Падение продаж на рынке туристических услуг в ЮФО этим летом составило 20-40%

Прогноз экспертов о том, что нынешним летом, в условиях кризиса, туристический поток будут смещен в сторону внутреннего туризма, не подтвердился. Как и в прежние годы, россияне и жители Юга в частности, предпочли более комфортный отдых за рубежом. При этом объемы продаж сократились на 20-40%. Это подтвердили руководители и представители туристических фирм и компаний, расположенные в Южном федеральном округе.

По просьбе корреспондентов агентства "Интерфакс-Юг" они ответили на вопросы: каковы основные тенденции летнего отдыха-2009; на сколько вырос спрос на отдых в России; если сохранился спрос на отдых за рубежом, то какие страны пользовались наибольшей популярностью и почему; как долго сохранится эта тенденция?

Директор туристической фирмы "Волшебный остров" Игорь Захидов (Ростов-на-Дону)^

- Нынешним летом, в условиях финансового кризиса, в среднем падение продаж на рынке туристических услуг составило 30%, в нашей компании - падение незначительное. Мы только отметили для себя, что реальный поток клиентов не совпал с прогнозом. Особых неожиданностей не произошло: кто из наших клиентов постоянно ездил за рубеж, поехал и этим летом. Кто только собирался, отложил отдых за границей до лучших времен.

Что касается перераспределения потока отдыхающих между странами, то раньше 60% наших клиентов выезжали за рубеж, а 40% предпочитали Россию. Нынешним летом это соотношение стало 55 на 45%. Просто большим спросом пользовались более экономичные туры: российский юг пока не может конкурировать ни по уровню сервиса, ни по уровню цен.

Из зарубежных стран лидируют Турция и Египет, на долю которых приходится 70% турпотока нашей компании, затем Европа (Испания, Италия, Греция, Франция), а далее экзотические страны, включая Кубу.

В России предпочтение отдается черноморскому побережью Краснодарского края, Кавминводам, Абхазии, Санкт-Петербургу, Подмосковью. В силу различных причин, и, очевидно, политических тоже, в Абхазии отдохнули гораздо больше жителей Ростовской области.

Нынешним летом цены на отдых за границей были чуть выше, чем в прошлом году, из-за роста доллара, а в межсезонье даже ниже. Весной были уникальные предложения: неделя на Мальдивах - 15 тыс. рублей на одного человека, в Тайланде - 9-10 тыс. рублей. Отдых в России в июне-августе этого года подорожал незначительно. Думаю, что в ближайшие годы, как и в предыдущие, наши сограждане будут предпочитать отдых за рубежом. Потому что, повторю, если ничего кардинально не изменится, наши курорты будут проигрывать турецким и испанским по уровню развития инфраструктуры и ценам.

Директор турагентства "Вояж" Людмила Федоряка (Ставрополь):

- Летний сезон был очень тяжелым в этом году: туристический поток сократился примерно на 40%. Количество людей воспользовавшихся возможностью отдохнуть на побережье Черного и Азовского морей, снизилось на 20% по сравнению с прошлогодним летом, тогда как спрос на отдых за рубежом остался примерно на уровне прошлого года.

Те, кто отдыхал за рубежом раньше, по-прежнему, имеют возможность там отдыхать. Экономический кризис, прежде всего, "ударил" по гражданам с небольшим достатком, которые раньше выкраивали средства для летнего отдыха на Черноморском побережье, а сейчас не нашли такой возможности, не воспользовавшись даже предложениями эконом-класс. При этом цены на путевки на отдых на отечественных курортах несколько выросли.

Отмечу интерес к Абхазии. Спрос на курорты в прошлом году резко упал из-за военного конфликта с Грузией. В этом году число желающих отправиться туда снова резко выросло. Большая часть людей, изъявивших желание отдохнуть на российских курортах, а Абхазия, по сути, является российским курортом, отправились именно туда.

Генеральный директор туркомпании "Л-Ким" Людмила Евграфова (Краснодар):

- Из-за кризиса в сезоне-2009 значительно снизился спрос на внутренний туризм. Российский рынок стал мало интересен потребителю. Более чем на 30% сократился спрос на комфортабельный отдых в России. Также кубанцы стали меньше интересоваться низкобюджетными формами досуга, в том числе снизился интерес к базам отдыха.

