ОБЗОР: производители наращивают выпуск минводы, в том числе для ЗОЖ и на экспорт

 

Пятигорск. 6 февраля. ИНТЕРФАКС - Производители минеральной воды в Южном и Северо-Кавказском федеральном округах увеличивают объемы выпуска продукции из-за растущего спроса внутри страны, расширяют ассортимент, в том числе на фоне тренда на здоровый образ жизни, также планируют экспорт в новые страны.

 

СПРОС НА ПОДЪЕМЕ

 

Эксперты, опрошенные "Интерфаксом", отмечают растущий спрос на минеральную и питьевую воду внутри России и в связи с этим увеличение как объемов, так и ассортимента выпускаемой продукции в прошлом году. При этом уход иностранных компаний на данный сегмент российского рынка существенно не повлиял.

В ООО "Холдинг Аква" (производитель минеральной воды "Ессентуки N4" и "Ессентуки N17") увеличивают производство.

"В 2022 году рост объемов производства холдинга составил порядка 20%, до 155 млн единиц продукции. В 2023 году мы планируем прирасти еще на 15%. Учитывая общую производительность наших площадок, достигающую 300 млн бутылок в год, очевидно, что у нас еще есть огромный потенциал для развития", - сообщил "Интерфаксу" гендиректор компании Святослав Вильк.

Как отметили в пресс-службе холдинга, на российском рынке упакованной воды преимущественно (более чем на 90%) представлены локальные игроки. Поэтому уход иностранных компаний существенно на него не повлиял, хотя в сегменте HoReCa и ультра-премиум и произошли некоторые изменения.

"Рынок развивается, прежде всего, за счет роста спроса на продукцию отечественных производителей. И мы, безусловно, развиваемся вместе с ним. В 2022 году группа компаний "Холдинг Аква" значительно укрепила свои позиции, и в декабре мы заняли вторую строчку в рейтинге производителей минеральных вод по доле рынка в денежном выражении", - подчеркнули в пресс-службе.

Увеличило объемы производства также и ООО "Фирма "Аква-Дон" (Ростов-на-Дону, входит в группу "Агроком"; бренды "Аксинья", "Иверская", "Баланс Se+Zn").

"Уровень производства предприятия поднялся за 2022 год в 2,3 раза. Частично это действительно связано с освободившейся нишей на рынке, однако конкуренция местных и федеральных российских производителей воды достаточно высокая сама по себе, и этот фактор был самым незначительным", - сообщил "Интерфаксу" представитель службы маркетинга "Аква-Дона".

По его мнению, в основном ведущую роль здесь сыграли ценовая политика, обеспечение присутствия на полках федеральных сетей, а также на площадках сегмента e-commerce, и поиск новых территорий продаж.

Производитель по итогам прошлого года утроил выручку относительно 2021 года. На это повлияли изменения в стратегии компании, реализуемые в течение двух последних лет.

"Мы серьезно скорректировали основные производственные показатели работы, провели восстановление производственной и складской техники, перестроили политику продаж и расширили каналы сбыта готовой продукции. В текущем году прогнозная выручка планируется скромнее, но в рамках роста рынка бутилированной воды до 25%", - отметили в "Аква-Доне".

Гендиректор ООО "Живая Вода" (Кабардино-Балкария, производитель питьевой и минеральной воды под брендом BabugenT) Тахир Аттасауов сообщил, что у компании в прошлом году был значительный рост.

"По итогам прошлого годы мы отмечаем хороший рост как производства, так и сбыта нашей продукции. В среднем, он составил около 20%", - сказал Аттасауов.

АО "Кавминводы" (Ставропольский край, производитель "Новотерская Целебная") в прошлом году увеличило производство на 10%.

"В 2023 году прогнозируем рост показателей на 5% и более, планируем в среднем на 10% в связи с расширением выпускаемой продукции. К уже всем знакомому и признанному ассортименту мы добавляем линейку питьевой и питьевой газированной воды разного объема. Также в планах замена линий розлива воды на более современные и высокопроизводительные", - сообщил "Интерфаксу" представитель "Кавминвод".

 

ВЫХОД ИЗ ТЕНИ

 

Согласно данным, предоставленным "Интерфаксу" Центром развития перспективных технологий (ЦРПТ, оператор системы маркировки в РФ), лидером в России по производству минводы в 2022 году стал Ставропольский край, где было произведено 425,6 млн литров. Немногим меньше выпустили в Карачаево-Черкесии (402,1 млн литров). В первой десятке также Краснодарский край (70,7 млн литров), Дагестан (63,5 млн литров), Северная Осетия (54,8 млн литров).

