Сибирь / Точка зрения 19 мая 2011 г. 14:54

За убийство "по-братски"

Interfax-Russia.ru – Суд поставил точку в деле об убийстве зампрокурора Братска, дерзком преступлении конца 90-ых годов. Восемь человек получили от 18 до 25 лет тюрьмы.

Иркутский областной суд 19 мая вынес обвинительный приговор восьми убийцам первого зампрокурора Братска Александра Синицина. Организаторы и исполнители, пожалуй, самого громкого в Иркутской области преступления времен "лихих 90-ых" получили серьезные сроки – от 18 до 25 лет.

Александра Синицина, который курировал расследование самых резонансных уголовных дел в Братске, застрелили из обреза охотничьего ружья в подъезде собственного дома в январе 1999 года.

Как выяснилось, убийство зампрокурора заказали бывший начальник УВД Братска Владимир Утвенко и заместитель директора городского центрального рынка Арцруни Хачатрян, обладавший множеством криминальных связей. Высокопоставленного милиционера и "бизнесмена" связывала давняя дружба. Александр Синицин, который активно боролся с коррупцией в органах милиции и с засильем преступных группировок в Братске, своей "излишней" принципиальностью не угодил им обоим. Тогдашний прокурор Братска к тому же в тот момент ушел в отставку, и Синицин вполне мог занять его место. Приятели договорились, что Хачатрян найдет киллера и оплатит его услуги, а Утвенко будет "прикрывать" участников убийства, пользуясь служебным положением.

Хачатрян обратился к Вадиму Молякову, депутату братской думы, а тот, в свою очередь - к координатору одной из политических партий Виктору Загородникову. Эти двое имели множество криминальных знакомств и подобрали уже непосредственных исполнителей преступления. Кровавая работа досталась банде бывшего участкового Александра Курилина. Помимо него, в банду входило еще четыре человека – его товарищ по милицейской службе Эдуард Машин и трое безработных - Александр Калентьев, Дмитрий Шевченко и Олег Борисов.

То, что братские политики, служители закона, бизнесмены и представители криминального мира были самым тесным образом связаны, теперь никого не удивляет. В 90-ые годы Иркутская область входила в "десятку" самых криминальных регионов России, и Братск был наиболее криминальным городом.

"Братское" формирование практически полностью подчинило себе преступность региона, объединив около 20 организованных групп, действовавших во всех городах и районах области. Активных участников группировки насчитывалось более 300, ими руководили более 30 криминальных "авторитетов". Так называемый "общак", по разным оценкам, достигал несколько сотен миллионов долларов, имелась недвижимость за границей", - рассказал журналистам начальник УФСБ России по Иркутской области Игорь Ахримеев.

Он добавил, что братским авторитетам очень быстро удалось установить контроль над самыми рентабельными предприятиями Иркутской области в лесной, золотодобывающей, строительной и нефтеперерабатывающей отраслях.

"С середины 2000-х годов "братчане" стали приобретать обширные коррумпированные связи в органах государственной власти и местного самоуправления, в правоохранительной системе", - заявил Игорь Ахримеев.

Получив от заказчиков 500 тысяч рублей предоплаты, члены банды разработали детальный план убийства. Когда вечером 5 января Александр Кислицин возвращался с работы, злоумышленники следили за ним, а Олег Борисов прятался в подъезде. В тот момент, когда зампрокурора подходил к дому, преступники подали Борисову сигнал, и он встретил Александра Кислицина выстрелами. Первый выстрел киллер сделал в живот, а второй, контрольный, в голову.

После этого исполнители убийства поспешно уехали из Иркутской области, а Утвенко и Хачатрян заплатили им еще один миллион рублей.

Преступление долгое время оставалось нераскрытым – в мае 2001 года следствие приостановили, потому что в деле не было ни одного обвиняемого. Возобновили расследование лишь в апреле 2008 года, когда у правоохранительных органов появились информация об убийцах.

