Сибирь / Точка зрения 16 марта 2009 г. 10:01

Вырваться из пьяного угара

Interfax-Russia.ru – Ужесточение ответственности за продажу спиртного несовершеннолетним одобряют даже производители алкоголя.

В комитете Госдумы РФ по законодательству рассматривают меры по ужесточению ответственности продавцов за продажу сигарет и спиртного детям и подросткам. Законодатели рассматривают крайне жесткие и неслыханные до сих пор меры: не только большой штраф (до 40 тыс. рублей), но и реальное лишение свободы от 6 месяцев до одного года. Кроме того, к продавцам, как и к чиновникам, хотят применить так называемую дисквалификацию, то есть лишать их права занимать "определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет".

Это очень радикальные меры, если учесть, что по действующему законодательству за продажу пива и сигарет несовершеннолетним торговца можно наказать лишь по Кодексу об административных правонарушениях: его ожидает штраф всего-то в 1,5 тыс. рублей. Рассматривается также предложение об увеличении возрастного ценза - возраст, с которого можно будет покупать алкоголь, планируют поднять с 18 лет до 21 года, как это принято в Европе.

Стоит отметить, что подобные инициативы - уже не первая попытка законодательно оградить подростков от алкоголизма, и до сих пор они не находили поддержки у большинства депутатов. Однако сейчас возврат к рассмотрению данных инициатив неслучаен: кризис, скорее всего, поможет развитию алкоголизма в России, который и до этого уже приобрел очертания угрозы здоровью нации.

Причем угрозы не только взрослому населению, но и детям. В 2008 году на одного жителя России приходилось от 30 литров выпитого чистого алкоголя. В настоящее время 2 млн 348 тыс. россиян - алкоголики. Каждый день 2 тыс. человек в нашей стране умирают от проблем, связанных с употреблением спиртного.

С детским алкоголизмом ситуация не лучше. От одного до шести литров пива и от двух до пяти банок алкогольных коктейлей - эту дозу алкоголя принимает среднестатистический школьник в России каждый день (данные из фильма Первого канала "Детский алкоголизм"). Из трех российских несовершеннолетних в возрасте от 13 до 16 лет двое регулярно выпивают. Пьющие дети сегодня – это не только отпрыски так называемого деклассированного элемента, но и дети из обычных благополучных семей.

Тема алкоголизма несовершеннолетних и обсуждаемое ужесточение запретительных мер для одного из регионов Сибири приобрели пронзительную актуальность. В феврале в Барнауле (Алтайский край) был найден замерзшим в сугробе 15-летний подросток. У него не было телесных повреждений, а вот в желудке эксперты нашли следы алкогольного коктейля. Выпив и перестав ориентироваться, он ушел за город и видимо уснул на улице…

После этой трагической нелепой смерти многие в Алтайском крае задались вопросом, что делать, чтобы подобное больше не повторилось? Ограничиться мягкими запретами или ввести для подрастающего поколения "сухой закон", аналогичный тому, что уже есть в 44 странах мира? Что кроме запретов еще можно сделать для спасения от алкоголизма не только нации, но и каждого ребенка? Эти вопросы обозреватель Interfax-Russia.ru задал члену правления Алтайского совета предпринимателей Лилии Толстовой и президенту Енисейской алкогольной ассоциации Валерию Анохину.

"Карательные меры, которые предполагается ввести, не принесут ожидаемого результата, - сказала Interfax-Russia.ru член правления Алтайского совета предпринимателей (АСП) Лилия Толстова, - это будет только хорошее подспорье для милиции, увеличится число подстав. Из Закона о милиции изъяли ст.11 п.25, которые касались проверок, - сейчас вернут, вот и все. Вспомните практику, которая применяется сотрудниками милиции в алтайских деревнях, - договариваются с подростком о покупке, а следом заходят сами". Толстова считает, что усиление запретов приведет к развитию подпольного алкогольного бизнеса и даст шанс милиции устраивать несанкционированные рейды по торговым точкам. "А увеличение возрастного ценза до 21 года – это вообще нонсенс! У нас жениться можно с 18 лет, и что будет делать милиция – приезжать и загребать всю свадьбу?" – саркастически резюмирует член АСП. Эксперт считает, что реклама алкоголя и пива также как и продавцы заслуживает пристального внимания: "Она просто разнузданна, и особенно в тех городах, где есть пивзаводы, пивной алкоголизм нашей молодежи – это их заслуга".

Президент Енисейской алкогольной ассоциации (в нее входят 54 красноярские компании: заводы-производители, оптовики, ритейлеры) и советник губернатора Красноярского края Валерий Анохин рассказал Interfax-Russia.ru о своем видении ситуации: "Во-первых, я думаю, что возрастной ценз до 21 года наши законодатели не поднимут: у нас не европейский менталитет, а Конституция закрепляет за гражданами, достигшими 18 лет, ряд прав. Чтобы поднимать возрастной ценз, надо быть уверенным в том, что это примет население, а для этого хотя бы провести опрос. Во-вторых, я полностью согласен с ужесточением мер: алкоголь продают подросткам не в дневное время, когда могут быть пойманы, а ночью, и продают дешевый алкоголь. И не надо по поводу этого кивать на милицию – она единственная предпринимает реальные шаги по борьбе с алкоголизацией".

Вместе с тем Анохин уверен, что одни запретительные меры не помогут. "Одним кнутом не воспитаешь, - говорит он, - подросток, ребенок всегда должны видеть и иметь то, что будет привлекать его не меньше бутылки пива. Чтобы переломить ситуацию с нарастающим детским алкоголизмом, надо вливать средства во всевозможные молодежные программы, в спорт, культуру, туризм". Еще одна больная тема, по мнению эксперта, - это реклама пива. "Пока с экранов ТВ и всеми другим способами детям будут вдалбливать, что пить пиво – это быть в команде, это быть интересным, продвинутым и т.д., они будут пить пиво".

Оба эксперта, несмотря на некоторую разницу позиций, признают: детский алкоголизм действительно приобрел масштабы национального бедствия, с которым надо бороться. Вопрос только в мерах. Например, когда и как надо было начинать бороться за здоровье двух шестилетних алкоголиков, которые были зарегистрированы в этом году в Красноярском крае?

Обозреватель Любовь Третьякова

Фото ИТАР-ТАСС