В ЦРПТ считают, что росту производства помогла маркировка минеральной воды, начавшаяся более года назад. По мнению руководителя управления безакцизной пищевой продукции ЦРПТ Юлии Кузьминой, производители наращивают объемы производства минеральной воды, а нелегальный бизнес выходит из тени.

"Этот показатель и дальше будет расти благодаря поэтапному внедрению маркировки в отрасли. Также маркировка минеральной воды, как и других категорий товаров, не оказала влияния на цену", - считает Кузьмина.

В "Холдинг Аква" подчеркнули, что проделана большая работа по очистке рынка минеральных вод от контрафакта, что было бы невозможно без поддержки государства, скоординированной на базе площадок "Союзнапитки".

"Одним из фундаментальных инструментов формирования основ прозрачного рынка упакованной минеральной воды является внедрение цифровой маркировки. Пилотный этап успешно пройден, и сейчас мы совместно с ЦРПТ, "Союзнапитки" и другими участниками рынка налаживаем системную работу этой платформы", - отметил гендиректор Вильк.

Однако ряд производителей отметил, что процесс маркировки все-таки сказался на ценообразовании и скорости производства.

"Да, эта проблема постепенно решается (с контрафактом на рынке минводы - ИФ). Нам как производителям с этой стороны стало работать легче (после введения маркировки - ИФ). Однако с технической стороны вопрос еще требует ряда доработок в практическом, программном применении, и не все компании отрасли освоились в новых условиях работы с этим инструментом. Плюс все расходы по данной программе полностью ложатся на производителя, что существенно сказывается на стоимости конечного продукта", - сказал представитель ООО "Фирма "Аква-Дон".

Гендиректор ООО "Живая Вода" считает, что вопрос с маркировкой до конца не проработан.

"Из-за маркировки у производителя часто возникают сложности: то коды вовремя не приходят, то они не проходят по программе. Есть разные нюансы. В целом, сама ценовая политика вопроса маркировки очень спорна. Маркировка влияет на удорожание продукта. Кроме того, само оборудование дорогостоящее и часто выходит из строя. При этом стоимость комплектующих оставляет желать лучшего", - сказал Аттасауов.

 

ТРУДНОСТИ ПОМОГАЮТ

 

Почти все компании из-за санкций столкнулись с некоторыми трудностями, среди которых увеличение сроков поставки комплектующих для ремонта оборудования, дефицит некоторых материалов для упаковки, но это лишь стимулировало их к более активной работе по поиску новых поставщиков внутри страны и подготовке более профессиональных кадров, способных решать производственные проблемы в ручном режиме.

"Безусловно, бизнес-среда и логистические цепочки меняются, что доставляет определенные сложности. Но нашей команде удалось быстро найти нужные решения, и сегодня мы работаем в штатном режиме, осуществляя постоянный контроль за ситуацией", - подчеркнул гендиректор "Холдинг Аква".

В "Фирме "Аква-Дон" отметили, что определенные проблемы в связи с санкциями существуют, и частично они решаются за счет переориентирования на российских поставщиков материалов и оборудования.

В ООО "Рокадовские минеральные воды" (Ставропольский край) также активно ищут российских поставщиков для ремонта оборудования, рассчитывают на то, что таких станет больше в ближайшее время.

"Занимаемся ремонтом (оборудования - ИФ), по импортозамещению достаточно серьезно прорабатываем поставщиков и производителей запасных частей в России - отечественные предприятия, способные заместить иностранные, есть. Что-то заказываем, что-то сами ремонтируем", - сказал "Интерфаксу" гендиректор компании Василий Евграфьев.

В "Живой Воде" столкнулись с трудностями при поиске нового оборудования.

"Сложности с оборудованием есть. Вот сейчас мы ищем производственную линию для розлива воды в стеклянную тару. Хотели европейское оборудование купить, но, скорее всего, не получится. Думаю, что будем искать в других странах", - сказал Аттасауов.

 

МИНЕРАЛКИ СТАНЕТ БОЛЬШЕ

 

Большинство компаний запланировали расширение или модернизацию производств, рассчитывая на то, что спрос на минеральную воду, как в России, так и за рубежом, будет расти, в том числе за счет мирового тренда стремления современного человека к здоровому образу жизни.