Наиболее востребованным стал "бюджетный" отдых на морском побережье Турции. Преимущественно отдыхающие выбирают самые бюджетные варианты турецкого отдыха. Даже если турист едет в отель категории 5 звезд, то, скорее всего, - это "бюджетные" 5 звезд.

Коммерческий директор турфирмы "Цезар" Наталья Аверина (Астрахань):

- В этом году из-за сокращения доходов туристы стремились к принятию самых дешевых предложений, в том числе на самых дорогих направлениях. При этом особым спросом пользовались безвизовые страны.

Примерно две трети клиентов региональных туристических компаний пересмотрели свои планы на отпуск в этом году. Причин несколько. Первая - это деньги (астраханцы сократили свои расходы на отпуск), вторая - работа (боязнь потерять ее), третья - кризис (неопределенность заставляет откладывать деньги). На долю остальных жизненные трудностей типа ремонт, боязнь заражения свиным гриппом и остальных "форсмажоров" приходится около 6-10%. Самая распространенная причина, по которой клиенты меняли свои планы на отпуск - отсутствие или нехватка средств.

Генеральный директор туркомпании "Парус-Трэвел" Светлана Кривошеева (Волгоградская область):

- На примере деятельности нашей компании скажу, что главной тенденцией нынешнего летнего сезона стал отток туристов. Все меньше людей готовы затратить средства на турпоездку. Особым спросом пользовались эконом-туры, "горящие туры". Люди старались сэкономить на отдыхе.

Мы наблюдали отток желающих отдохнуть в России. Все больше людей потянулось за границу. Например, по сравнению с прошлым годом количество заявок на отдых на Черноморском побережье в России в нашей компании снизилось на 80 %. Те, кто раньше выбирал отдых на родите, чтобы сэкономить, теперь с этой же целью выбирают зарубежную поездку. При этом, снижение спроса, на мой взгляд, не отразилось на ценовой политике отечественных санаториев, курортов, гостиниц. В ряде случаев отмечался даже рост цен.

Спрос на зарубежный отдых сохранился. В нашем регионе наиболее популярное направление - Турция. Это можно объяснить и возможностью вылететь из Волгограда, а также ценами за достаточно высокий сервис, которые предлагают турецкие операторы. Также популярны туры на Кипр, в Черногорию, Испанию, Грецию. Многие туристы предпочитают не просто отдохнуть у моря, но и побывать в новой стране.

Прогнозировать что-либо достаточно трудно. Думаю, что многое будет зависеть от общей экономической ситуации в стране. Во всяком случае, люди уже звонят и интересуются новогодними турами.

Заместитель генерального директора туристической фирмы "Спутник" Татьяна Сурина (Ростов-на-Дону):

- В текущем сезоне снижение турпотока не наблюдалась. Хотя снизилось качество спроса: большей популярностью стали пользоваться туры средней и низкой стоимости, такие как, Турция, Египет, Черноморское побережье России, Абхазия. Среди европейских стран в этом сезоне были популярны Греция, Италия, Испания, Чехия.

Число желающих отдохнуть в дорогих европейских гостиницах и на элитных курортах, например, Италии, Франции, Португалии, сократилось примерно на 10-15% по сравнению с летом прошлого года. В целом, если раньше ряд отдыхающих выбирали отели класса "Де Люкс", то сейчас они предпочитают стандартные пяти - и четырехзвездочные отели.

Думаю, что к следующему сезону ситуация полностью стабилизируется, ведь уже сейчас отдыхающие начали интересоваться новогодними предложениями и зимними турами.

Директор турагентства "Чемодан" Юрий Тарасов (Ставрополь):

- Количество отдыхающих на российских курортах этим летом снизилось, а туристический поток за рубеж не сократился.

Среди зарубежных курортов, наибольшим спросом пользуются, Турция, Египет, Италия и, последнее время, Греция, где с этого года облегчен визовый режим для жителей ЮФО.

Представитель турагентства "Горизонт" (Краснодар):

- Из-за кризиса спрос на туруслуги как на внутреннем, так и на внешнем рынке сократился на 15-30%.

На российском рынке востребованным среди кубанцев остается морской отдых в среднем ценовом сегменте. Среди зарубежных туров сохраняется интерес к Турции и Италии, благодаря вводу прямых чартеров.

Директор турагентства "Татьянин день" Татьяны Кирка (Астрахань):

- В связи с кризисом в этом году наблюдается значительный рост внутреннего туризма. Популярностью у астраханских туристов пользуются морские курорты Краснодарского края.

