Сибирь / Точка зрения 3 декабря 2021 г. 13:51 обновлено 3 декабря 2021 г. 13:52

В отсутствие контроля

Interfax-Russia.ru — Чрезмерная загазованность могла привести к трагедии на шахте "Листвяжная" в Кузбассе. Руководство шахты этот факт скрывало.

В отсутствие контроля
© РИА Новости. Рамиль Ситдиков

Руководство шахты "Листвяжная" систематически скрывало факты ее чрезмерной загазованности и фальсифицировало результаты работы датчиков токсичных газов, заявил президент РФ Владимир Путин.

"Установлено, что руководством шахты систематически принимались меры к сокрытию фактов чрезмерной загазованности шахты метаном. Результаты работы датчиков токсичных газов фальсифицировались", — сообщил глава государства 3 декабря в ходе совещания о ситуации в угольной промышленности Кузбасса.

Он отметил, что данная информация содержится в документах СКР, которые есть в его распоряжении.

По данным Следственного комитета России, авария произошла из-за отсутствия контроля со стороны руководства шахты за добычей угля при повышенной загазованности метаном.

"Уполномоченными сотрудниками Ростехнадзора в нарушение требований законодательства о постоянном контроле объектов первого класса опасности проверки на шахте также не проводились. Меры к приостановке работ не принимались" — сказал президент.

В свою очередь президент холдинга СДС Михаил Федяев и гендиректор "СДС-Угля" Геннадий Алексеев признали свою ответственность за ЧП на шахте "Листвяжная".

"Внешние факторы официально показывали, что там (на шахте "Листвяжная" — ИФ) все замечательно, но вынужден признать, что это была только кажущаяся стабильность, так как гибель 51 человека — это катастрофически пресекает все бывшие достижения и победы. (...) Хочу принести свои извинения и склонить голову, готов понести все наказания", — сказал Алексеев на совещании.

Михаил Федяев также подчеркнул, что он не снимает с себя ответственности за произошедшее.

"Мы никогда не экономили на средствах безопасности и защиты, все необходимые финансы всегда выделялись, оборудование покупалось самое новое, самое современное. На шахте существует трехступенчатый контроль, начиная от газоанализаторов на лампах, потом сама система "Микон-3", плюс переносные газовые анализаторы. Оказывается, человеческий фактор все это перечеркнул. (...) Я готов понести любую ответственность", — сказал он.

По данным Алексеева, на вопросы промышленной безопасности и охраны труда на шахте "Листвяжная" за 2018-2020 годы и 9 месяцев 2021 года было направлено 1,475 млрд рублей.

"Эта шахта, в отличие от всех остальных шахт Кузбасса, где не хватало людей, наоборот, наращивала численность, и к ней в очередь стояли", — отметил Алексеев.

В ответ на это Путин заявил, что в причинах аварии будет разбираться прокуратура.

"Прокуратура, как я сказал, будет с этим подробно разбираться, и никаких огульных обвинений, наездов, как в народе говорят, никто допускать не будет", — сказал глава государства.

В то же время он напомнил о выявленных фактах сокрытия существующих на шахте проблем.

"Но все-таки, эти заявления или предварительный отчет о работе Следственного комитета, где говорится, что принимались систематические меры к сокрытию факторов чрезмерной загазованности, фальсифицировались эти данные — ведь кто-то это делал. Зачем? Чтобы побольше добыть и на экспорт отправить? Результат-то какой трагический! Теперь все сидим и головы опустили", — добавил президент.

В свою очередь генеральный прокурор РФ Игорь Краснов заявил о множественных нарушениях на шахте. По его словам, в выработке гладко было все только на бумаге.

"В связи с этим перед руководителем Ростехнадзора нами поставлен вопрос о несоответствии занимаемой должности руководящего состава Сибирского управления, отвечающего за организацию надзора в угольной сфере. Такая жесткая позиция обусловлена еще и тем, что в 2010 году после трагедии на шахте "Распадская" по результатам совещаний в правительстве руководителям Ростехнадзора, Роструда и Росприроднадзора было прямо указано на неудовлетворительный уровень контроля надзорной деятельности", — сказал он.

Генпрокурор отметил, что сотрудники местного Ростехнадзора систематически не исполняли свои полномочия.

"Так, инспекторами сняты с контроля предписания об устранении 2,5 тыс. нарушений, даже не выходя из кабинета. При наличии веских оснований десятки угольных предприятий региона и их должностных лиц не привлекались к ответственности", — отметил он.

