Автодилеры на юге РФ наблюдают оживление спроса и дают оптимистичные прогнозы

Interfax-Russia.ru - Продолжительные ограничительные меры, введенные из-за распространения коронавируса, практически полностью остановили продажи автомобилей на юге России, заставив игроков скорректировать инвестпроекты и на фоне отсутствия господдержки плотно въехать в колею онлайн-продаж.
Вместе с тем, большинство опрошенных "Интерфаксом" участников рынка наблюдают оживление покупательского спроса после снятия ограничений и рассчитывают восстановить продажи уже в ближайшие месяцы.

COVID-НАЯ ПРОБУКСОВКА

"Убытки, конечно же, оказались серьезными. Дилерские центры и автосалоны в нашей сети преимущественно оставались закрытыми весь апрель и май. А многие регионы - Ростов-на-Дону, Минеральные Воды и Краснодар - вплоть до середины июня продолжали работать только в онлайн-формате", - сообщил "Интерфаксу" основатель и генеральный директор компании Fresh Auto Денис Мигаль.

Из-за серьезного падения трафика многие сотрудники были отправлены в отпуска, часть персонала пришлось сократить.

Исполняющий обязанности гендиректора АО "Кавказ-Лада" (официальный дилер "АвтоВАЗа" в Карачаево-Черкесии) Олег Бьюков также сообщил агентству о падении продаж в период пандемии.

"Безусловно, карантинные меры серьезно повлияли на нашу работу. С учетом наличия госконтрактов мы имели возможность работать, однако значительно сократился поток клиентов. В связи с этим нам пришлось отправить во временные отпуска около 30% сотрудников. Убытки серьезные. Покрывать их планируем за счет господдержки. Сейчас вся надежда на государство и их лояльное отношение к нам", - сообщил Бьюков.

О частичном сокращении персонала в период пандемии сообщил и генеральный директор сети автомобилей с пробегом Automama Никита Быков.

"Розничная сеть компании располагается в торговых центрах Краснодара и Ростова-на-Дону, поэтому во время карантинных мер на нас распространялись ограничения для торговых центров, а не для автомобильного бизнеса. Пока в течение двух с лишних месяцев торговые центры были закрыты, наши офисы продаж работали в режиме дежурства для обслуживания покупателей онлайн. Все операционные функции в компании централизованные и расположены в Москве, где большую часть персонала отправили в простой с сохранением 2/3 оклада. Сокращения были в пределах 10% от общей численности", - сообщил Быков.

Вместе с тем, по его словам, потери от COVID-ных ограничений для компании минимальны.

"Убыток от сокращения деятельности за время карантинных мер составил около 20 млн рублей. Общие инвестиции в компанию превышают 1 млрд рублей, поэтому данный убыток для компании не критичный", - отмечает Быков.

ОНЛАЙН-ПРОДАЖИ СПАСАЮТ, НО НЕ ПАНАЦЕЯ

Пандемия коронавируса подтолкнула автодилеров активнее внедрять удаленные каналы продаж. Участники рынка отмечают, что этот формат работы пользовался определенным спросом, но полностью отказаться от традиционного способа приобретения авто покупатели не готовы.

"Нам удалось наладить онлайн-продажи, но справедливо отметить, что и до пандемии их доля в нашей сети была на уровне 5%. Поэтому процесс отчасти был уже настроен. В пандемию удалось отточить те аспекты, до которых не доходили руки в докризисный период: изменили договорную форму, улучшили логистику, усовершенствовали процесс презентации автомобиля и коммуникации с клиентом, организовали бесконтактные зоны выдачи и возможность курьерской доставки", - отметил Денис Мигаль.

"Основным результатом стал тот факт, что в апреле Fresh Auto стала лидером среди авторитейлеров по количеству проданных онлайн машин. Хотя цифра весьма скромная - чуть более 1 тыс. авто. Но на фоне практически полной остановки предприятий автобизнеса это был достаточно серьезный рывок. Нам удалось сохранить положительную динамику в мае и июне. К слову, в июне рост продаж составил 76% к маю 2020-го и 2% к июню 2019-го. Поэтому, доля онлайн по-прежнему является внушительной - 49% в общей структуре продаж", - подчеркнул он.

"Доля онлайн-продаж компании (Automama - ИФ) составила около 20% от оффлайн-продаж до введения карантинных мер", - сообщил в свою очередь Никита Быков.

