Аудит платежей населения за жилищно-коммунальные услуги в Ростовской области выявил более 9,5 тыс. нарушений – министр ЖКХ региона

В 2013 году в Ростовской области продолжается аудит платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги. Данная практика была введена в регионе с января 2011 года по поручению губернатора Василия Голубева в связи со значительным количеством жалоб на высокие тарифы и непрозрачность формирования платежей. Результаты работы, проделанной в течение 2,5 лет, агентству "Интерфакс-Юг" прокомментировал министр жилищно-коммунального хозяйства региона Сергей Сидаш.

- Следует отметить, что аудит платежей зарекомендовал себя не только как средство "обратной связи" с населением и инструмент точечного разрешения отдельных жалоб, но и как эффективная форма мониторинга проблем в сфере ЖКХ. В 2011 году аудит проводился во всех 12 городских округах, откуда поступала большая часть жалоб, в 2012 - в городских и сельских поселениях. А в этом году проводятся повторные проверки муниципальных образований, в том числе Зверево, Гуково, Батайска, Ростова-на-Дону и Сальска.

Всего проверены 252 управляющие организации, 6 тыс. 764 многоквартирных дома, в том числе комплексно 53 управляющих организаций и ТСЖ, 78 многоквартирных домов. Выявлено более 9,5 тыс. нарушений в жилищно-коммунальной сфере, наложено штрафов на общую сумму более 16,3 млн рублей.

В числе основных проблем, которые выявлены в ходе аудита платежей за жилищно-коммунальные услуги, можно назвать ненадлежащее техническое состояние общего имущества в многоквартирных домах и нарушение правил содержания и ремонта, в том числе требований законодательства об энергосбережении. Это нарушение выявлялось практически в каждом муниципальном образовании. И причин тому несколько: значительный уровень износа многоквартирных домов; пассивное отношение собственников при решении вопросов текущего ремонта общего имущества; злоупотребления управляющих организаций.

Еще одна выявленная проблема - нарушения при начислении платы за жилищно-коммунальные услуги. В частности, применяется размер платы за содержание и ремонт жилья, не утвержденный общим собранием собственников помещений; не начисляется плата за содержание и ремонт жилья, а также за общедомовое потребление коммунальных услуг собственникам нежилых помещений; не начисляется плата за коммунальные услуги потребителю в случае непредставления показаний индивидуального счетчика.

Множество вопросов у населения вызывается начисление платежей за общедомовое потребление коммунальных услуг.

Указанные нарушения характерны практически для всех городов, однако преобладают в Ростове-на-Дону, Шахтах, Новочеркасске, Сальске.

Еще одна проблема, выявленная в ходе аудита, - это отсутствие в договорах управления многоквартирным домом механизмов контроля собственников за деятельностью управляющей организации. А если такой пункт и имеется, то он носит формальный характер. К примеру, ряд новочеркасских управляющих компаний в договорах предусмотрел право произвольно направлять полученные доходы на собственные инвестиции и погашение любых убытков.

Также в ходе аудита неоднократно выявлялось несоответствие законодательству договоров между управляющими организациями многоквартирными домами и ресурсоснабжающими поставщиками услуг. Часто такие договоры заключались поставщиками услуг с гражданами напрямую. Повышение качества коммунальных услуг и предотвращение образования задолженности за топливно-энергетические ресурсы возможно только при правильной организации договорных отношений между поставщиками и исполнителями коммунальных услуг – управляющими организациями, ТСЖ, жилищными кооперативами.

Выявленные в ходе аудита проблемы в ЖКХ решаются разными способами.

Так, проблема значительного износа многоквартирных домов решается с помощью государственной поддержки капитального ремонта и замены и модернизации лифтов.

Госжилинспекция области выдает предписания на устранение нарушений технического содержания домов, порядка расчета оплаты, законодательства об энергосбережении, а виновные лица привлекаются к административной ответственности.

Выявленные злоупотребления управляющих организаций, имеющие признаки преступлений, становятся предметом рассмотрения правоохранительных органов.

Министерство ЖКХ в средствах массовой информации проводит разъяснительную работу с населением и исполнителями коммунальных услуг: выпускаются информационные брошюры, радиоролики, листовки, что позволяет информировать значительное количество жителей об их правах и обязанностях в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Разработаны методические рекомендации по вопросам управления многоквартирными домами. По итогам аудита платежей органам местного самоуправления направляются рекомендации.

Наше министерство при содействии Ростовского областного учебного центра проводит обучение председателей советов многоквартирных домов и председателей правлений ТСЖ.

Систематически на заседаниях региональной комиссии по реформированию жилищно-коммунального хозяйства по результатам аудитов обобщаются выявленные нарушения и даются рекомендации и поручения органам местного самоуправления.

В целом, подводя итоги работы в течение 2,5 лет, можно сказать, что граждане становятся более активными и информированными в вопросах ЖКХ. Доказательством тому является увеличение количества случаев, когда собственники отказываются от услуг управляющих компаний, не выполняющих взятых на себя обязательств, выбирая иную организацию либо создавая ТСЖ.