Interfax-Russia.ru - Новосибирская театральная студия набирает труппу бездомных актеров. Игра в театре может стать новым методом реабилитации людей без определенного места жительства.
Театр, где актерами будут бездомные, вскоре, возможно, появится в Новосибирске. Привлечь к искусству людей без определенного места жительства решил коллектив местного театра-студии Константина Ярлыкова "Театральный Яр". Сейчас театр-студия пытается собрать труппу из городских бродяг.
"В марте мы организовали показ спектакля для бездомных людей – в тот момент и возникла идея предложить им самим попробовать себя в роли актеров", - рассказала Interfax-Russia.ru актриса театра-студии "Театральный Яр" Анна Чернышева.
"Театральный Яр" – любительский театр. И он сам в какой-то степени является экспериментом, потому что его актером может стать любой – независимо от возраста, образования и профессии. Он существует три года и за это время неоднократно становился призером театральных фестивалей, а также стал известным далеко за пределами Новосибирска.
Благотворительный показ спектакля "Люди головы теряют" театр организовал для бездомных совместно с Новосибирским областным центром срочной социальной помощи. Эта постановка - один из лучших спектаклей в репертуаре "Театрального Яра". На фестивале "Театральный марафон - 2011" постановка "Люди головы теряют" получила награды сразу в пяти номинациях: "Лучшая режиссура", "Лучшее музыкальное оформление спектакля", "Лучший дуэт", "Лучшая роль второго плана" и "Лучшее воплощение романтического образа". Данная постановка состоит из трех частей-новелл, но на этот раз труппа показала только две наиболее популярные.
"Спектакль-мозаика, спектакль-сериал, спектакль-конструктор про людей, любовь и прочие эмоции", - так говорят о постановке сами актеры театра-студии "Театральный Яр".
"Акция, которую мы провели, по сути уникальна – в Новосибирске показ театральной постановки для социально незащищенных людей состоялся впервые. Она была направлена на то, чтобы привлечь внимание общества к проблемам бездомных", - пояснила собеседница Interfax-Russia.ru.
Зрителей театр искал с помощью центра социальной помощи – приглашения на спектакль раздавали в больницах и специализированных приютах. В итоге набрался полный зал – около 30 человек. Вместо билетов "театралы" должны были предъявить справку о прохождении медосмотра. Это, пожалуй, единственное ограничение, которое установили для желающих приобщиться к искусству.
По словам Анны Чернышевой, благотворительные спектакли для бродяг раньше проходили и в других городах, но, как правило, там их устраивали на открытых площадках. Новосибирцы же хотели, чтобы бездомные пришли именно в театр, отсюда и это "санитарное" требование.
"Конечно, этим людям необычно было такое внимание к себе - они им не избалованы. Они привыкли к тому, что их не желают замечать, к тому, что их проблемы замалчиваются, к тому, что от них отворачиваются на улицах. Поэтому многие из них к нашей акции отнеслись даже слегка настороженно, но самое главное - мы почувствовали отдачу. Зритель был заинтересован, и, надеюсь, не остался равнодушен", - отметила собеседница Interfax-Russia.ru.
"Поэтому после спектакля мы задали им вопрос – хотели бы они сами выступать на сцене, и, надо признать, среди них нашлись те, кто поддержал эту идею", - добавила она.
Как оказалось, многие из бездомных с детства мечтали быть актерами, а кто-то даже уже выходил на сцену в прошлой благополучной жизни. Впрочем, были среди них и те, кто актером себя никогда не представлял, но захотел бы попробовать себя в новом амплуа.
Социальные работники одобрили инициативу театральной труппы.
"Игра в театре может быть эффективным методом реабилитации социально незащищенных граждан. Если у человека есть желание, есть определенные способности, есть талант – их необходимо реализовывать. Творческая деятельность давно признана одним из самых эффективных способов реабилитации и социализации, и этот метод всегда дает высокие результаты. Конечно, при условии, что работа ведется системно и основательно, если относиться к этому не как к развлечению, а как к серьезной реабилитационной программе", - заявил Interfax-Russia.ru директор новосибирского Областного центра срочной социальной помощи Алексей Видякин.
"Реабилитация должна быть комплексной - человека с улицы недостаточно просто одеть, накормить, вылечить, оформить ему документы и устроить на работу. Культурное, духовное восстановление - неотъемлемая часть этого процесса", - пояснил Алексей Видякин.
По его словам, театры для бездомных уже есть в Италии, Германии, Праге, Чехии и Франции.
"Это общемировая практика. Однако в нашей стране таких примеров пока нет. За рубежом эти театры существуют давно и широко известны. Есть даже ежегодный театральный фестиваль, в котором участвуют труппы бездомных", - рассказал собеседник агентства.
Коллектив театра-студии Константина Ярлыкова также убежден: игра на сцене способна помочь бездомным вернуться к нормальной жизни.
"Это возможность заново научиться переживать, вспомнить забытые эмоции, по-другому посмотреть на мир и увидеть жизнь во всех ее красках. И наряду с самовыражением, это возможность научиться общаться и работать в коллективе и брать на себя определенную ответственность ", - считает Анна Чернышева.
При этом в театре осознают: работать с такими актерами будет нелегко. Им нужны преподаватели-профессионалы, психологи и социальные работники.
"Скорее всего, это будет очень непросто: мало того, что человека нужно будет обучить актерской игре, надо будет к каждому найти подход. А это люди очень часто замкнутые, недоверчивые", - отмечает Анна Чернышева.
Также не решен еще и вопрос, в каких спектаклях могли бы участвовать актеры с улицы. Скорее всего, это будет зависеть от того, какая подберется труппа.
"Еще одна важная задача, которую нам предстоит решить – это финансирование проекта. Очень хочется надеяться, что он найдет поддержку и действительно даст положительные результаты", - добавила собеседница Interfax-Russia.ru.
Обозреватель Вера Широкова