Кроме того, местные туроператоры, разработав несколько интересных предложений, увеличили приток иногородних туристов в регион.

Сейчас на местном туристическом рынке наблюдается ситуация отложенного спроса, это хорошо. Как только закончится кризис, этот ресурс будет реализован.

Заместитель генерального директора "Ц.М.С. Шелтер" Татьяна Донцова (Волгоградская область):

- В целом спрос на турпродукты в этом сезоне упал. При этом приоритетом пользовался "дешевый отдых". Предложения на пятизвездочные отели практически не рассматривались.

Упал и спрос на отдых в России. К примеру, в нашей кампании в пять раз. При этом, на ценах наших гостиниц, отелей, курортов сокращение спроса не отразилось. В ряде случаев цены подросли, а в некоторых - значительно.

Волгоградские туристы отдают предпочтение Турции, Болгарии, Испании именно из-за соотношения цены и качества.

Прогнозировать достаточно трудно. Можно сказать с уверенностью, что турпродукт - это последнее, что приобретает россиянин, особенно в условиях кризиса.

Заместитель директора компании "Альбион-Тур" Наталья Кудрявцева (Ростов-на-Дону):

- В текущем сезоне большой популярностью, как и в предыдущие годы, пользовались курорты Большого Сочи и Абхазии. Из стран дальнего зарубежья - Испания, Греция, Италия. Хитом продаж, по-прежнему, оставалась Турция. Если анализировать спрос, то он снизился за счет падения, примерно на 10-12%, продаж дорогостоящих элитных путевок. Продажи массовых, относительно недорогих путевок, остались примерно на уровне прошлого года.

Кроме того, отличительной чертой этого сезона являлось большое количество туров по выгодным ценам - это разного рода спецпредложения, "горящие" путевки.

На мой взгляд, данная тенденция сохранится и в следующем сезоне отпусков, пока люди не почувствуют твердую уверенность в завтрашнем дне. К слову, туроператоры, как и туристы, заняли выжидающую позицию, ограничив новые предложения на рынке, с осторожностью предлагая новые маршруты.

Представитель туристического агентства "Гранд-Тур КЧР":

- Самым популярным зарубежным курортом в сезон летних отпусков 2009 года была Турция. Главная причина того, почему наши клиенты выбирали курорты Турции, - это соотношение цены и уровня сервиса. То есть за меньшие деньги туристы могут получить больше услуг высокого качества.

Представитель ООО "Астринтур" (Астрахань):

- В рейтинге наиболее продаваемых направлений сезона 2009 года первое место держит Египет, где цены на летний отдых очень низкие. На втором месте - Турция, на третьем - экскурсионная Европа, где очень много повторных посещений. Это объясняется тем, что туристы, как и турфирмы, предпочитают старые проверенные направления, со старыми партнерами и не хотят рисковать.

Представитель турагентства "Эверест" (КЧР):

- Спрос на отдых в Турции вырос в среднем на 20-30%. При этом спрос на российские курорты снизился. В частности, на курорты Краснодарского края спрос снизился из-за возросших цен и сокращения развлекательных мероприятий.

При этом поток туристов на курорты Карачаево-Черкесии этим летом вырос на 40%.

Думаю, что следующим летом спрос на отдых в зарубежных странах, скорее всего, возрастет, так как жители КЧР предпочитают качественный отдых.

Генеральный директор "Туристцентра" Марина Сгибнева (Волгоградская область):

- Я бы не говорила о спаде интереса, во всяком случае, у нас количество туристов не сократилось, а, напротив, выросло за счет роста продаж эконом-туров. Люди предпочитали в этом сезоне более экономичный отдых.

Интерес к отдыху в России остался на уровне прошлого года. Здесь сказывается и психологический комфорт отдыха в своей стране, отсутствие необходимости оформлять выездные документы. Кроме того, за последние годы отечественные курорты поднимают уровень предоставляемых услуг. Но, при этом, цены на них не снизились. Например, предлагаемые курортами Краснодарского края цены не снизились по сравнению с прошлым годом.

Наибольшим спросом пользуется Турция. В ее пользу туристов подталкивает гибкая система цен. Отдых в Турции получается дешевле, чем в России, а сервис - гораздо лучше.

Туристический рынок нельзя рассматривать в отрыве от экономики в целом. Поэтому развитие ситуации в этом сегменте будет зависеть от того, какие тенденции будет демонстрировать экономика страны.