Власти Кубани рассчитывают поднять престиж краевых гостиниц при помощи обязательной сертификации

Власти Краснодарского края разработали план по повышению конкурентоспособности краевых средств размещения. В частности, он предусматривает обязательную сертификацию гостиниц. Более подробно рассказать о принимаемых мерах мы попросили руководителя департамента комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края Евгения Куделю.

- Для повышения конкурентоспособности наших средств размещения мы планируем ввести их обязательную классификацию, в Сочи эта система уже запущена летом 2010 года. Классификация подразумевает обучение персонала, соответствие сертификационным нормам, обновление номерного фонда. Решение этих вопросов ведет к устранению многих проблем. Например, почему турфирмы в других регионах рекомендуют клиентам не курорты Краснодарского края, а Египет и Турцию? Потому что в каждой турфирме лежит каталог, в котором объективно указана звездность гостиниц. В России по классификации мы занимаем лидирующее место: 60% российских средств размещения, имеющих звезды, находятся на территории края. Но большинство малых средств размещения на Кубани еще не классифицировано, и сейчас мы стремимся к тому, чтобы звезды имели все гостиницы и отели края. Турист при выборе путевки в первую очередь обращает внимание на звездность отеля. Пусть будет 2-3 звезды, но в соответствии с той категорией, которую гостиница заслуживает, да и туроператорам будет легче продавать гостиницы.

До конца года мы планируем совместно с ОАО "Курорт Экспертиза" утвердить систему классификации, в данный момент занимаемся разработкой техрегламента. В рамках этих поправок к законопроекту нужно закрепить многие изменения, например, обязать руководителей обучать персонал. В медицине, если человек хочет стать врачом, он должен получить образование, потом пройти практику, получить квалификацию, и только после этого он может общаться с пациентом. У нас же порой встречаются дилетанты, не имеющие ни опыта, ни подготовки, ни желания обучаться. Бывает, что персонал хамит отдыхающим. К сожалению, многие руководители и владельцы средств размещения не горят желанием обучать сотрудников. Большая часть предприятий работает из расчета, что клиент приедет один раз, и стремится выжать из него максимум возможного, а средства на обучение персонала выделяются редко.

В крае достаточно профильных учебных заведений с большими резервами, способных дать грамотную подготовку работникам нашей отрасли. Безусловно, есть специфические направления, по которым на Кубани пока специалистов не готовят. Но я вас уверяю, как только у нас появится обязательная классификация, появятся и соответствующие образовательные программы, позволяющие сотрудникам гостиниц, ресторанов работать и параллельно учиться.

Наша система образования до сих пор одна из лучших в мире. Многие указывают на кардинальные различия по сравнению с зарубежными школами, но я считаю, что она рассчитана на обучение людей именно нашего менталитета, именно в наших условиях рынка. Да, до сих пор, как грибы после дождя, растут вузы, в которых можно платить деньги и, не посещая занятия, получить образование. Но "такой футбол нам не нужен". Качество обучения и уровень подготовки персонала должно соответствовать уровню заведения, чтобы из-за недостатков в обучении не страдало качество обслуживания. В идеале, если гостиница претендует на 4 звезды и выше, ей надо отправлять своих сотрудников на стажировку и повышение квалификации в лучшие отели России или зарубежья. Сейчас в нашем регионе хорошо налажены коммуникации по обмену зарубежным опытом, эффективно работает программа "Молодые кадры экономики Кубани", выделяются средства на обучение за рубежом. Мы уже провели ряд совещаний в Министерстве спорта, туризма и молодежной политики по этому вопросу. Есть идеи представить Краснодарский край пилотной площадкой для внедрения расширенных и массовых программ обучения специалистов нашей отрасли.