Точка зрения 15 марта 2010 г. 13:59

Российский авторынок: состояние неопределенности

Interfax-Russia.ru – Авторынок России через полтора года после начала кризиса все еще находится в крайне непростом положении.

Эксперты полагают, что в настоящее время на посткризисный автомобильный рынок России влияют разнонаправленные тренды. С одной стороны, государство оказывает беспрецедентную поддержку этой отрасли и намерено только увеличивать ее объемы. Причем помощь оказывается как финансовая, так и организационная: увеличены ввозные пошлины, начала действовать программа утилизации старых автомобилей, с участием государства расширяется автокредитная линейка. Кроме того, Федеральная антимонопольная служба стала более результативно контролировать цены на бензин.

С другой стороны, несмотря на все усилия, авторынок не восстановил позиций, утраченных с началом кризиса. Население пользуется автокредитами не так активно, как этого хотелось бы ведущим игрокам авторынка. Автопредприятия вероятно не надеются только на программу утилизации старых машин, поэтому ввели дополнительные бонусы покупателем новых автомобилей.

В качестве примера рассмотрим ситуацию на авторынке Сибири. Повышение таможенных пошлин привело к тому, что таможни Сибирского федерального округа в 2009 году оформили в 13 раз меньше иномарок, чем годом ранее. Точнее, как сообщила пресс-служба Сибирского таможенного управления, в зоне ответственности управления в минувшем году было оформлено 1 тыс. 80 легковых и 172 грузовые машины. А вот за год до этого – в 2008 году - было оформлено 12 тыс. 849 легковых и 3 тыс. 836 грузовых транспортных средства. Главная причина такого резкого падения популярности иномарок – рост таможенных платежей. Эти платежи по легковым автомобилям выросли в среднем почти в три раза, по грузовым - в два раза.

Больше всего в 2009 года в Сибири ввезли машин из-за границы жители Новосибирской области (через пункт пропуска прошло 504 автомобиля), Алтайского края (162), Томской области (147), Красноярского края (139) и Омской области (117 авто). Самыми популярными марками иномарок, оформленных в 2009 году в зоне ответственности Сибирского таможенного управления, были Toyota, Lexus, Mitsubishi, Nissan, Honda и Mersedes-Benz.

В изменившихся условиях некоторые сибиряки не нашли ничего лучше, чем заняться автоконтрабандой. Этому не помешало даже отсутствие общих границ со странами-производителями автомобилей. Так, в Томской области контрабандным путем начали завозить машины из… Киргизии.

"Есть международный договор, по которому переселенцы из Киргизии могут беспошлинно провозить свои автомобили (в Россию - ИФ). И теперь люди открывают контрабандистский канал, делают поддельное разрешение на переселение и провозят свои машины в Россию. А через два дня после продажи убывают обратно (в Киргизию - ИФ)",- сообщил на брифинге в томском пресс-центре агентства "Интерфакс-Сибирь" замначальника Томской таможни по правоохранительной деятельности Сергей Андреев.

По его словам, до 2009 года таможенники не выявляли случаев контрабанды автомобилей из этой азиатской страны. "Раньше такого не было. Киргизские автомобили для Томской таможни - новое явление", - сказал Андреев. Он подчеркнул, что большей частью контрабандно везли автомобили марки "Toyota". Впрочем, объем контрабанды из Киргизии оказался невелик: всего 10 автомобилей общей стоимостью 14 млн рублей.

Автоконтрабандисты действовали в Сибири в прошлом году, а вот автокредитные мошенники развернули здесь свою деятельность еще до кризиса. Эти новоявленные Остапы Бендеры обещали доверчивым россиянам помочь без проблем получить кредиты на дорогие иномарки. Согласившиеся на такую помощь оставались без машин, но зато с большой кредитной задолженностью перед банком. Так, в настоящее время уголовное дело в отношении одной из таких групп "помощников", в которую входили семь человек, в том числе два владельца барнаульских автосалонов, уже рассматривает суд.

Промышлять на доверчивости россиян они начали еще в 2006 году. Открыв ООО по предоставлению юридических услуг, они предлагали содействие в оформлении кредита на дорогостоящий автомобиль с последующей его продажей и получением прибыли. Клиентов убеждали в том, что благодаря договоренности с банком за взятый кредит потом платить не придется, но при этом большую часть средств, вырученных от продажи кредитной машины, они заберут себе, дабы возместить текущие расходы.

Всего от деятельности "помощников" пострадало более 60 жителей Алтайского края, в том числе 20 из них не получили вообще никаких денег. Преступники работали два года, прежде чем их задержали. Общую сумму "сделок", которые "помощники" провели за это время, правоохранительные органы не раскрывают, но если судить сколько денег члены этой группы проигрывали в казино Новосибирска - до 2 млн рублей за ночь – эта сумма была весьма солидной.

Между тем, аналитик ИК "ФИНАМ" Юлия Голышева уверена, что в кризисных условиях автокредитное мошенничество несколько видоизменилось.

"Достаточно широкое распространение в последнее время получили случаи предоставления кредитов заведомо неплатежеспособным заемщикам в результате их сговора с сотрудниками банков и предоставления кредитов по подложным документам", - сказала она Interfax-Russia.ru.

По ее мнению, такие заведомо невозвратные кредиты выдают во многих регионах России, а не только в тех, где расследуются громкие уголовные дела, аналогичные алтайскому. "Однако в свете сокращения объемов автокредитования и более тщательного контроля их масштабы (автомошенничеств - ИФ) сократились", - подчеркивает Голышева. Оценивая авторынок в целом, аналитик считает, что его игроки живут в "розовых" очках. "Продолжается падение объемов продаж на внутреннем рынке. По сравнению с началом 2009 года снижение составляет около 30%, - сказала Голышева. - Принимаемые государством меры поддержки, в частности стартовавшая программа утилизации старых автомобилей и предоставление кредитов под покупку машин отечественной сборки, пока серьезного влияния на рынок оказать не успели. Вероятно, они позволят прекратить снижение продаж, хотя планы того же "АвтоВАЗа" на 2010 год по продажам представляются излишне оптимистичными".

Впрочем, учитывая, что в российский автором вливают миллиарды рублей, идет разговор о сохранении заградительных автопошлин еще на пять лет, а программу утилизации предлагают продлить до 2013 года, для оптимизма отечественных автогигантов есть все основания.

Обозреватель Любовь Третьякова

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще