Сибирь / Точка зрения 11 мая 2011 г. 16:10

Забастовка "под шумок"

Interfax-Russia.ru – Водители маршрутных такси забастовали в Туве. Они требуют повысить стоимость проезда, ссылаясь на подорожание бензина. Власти региона их требования считают необоснованными.

Жители Кызыла (Республика Тува) 11 мая вынуждены были столкнуться с неожиданными неудобствами: частные маршрутные такси, на которые приходится почти 80% внутригородских перевозок, отказались возить пассажиров. "Маршрутчики" забастовали, требуя повышения стоимости проезда с 13 до 15 рублей.

По их словам, поводом для такого требования стали проблемы с ГСМ, возникшие в Туве на прошлой неделе. Власти республики в свою очередь заявили, что на шантаж частных перевозчиков поддаваться не намерены, поскольку ситуация на топливном рынке уже стабилизировалась, и веских причин для забастовки нет.

Стоит пояснить, что в конце апреля в республике одна за другой начали закрываться АЗС. На бензин марок Аи-92 и Аи-95 возник ажиотажный спрос. На отдельных заправках стоимость Аи-92 взлетела до 50 рублей за литр.

"Перебои в обеспечении Тувы топливом образовались в силу отсутствия у них (региональных поставщиков ГСМ - ИФ) прямого выхода на крупных продавцов нефтепродуктов, отгружающих товар партиями не менее 500 тонн", - сообщила пресс-служба правительства региона.

Тогда тувинские власти обратились в крупные сбытовые компании с просьбой начать отпускать топливо региональным поставщикам под их гарантии. Им навстречу пошли кемеровские подразделения "Газпромнефти", и уже 9 мая в республику прибыли первые 220 тонн Аи-92 – самого дефицитного бензина.

Владельцы региональных АЗС в обмен на помощь властей в организации прямых поставок обязались торговать топливом с минимальными надбавками. В правительстве утверждают, что после этого цены на горючее стали вполне приемлемыми.

"В результате цена на топливо, до сих пор достигавшая на отдельных АЗС 50 рублей за литр, упала до 25 рублей в Кызыле и 26 рублей в районах республики. К 10 мая на бензоколонках практически исчезли очереди" - подчеркивается в сообщении пресс-службы региональной администрации.

Этих 220 тонн, по расчетам чиновников, должно хватить, чтобы перебоев в поставках топлива в Туве не возникало до конца мая. Вдобавок к этому, в ближайшие дни в республику привезут бензин другие "оптовики". 500 тонн - "Хакаснефтепродукт", и 300 тонн – "Роснефть". Организованный завоз бензина, как заявил первый вице-премьер тувинского правительства Сергей Тен, продолжится до тех пор, пока ситуация окончательно не стабилизируется.

Бензин, который уже удалось получить под гарантии властей, без ограничений решено отпускать только экстренным службам - "скорой", пожарным, аварийным бригадам и т.д. В качестве исключения в этот список, как утверждают в региональной администрации, были включены и "маршрутчики". Для всех остальных, в том числе и для автолюбителей, действует правило – "не больше 20 литров в день".

В связи с этим требование бастующих владельцев маршрутных такси имеет все шансы остаться неудовлетворенным. Его чиновники восприняли скорее как попытку предпринимателей с выгодой для себя использовать возникший не только в Туве, но и в большинстве других регионов России топливный кризис, чем как крик отчаяния.

Сергей Тен, в частности, заявил на совещании в правительстве 11 мая, что "маршрутчики", обслуживающие Кызыл, уже давно добиваются повышения стоимости проезда. Причем они постоянно называют разную сумму – то 15, то 19 рублей. По его мнению, они просто решили воспользоваться ситуацией.

Вице-премьер отметил также, что ни один из владельцев маршрутных такси не явился на встречу с представителями администрации 11 мая, чтобы объяснить суть своих претензий.

В республиканской службе по тарифам тоже считают цену бензина в 25 рублей за литр неприемлемой для пересмотра стоимости проезда.

"Еще в начале апрельской ценовой волны на рынке нефтепродуктов специалисты службы занимались расчетом возможного роста тарифа на пассажироперевозки в столице. Тогда в себестоимость услуг маршрутных такси закладывалась средняя сложившаяся на АЗС цена бензина Аи-92 в 27 рублей. Более того: экономисты попробовали пойти навстречу перевозчикам - сюда же были включены стоимость затрат, которые ни один из таксистов сегодня не несет, хотя обязан – это, к примеру, ежедневное медосвидетельствование водителей, мойка машин и другие мелкие издержки, вплоть до химчистки салонов. Но даже с такими "накрутками" при 15-процентной норме прибыли, как сообщила руководитель службы Елена Каратаева, расчетный тариф не превышает существующей ставки в 13 рублей", - говорится в пресс-релизе тувинского правительства. Отметим, что статья ГСМ в установленном сейчас "маршрутном" тарифе составляет всего 40%. Не нужно быть специалистом, чтобы рассчитать, что даже с учетом подорожания топлива стоимость проезда, на которой настаивают "маршрутчики", несколько завышена. Служба по тарифам на последней встрече с владельцами маршрутных такси готова была предложить им тариф в 14 рублей, однако их повышение всего на один рубль не устроило, поэтому стоимость поездки осталась прежней – 13 рублей.

"До тех пор, пока правительство республики в состоянии "держать" в регионе существующие цены на бензин, требования коммерческих перевозчиков о повышении тарифов на перевозку власти удовлетворять не намерены", - подчеркнул на совещании Сергей Тен.

К тому же транспортного коллапса, на который, вероятно, рассчитывали бастующие "маршрутчики", в столице Тувы не произошло.

"На улицы города вышли 22 автобуса МУП "Кызылское АТП", а также 15 частных автобусов. Кроме того, мы договорились с автотранспортными предприятиями районов, они выделят 52 автобуса", - сообщил Interfax-Russia.ru представитель пресс-службы мэрии Кызыла.

Более того, эта забастовка, о которой, кстати, "маршрутчики" даже не предупредили городские власти, может им самим выйти боком.

"Предприниматели нарушили условия договора об осуществлении пассажирских перевозок, который они заключали с администрацией города. За это им могут грозить либо штрафные санкции, либо даже расторжение договора. Наши юристы сейчас прорабатывают этот вопрос", - отметил собеседник Interfax-Russia.ru.

Обозреватель Вера Широкова