемой должности, основной упор сегодня мы делаем на социальное и психологическое образование", - отметил начальник ГУФСИН по Красноярскому краю.
При этом и все технологические новшества нужны для того, чтобы осужденные подростки больше не чувствовали себя "зеками" со стажем. Системы видеослежения, например, позволит им чувствовать себя более свободными за счет того, что исчезнут "живые надзиратели". Система биометрического контроля, в свою очередь, позволит им свободно перемещаться по зданию воспитательного центра. Кроме того, персонал реформированной колонии не будет носить военизированную форму - для него сошьют специальную одежду без символики УФСИН. Воспитанники тоже будут ходить в одежде, сшитой по типу гражданской, а вместо бирок им выдадут бейджи, на которых будут указаны только имя, фамилия и отчество - никаких статей и сроков.
Внедрение новых типов исправительных учреждений для подростков – это, по сути, переход к западным стандартам пенитенциарной системы.
"Модель воспитательных центров, безусловно, пришла к нам с запада. Однако это не означает слепого заимствования. Она определенным образом адаптируется к российской специфике. Так, буквально на днях, сотрудники Канской колонии проводили совместную работу с берлинскими педагогами, чтобы выработать определенную концепцию будущей воспитательной работы", - пояснили Interfax-Russia.ru в пресс-службе ГУФСИН России по Красноярскому краю.
Воспитательные центры на территории России – пока лишь эксперимент. Однако эксперты уже сегодня возлагают на них большие надежды.
"На мой взгляд, главное преимущество воспитательных центров в том, что они позволят полностью изолировать подростков от взрослых преступников. Ведь подразумевается, что в этих учреждениях они смогут находиться и на стадии ведения следствия, и, возможно, даже после достижения совершеннолетия", - рассказал Interfax-Russia.ru советник Общественной палаты РФ по взаимодействию с региональными общественными палатами, общественными наблюдательными комиссиями и некоммерческими организациями Виталий Полозюк.
"Сейчас осужденных подростков после достижения ими 19 лет переводят во взрослые колонии, и на стадии следствия они также контактируют с взрослыми преступниками. Структура воспитательного центра предусматривает включение двух участков - своеобразного СИЗО и изолированного участка колонии общего режима. Это должно помочь оградить осужденных подростков от пагубного влияния взрослых осужденных и обеспечить непрерывность воспитательного процесса", - пояснил собеседник Interfax-Russia.ru.
Но при всех очевидных плюсах преобразования детских колоний, по его словам, есть вызывающие опасения факторы.
"Одновременно поставлена задача сократить число детских колоний почти вдвое. Если раньше их стремились создавать практически в каждом регионе, чтобы не разрывать социальные связи, чтобы родственники могли регулярно навещать осужденных, то теперь наблюдается противоположная тенденция", - отметил Виталий Полозюк.
По его мнению, сейчас, идя по пути преобразований, важно не только успешно внедрить новые подходы, но и учесть уже имеющиеся наработки, не отказываясь от прежнего успешного опыта.
Обозреватель Вера Широкова