Interfax-Russia.ru - В регионах Сибири все больше жалеющих продать работающий бизнес.
"Продам бизнес" - объявления такого рода сейчас встречаются в регионах Сибирского федерального округа все чаще и чаще. Предприниматели стараются продать кафе, рестораны, бутики, салоны красоты и строительные фирмы. Все то, что оказалось не востребовано из-за кризиса: у потребителей упали доходы, и их теперь не привлекают даже скидки и бонусы. Как следствие, вместо ожидаемой прибыли предприятия подобного рода теперь приносят своим хозяевам одни убытки. Ситуации бывают особенно сложными, если фирма закредитована: расплачиваться по счетам в условиях изменившегося спроса крайне затруднительно. Объявлениями о продажах бизнеса пестрят не только бегущие строки телеканалов, сайты местных агентств, кризис добавил работы и профессиональным оценщикам.
"Услуга по поиску покупателей бизнеса действительно стала более востребованной, - сказал Interfax-Russia.ru руководитель красноярского филиала "БрокерКредитСревис" Алексей Чепкасов, - число сделок M&A (слияний и поглощений - ИФ) увеличилось. Продают все: начиная от парикмахерских и соляриев и заканчивая лесхозами и совхозами. И потенциальный покупатель сейчас находится в очень хороших условиях: тот, у кого деньги, может долго выбирать, думать и, наконец, сбивать цену".
Эксперт подчеркивает, что найти покупателей в нынешней экономической ситуации зачастую бывает непросто. "Люди придерживают деньги, предпочитая не вкладывать их в реальный сектор, - говорит Чепкасов, - мы находимся в фазе глубокого кризиса, и никто не знает, когда и какими мы из нее выйдем. На новых вложениях можно как хорошо выиграть (если законсервировать купленный бизнес на определенный срок - ИФ), так и прогореть".
Солидарен с Чепкасовым и эксперт ИК "ФИНАМ" (Москва) Алексей Курасов. Он сказал Interfax-Russia.ru: "Если говорить о малых и средних компаниях, то на этом рынке имеют место явные диспропорции - предложение за последние полгода выросло на 20-30%, в то время как спрос сократился в 3-4 раза. Как результат, несмотря на актуальность данного направления, особенно на фоне роста интереса к прямым инвестициям, по реальным сделкам мы видим сжатие рынка".
В "ФИНАМе" считают, что те, кто имеет деньги, предпочитают вкладывать их в валюту или делать банковские вклады под 12-16% годовых. "Сроки окупаемости бизнеса, как правило, составляют 3-6 лет, риски покупки достаточно высоки", - аргументирует Курасов. Структура предложения готовых бизнес-проектов, по мнению эксперта, в связи с кризисом претерпела лишь небольшие изменения: к туристическим агентствам, ресторанам, магазинам добавились рекламные агентства, предприятия АПК, производства строительных материалов, девелоперские недострои.
Новые экономические условия сказываются также на способах привлечения инвесторов. Из закрытых мероприятий они буквально на глазах превращаются в достаточно публичные. "Ищу партнеров по бизнесу", - этот баннер был размещен на нескольких пустующих рекламных площадках Барнаула.
"Число клиентов значительно сократилось, - рассказал о своем ноу-хау Interfax-Russia.ru директор рекламной группы "Дельфин" Валерий Зырянов, - в городе заполнено лишь 45% наших рекламных щитов, остальные пустуют. Мы решили не выжидать, пока экономическая ситуация у наших клиентов исправится, и немного перепрофилировать активы".
За три недели поиска партнеров по бизнесу таким необычным способом к менеджеру "Дельфина" поступило около 30 звонков. Одно предложение уже в работе (предприниматель намерен запустить сеть авиакасс под брендом "Ваш билет"), еще по двум идут переговоры - это предложения от компьютерного салона и от турагентства.
"Честно говоря, я даже не рассчитывал на такой эффект, - поясняет Зырянов, - мы сделали ставку на те бизнес-проекты, которые не требуют больших первоначальных вложений, - порядка 100-150 тыс. рублей - и последующих ежемесячных инвестиций. Это туруслуги, агентства недвижимости и услуги такси - часто такие компании не имеют ресурсов для активного продвижения, для размещения рекламы, а мы как раз можем их этим ресурсом обеспечить, ведь рекламные площади простаивают". Кстати, из 30 предложений "Дельфину" потенциальных продаж бизнеса касались три. Предприниматели хотели продать агентство такси, бильярдный клуб и ресторан. По словам Зырянова, все три компании начали работать прошлым летом, и, не успев рассчитаться по кредитам, попали в кризисное пекло.
Однако далеко не все компании кризис задел в одинаковой мере. "Я ничего о сделках купли-продажи бизнеса не слышал и не думаю, что в Красноярском крае это сильно развито или получило развитие в связи с кризисом. Во всяком случае, нашу компанию, занимающуюся строительством, это никак не коснулось", - сказал Interfax-Russia.ru заместитель "УСК ОАО "Сибиряк" Константин Егоров.
Любопытно, что даже сейчас в экономике наблюдаются отдельные островки благополучия. К ним можно отнести предприятия, продающие бензин. Они готовы расширяться и покупать новые АЗС, но у них другая беда - желающих продавать заправки немного.
Еще один сегмент рынка, который буквально на глазах возродился из небытия, - ломбарды. Ростовщичество в период глобального денежного обмеления оказалось настолько востребованным, что только ленивый сибирский предприниматель не попытался прибегнуть к оказанию столь выгодной услуги. Кстати, напомним, именно ломбарды были широко востребованы в кризис начала 90-х годов. Разница лишь в том, что теперь граждане побогаче, и им есть, что заложить. Впрочем, если кризис затянется, то и эта ситуация тоже может оказаться временной…
В настоящее время эксперты говорят о том, что региональные игроки не хотят сдавать свой бизнес за бесценок. Но возможность продать бизнес по желаемой стоимости у всех разная.
Например, генеральный директор Core Competences - Retail Evolution Company (Москва), DBA (Doctor of Business Administration), член Ассоциации независимых директоров, эксперт российского розничного рынка Олег Бакун в интервью bportal.ru сказал: "Очевидно, что больше покупателей найдется на крупные форматы: их можно предлагать не только национальным, но и международным компаниям. Гипермаркет с торговой площадью 8 тыс. кв. м более ликвиден, чем супермаркет-тысячник. Издержки первого существенно ниже, показатели доходности - выше".
Что касается собственно продажи, то Бакун советует оценивать благоприятность для этого текущего момента. "Процветающую организацию купят за любые деньги, за компанию, которая активно развивается, можно получить хорошую цену, но когда бизнес выживает, надо попытаться оздоровить экономику и продать как можно скорее или смириться с тем, что компания уйдет за бесценок", - резюмировал эксперт.
Учитывая экономическую ситуацию, стоимость любой компании - публичной или непубличной - может измениться достаточно быстро. И эксперты призывают помнить об этом как продавцов бизнеса, так и покупателей активов.
Обозреватель Любовь Третьякова