Так, "Холдинг Аква" намерен в 2023 году расширять выпуск питьевой воды и напитков, увеличивая свою долю на FMCG-рынке (рынке товаров повседневного спроса).

"Сегодня ломается стереотип, что минералку пьют только те, у кого проблемы со здоровьем или люди преклонного возраста. Сейчас молодежь очень внимательно относится к своему рациону, и выпить бутылку минеральной воды для них - обычное дело. Также мы видим запрос на максимальную прозрачность. Все больше потребителей обращают внимание не только на качество продукции, но и на ответственность производителя, особенно в части экологии", - считают в "Холдинг Аква".

Как отметили в пресс-службе холдинга, в настоящее время помимо хорошо известных брендов "Ессентуки" и "Нарзан" разработан и поступил в продажу ряд новых продуктов.

Фирма "Аква-Дон" намерена продолжать совершенствование внутрискладской логистики и модернизацию производства.

"Планируем развивать линейку вод с натуральными добавками жизненно важных микроэлементов. Сейчас мы производим воду с селеном и цинком под ТМ "Баланс". В ближайшем будущем в этой линейке появится еще пара-тройка интересных и полезных новинок", - сообщил представитель "Аква-Дона".

По его словам, тренд ЗОЖ действительно оказывает влияние на российский рынок, хотя и не такое сильное, как, например, в сфере продуктов питания.

"Употребление качественной питьевой воды в необходимом объеме - это уже один из показателей здорового образа жизни. Основная задача нас как производителя - обеспечить уровень качества природной воды на всех этапах производства, от добычи до упаковки и правильного хранения", - отметил представитель "Аква-Дона".

В АО "Кавминводы" отметили, что вместе с расширением аудитории растет и линейка продукции. "В настоящий момент наши технологи ведут разработки линейки воды для диабетиков и линейки воды, способствующей здоровому похудению", - сообщил представитель компании.

"В нынешней ситуации трудно прогнозировать, но мы все же планируем в текущем году увеличить показатели примерно на 10-15%. Это касается и продаж, и объемов выпускаемой продукции, так как эти показатели для нас взаимосвязаны", - сказал гендиректор ООО "Живая Вода".

Аттасауов уточнил, что на этот год планируется расширение ассортимента. "Сейчас выпускаем воду в ПЭТ-бутылках и планируем ввести к новому сезону воду в стеклянной таре. В перспективе планируем около 30% от общего объема продукции выпускать в стекле", - сказал он.

Расширение производства есть в планах и у "Рокадовских минеральных вод". "Мы увеличили персонал, набрали работников, сейчас они проходят обучение. Будем готовиться к сезону. Все наши планы на следующий год нацелены на то, чтобы загрузить оборудование, которое на заводе есть, увеличить выпуск продукции по всему ассортименту: питьевые воды, минеральная вода и безалкогольные напитки", - сказал гендиректор завода.

Помимо российского рынка, производители минералки намерены расширять поставки воды и за рубеж, ищут покупателей в новых странах.

"Сегодня мы являемся крупнейшим экспортером минеральной воды в России. Наша продукция уже представлена в более чем 20 странах мира. При этом продолжается активное расширение географии продаж. Буквально недавно завершились переговоры с партнерами в Индии и во Вьетнаме", - отметили в "Холдинг Аква".

В АО "Кавминводы" "Интерфаксу" сообщили, что уже несколько лет активно работают с Латвией и Узбекистаном и планируют наладить сотрудничество с Китаем.

Гендиректор "Живой Воды" сказал, что ранее компания поставляла свою продукцию в одну из европейских стран. "Сейчас сотрудничество зависло, и налаживать его не собираемся. При этом налаживаем контакты с Объединенными Арабскими Эмиратами. Мы также думаем поработать со странами ближнего зарубежья", - сказал Аттасауов.

Говоря о мерах государственной поддержки, которые могли бы помочь развитию отрасли, ее представители отмечают, что необходимы отраслевые программы с определенной финансовой поддержкой, позволяющие помочь решить вопросы, в том числе, по закупке оборудования и материалов для добычи воды, а также упаковки продукции. Кроме того, по их мнению, необходимо пересмотреть налогообложение для производителей.

Помощь государства, по их мнению, необходима также и при обслуживании скважин, так как это требует серьезных технических и финансовых вложений от производителя. Полезными были бы и льготные кредиты с низкой процентной ставкой.