Стремительный рост населения Краснодара в течение последних пяти лет - с 850 тыс. до 1,3 млн человек - вывел на первый план целый комплекс внутригородских проблем развития территории, требующих незамедлительных и эффективных политических, градостроительных, экономических и административных решений. О поиске новых концепций, приоритетах региональной политики, способных устранить "болевые точки" рассуждают председатель Законодательного собрания Краснодарского края Юрий Бурлачко, депутат Заксобрания от Краснодара Батырбий Тутаришев и мэр кубанской столицы Евгений Первышов.
Собственные ресурсы, а также безвозмездная помощь, получаемая из регионального и федерального бюджета, позволили городу начать в 2017 году строительство трех полноценных новых школ и двух корпусов-пристроек к существующим, трех детских садов и завершить строительство еще семи пристроек к садикам.
Только за прошлый год благоустроены дворы у 80 многоквартирных домов, приведены в порядок пять парковых зон и скверов. Ведется капитальный ремонт нескольких магистральных автодорог, наиболее важные из них - улицы - Новороссийская, Восточно-Кругликовская, им. Тургенева. В 2018 году завершается реконструкция Садового путепровода - транспортного перехода над железнодорожными путями, соединяющего южную и северные части города.
Но прилагаемых усилий пока явно не достаточно, считает председатель Законодательного собрания Юрий Бурлачко.
"Чтобы улучшить ситуацию с детскими садами и школами, городу крайне необходимы новые медицинские учреждения - больницы, поликлиники, которых давно не строили. У нас ведь - более тыс. 300 тыс. детей! Нужны новые учреждения дополнительного образования детей, новые Дома культуры", - отмечает спикер.
Также, по мнению Ю.Бурлачко, требует решения проблема обеспечения многодетных семей земельными участками. В настоящий момент в Краснодаре актуальная очередь приближается к 4 тысячам семей, а свободных участков под их расселение у муниципалитета нет.
Федеральное законодательство не препятствует возможности выделения земельных участков в других муниципалитетах, поэтому прорабатывается возможность корректировки регионального законодательства. Это позволит предоставлять земельные участки семьям, прописанным в Краснодаре, в соседних с краевым центром районах.
"Необходимо активизировать совместную работу краевых и городских депутатов в рамках Совета законодателей и совместных встреч с гражданами в избирательных округах. Необходима консолидация усилий. Сегодня Краснодару уделяется беспрецедентное внимание, и эта работа будет продолжена нами совместно с краевой администрацией, депутатами городской Думы, руководством города. Нам нужно объединить усилия и финансовые ресурсы", - отмечает председатель парламента Кубани.
Депутат Заксобрания Батырбий Тутаришев также отмечает целый ряд инфраструктурных проблем Краснодара, связанных с перенаселенностью.
"Сегодня в первую очередь необходимо еще до начала строительства при возведении новых микрорайонов решать вопросы подключения инженерных сетей, заранее проектировать широкие дороги. Ведь все взаимосвязано. Если наоборот - мы теряем несколько лет в развитии. И догонять сложно", - считает депутат.
Вместе с тем, мэр Краснодара Евгений Первышов видит целый ряд позитивных изменений, которые уже произошли в городе.
"Мы перестроили во многом работу администрации города. Начали с себя, оптимизировали штат сотрудников, сократились, серьезно уменьшили расходы на содержание аппарата. Со своей стороны - задействовали все резервы", - подчеркнул Е.Первышов.
Практика прошедшего 2017 года, по его словам, показала наибольшую эффективность конкретных целевых проектов и программ федерального и регионального уровня.
"Именно такие - направленные на решение конкретных задач - программы необходимо продолжать. Краснодар готов в них максимально участвовать. Совместно с заместителями губернатора региона прорабатываются стратегические планы по каждому направлению. Это поможет рассчитывать финансирование и работы, например, по строительству школ и детских садов, на 3-4 года вперед. Готовить проекты и площадки", - считает мэр.
Отдельного внимания, по словам мэра, требует разработка целевой программы по развитию общественного транспорта, которая бы позволила, например, строить новые трамвайные линии, обновлять подвижной состав.
"Главный перевозчик Краснодара - муниципальное трамвайно-троллейбусное управление - по сути социальное предприятие, которое также оказывает большой объем услуг льготникам. Целевая поддержка помогла бы качественно развивать общественный транспорт в Краснодаре, да и в других муниципалитетах края. Собственными ресурсами мы это не сделаем", - отметил Е.Первышов.