"Мы занимаемся онлайн-продажами с момента основания в 2015 году и считаем себя наиболее продвинутыми с точки зрения онлайн-продаж автомобилей с пробегом. Тем не менее, можем уверенно сказать, что покупатели еще не готовы к такой дорогостоящей покупке онлайн", - подчеркнул он.

Не принесли значительных доходов онлайн-продажи и официальному дилеру "АвтоВАЗа" в КЧР.

"Система онлайн-продаж у нас работала и до ситуации с распространением коронавирусной инфекции. Однако в период действия ограничительных мер эти продажи не оказали серьезного влияния на увеличение выручки", - пояснил Олег Бьюков.

ЭФФЕКТ ПАНДЕМИИ

В условиях сложной экономической ситуации и жестких карантинных мер участники рынка были вынуждены приостановить наиболее масштабные инвестпроекты, но полностью отказываться от планов развития дилеры не намерены.

"Практически все офлайновые инвестиционные проекты в пандемию были приостановлены. Какие-то новые проекты были свернуты, кроме тех, на которые мы "зашли" еще до пандемии", - отметил Мигаль. К примеру, в кризис Fresh Auto открыла дилерские центры Renault, Haval, "понимая рентабельность, целесообразность для компании и важность для рынка".

"Сегодня большая часть инвестиций (автодилеров - ИФ) направлена на IT-инструменты - сюда стали вкладывать еще больше. Речь о цифровизации бизнес-процессов, клиентского пути и настройке онлайн-продаж. Также сейчас делаем упор на новые проекты, связанные с цифровой экономикой, с расширением спектра услуг. Как раз в июне была приобретена компания по автоподбору. Для нас сегодня это крайне важное направление. В текущем квартале рассчитываем совершить еще несколько таких сделок. Плюс, за счет инвестиций в digital планируем новый, достаточно интересный цифровой продукт для рынка автомобилей авто с пробегом", - подчеркнул глава Fresh Auto.

Automamа отложила планируемое на середину лета открытие новых филиалов.

"Вместо 2-3 новых офисов продаж мы планируем открыть осенью только один, если не будет второй волны заболевания коронавирусом, восстановится потребительский спрос и возобновится банковское кредитование населения", - подчеркнули в компании.

"Кавказ-Лада" также отложила реализацию проектов "до лучших времен".

ЧТО СО СПРОСОМ?

"Сейчас мы видим поэтапное восстановление продаж и надеемся, что в августе сможем выйти на показатели февраля-марта этого года. У нас ежегодно растут показатели за счет развития розничной сети, улучшения продуктов и клиентского опыта. В течение ближайших 5 лет компания планирует открыть филиалы во всех крупных городах России с численностью населения свыше 1 млн человек и войти в число крупнейших авторитейлеров в сегменте автомобилей с пробегом", - уверен гендиректор сети Automama Быков.

Всплеск продаж по сравнению с апрелем-маем 2020 года наблюдает и Fresh Auto, но в сравнении с прошлогодними показателями рост составляет всего 2%.

"Более того, связываю этот рост в большей степени не с реакцией рынка, а с улучшением собственных бизнес-процессов. Мы сильно трансформировались в этот кризис, наш продукт стал более качественным, что позволило улучшить конверсию", - подчеркнул Мигаль.

Тем не менее, Fresh Auto рассчитывает достигнуть докризисного уровня уже к концу июля, и в дальнейшем наращивать обороты.

"Для нас хорошим результатом будет достижение показателей прошлого года, когда было продано 28,5 тыс. авто. Хотя, безусловно, есть и амбициозный план: плюс 20% к прошлому году. Посмотрим, что из этого выйдет. В любом случае, планируем завершить год в этом диапазоне", - подчеркнул глава компании.

НА КАВКАЗЕ ЗАТИШЬЕ

Менее оптимистичные планы у АО "Кавказ-Лада".

"Никаких всплесков продаж мы пока не наблюдаем. Пока сохраняется затишье. Мы связываем это все-таки с финансовым положением людей", - сообщил и.о. гендиректора Бьюков.

"Более того, мы отмечаем изменение спроса. К примеру, у части клиентов из-за отсутствия средств нет возможности провести ремонт, обслуживание автомобилей, иногда люди не могут себе позволить даже приехать на ТО. А те, кто приезжает, в большей степени расплачиваются кредитными картами. Что касается продаж автомобилей, то пока серьезных изменений не заметно", - подчеркнул он.

Бьюков прогнозирует, что с учетом сложившейся ситуации на восстановление рынка уйдет не менее полугода.