"Аналитическая группа в следственном управлении пришла к выводу, что необходимо перепроверить те версии, которые были выдвинуты на первоначальном этапе расследования. К тому времени исполнитель и другие пять человек отбывали наказание за другое преступление. Вернулись к этим лицам, и они стали давать показания", - рассказала на пресс-конференции в иркутском пресс-центре агентства "Интерфакс-Сибирь" и.о. руководителя Следственного управления СКР по Иркутской области генерал-майор юстиции Алла Никонова.

Постепенно следователям удалось раскрыть всю цепочку - от заказчиков до исполнителей. Правда, Хачатрян к тому времени уже умер, поэтому на скамье подсудимых оказались только восемь человек. 5 мая 2011 года суд присяжных вынес всем им обвинительный вердикт.

"Восемь человек признаны виновными в зависимости от роли каждого в совершении преступлений, предусмотренных статьями 209 (бандитизм), 105 (убийство), 295 (посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие) УК РФ", - сообщил агентству "Интерфакс-Сибирь" старший помощник руководителя областного следственного управления Владимир Саловаров.

Иркутский областной суд свой приговор огласил 19 мая. Все организаторы и исполнители громкого преступления получили солидные сроки. Владимир Утвенко - 18 лет, Вадим Моляков – 25, Виктор Загородников – 20, Олег Борисов и Александр Курилин – по 25, Александр Калентьев – 24, Эдуард Машин и Дмитрий Шевченко– по 23 года. Отбывать наказание они будут в исправительной колонии строгого режима.

Представители силовых структур, для которых раскрыть убийство своего коллеги было делом чести, решение суда считают справедливым.

"У нас не каждый день убивают сотрудников милиции и прокурорских работников, поэтому сотрудники милиции и прокурорские работники рады этому приговору - торжество закона должно побеждать", - заявила и.о. руководителя СУ СКР по региону Алла Никонова.

Конечно, убийцы, которых суд надолго отправил в тюрьму, не были последним оплотом могущественного братского преступного сообщества. Тем не менее, с тех пор, как их "обезвредили", в Братске все же стало спокойнее.

"Когда в 2003 году, когда были арестованы две группировки братского преступного сообщества, у нас в Иркутске и Братске перестали на улицах стрелять в день по три раза и убивать по восемь человек", - отметила Алла Никонова.

"Однако подросло другое поколение - более дерзкое, которое относит себя к тому же "братскому" преступному формированию. Это более 200 человек. Все они находятся в поле зрения правоохранительных органов", - добавила она.

Неслучайно подозреваемым в убийстве Александра Матвеева, когда их уже задержали, продолжали помогать "с воли".

"В процессе и расследования, и рассмотрения уголовного дела в суде мы, естественно, чувствовали, как криминальная среда продолжает защищаться, иногда переходя и к откровенным атакам, компрометируя деятельность правоохранительных структур", - отметил Игорь Ахримеев.

Примером такой дискредитации могут быть фильмы, снятые о пытках в иркутских СИЗО. По мнению начальника ГУФСИН по Иркутской области генерал-лейтенанта Павла Радченко, эти "киноленты", которые с определенной периодичностью появляются вот уже на протяжении нескольких лет, могут быть "заказом" криминальных авторитетов.

"Мифы о всяческих пытках могут быть выгодны тем подследственным, которые состояли в группировке, которые имеют поддержку финансовую с воли. Почему то остальные граждане, которые проходят по уголовным делам, за все время, что я работаю, никто не подал жалобу, что его истязали, пытали", - заявил на пресс-конференции 19 мая Павел Радченко.

Отметим, что у признанных виновными в убийстве зампрокурора есть еще 10 суток на то, чтобы обжаловать приговор. Их адвокаты пока еще не сообщили, будут ли они подавать кассационные жалобы.

Обозреватель Вера Широкова