Краснов также сообщил, что по результатам прокурорских проверок в отношении руководства шахты "Листвяжная" возбуждено более 20 административных дел (вдобавок к уголовным).

"Помимо возбужденных уголовных дел прокурорами инициировано привлечение руководства шахты к административной ответственности и дисквалификация. Всего возбуждено 25 таких дел", — сказал генпрокурор.

Он заверил, что по каждому такому делу "прокуратура добьется справедливого решения".

Помимо этого, как сообщил Краснов, после ЧП на "Листвяжной" Генпрокуратура намерена провести масштабные проверки всех угольных шахт, находящихся в десяти угледобывающих регионах страны.

"С учетом многочисленности фактов несоблюдения законодательства мной принято решение о проведении масштабных проверок всех шахт в 10 угледобывающих регионах. Это республика Коми, Саха-Якутия, Тува, Приморский, Хабаровский края, Самарская, Сахалинская, Ростовская, Челябинская области и Чукотский автономный округ", — сказал он.

Генпрокурор добавил, что, поскольку многие выявленные нарушения обусловлены снижением уровня квалификации инженеров, экспертов и контролеров, он также поручил проверить легитимность выданных им дипломов и свидетельств.

"Будет дана также оценка информации об аффилированности организаций по профессиональной подготовке специалистов предприятиями угольной промышленности", — сказал Краснов.

Помимо этого, генеральный прокурор предложил приостановить рассмотрение в Госдуме законопроекта, по которому руководители горнодобывающих предприятий могут получить право продления сроков эксплуатации их оборудования и сооружений.

"Необходимо приостановить рассмотрение в Государственной думе законопроекта, предусматривающего продление сроков эксплуатации технических устройств и сооружений по решению руководителя предприятия, основанному лишь на диагностировании оборудования специалистом, чья деятельность совсем не лицензируется, до выработки механизма эффективного контроля", — сказал он.

Также он предложил внести изменения в КоАП, "предусмотрев ответственность должностных лиц уполномоченных органов за неприятие мер по устранению нарушений при реализации контрольно-надзорных функций".

В свою очередь председатель Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности Иван Мохначук после аварии на "Листвяжной" предложил лицензировать самоспасатели для шахтеров.

"У меня предложение дать поручение чтобы обязательно была фирма, которая будет лицензировать производство спасателей и контролировать их. Чтобы не было так, что покупают непонятно чье производство, как сделаны, по каким техническим условиям самоспасатели, что они потом отказывают и не работают", — сказал он на совещании у президента по ситуации в угольной отрасли.

Мохначук отметил, что собственники угольных предприятий "идут по пути дешевизны, экономят деньги".

"Эффективность какова? Я сегодня разговаривал с рядом своих товарищей на шахте. И они говорят, что бывают случаи отказа самоспасателей. Авария — а он отказал", — добавил он.

Как сообщалось, ЧП на шахте "Листвяжная" (входит в "СДС-Уголь") в Беловском городском округе Кемеровской области произошло утром 25 ноября. Погиб 51 человек, в том числе 5 горноспасателей. По данным на 3 декабря спасатели обнаружили и подняли на поверхность тела 34 человек. Еще 17 остаются под землей.

После ЧП на шахте "Листвяжная" СКР возбудил 2 уголовных дела — по ч.3 ст.217 УК РФ (нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц) и ч.3 ст. 293 УК РФ (халатность, повлекшая по неосторожности смерть двух или более лиц). По первому из них обвиняемыми проходят директор шахты Сергей Махраков, его первый заместитель Андрей Молостов и начальник участка Сергей Герасименок. В рамках второго уголовного дела обвинение предъявлено главным госинспекторам Беловского территориального отдела Сибирского управления Ростехнадзора Сергею Винокурову и Вячеславу Семыкину.

В настоящее время директор шахты Сергей Махраков, его зам Андрей Молостов и начальник участка Сергей Герасименок арестованы до 25 января 2022 года, Семыкин и Винокуров - до 26 января 2022 года. Позднее их адвокаты обжаловали решение суда об избрании меры пресечения в виде ареста.

"Поступили апелляционные жалобы от адвокатов обвиняемых, ранее в отношении которых суд избрал меру пресечения в виде заключения под стражу", — сообщили 3 декабря "Интерфаксу" в Центральном районном суде Кемерова.

"Листвяжная" входит в компанию "СДС-Уголь". В настоящее время 50% акций принадлежит президенту холдинга СДС Михаилу Федяеву, 25% акций — Владимиру Гридину и 25% акций — Андрею Гридину.

Обозреватель Наталья Пономарева