- Сергей Петрович, какие предварительные общие итоги работы спасателей в 2010 году?
- Хочу начать с крупных чрезвычайных ситуаций на территории нашего региона. С начала 2010 года произошло всего 26 ЧС, в том числе: техногенных - 4, природных - 7, из них 5 лесных пожаров в Шолоховском, Обливском и Верхнедонском районах, а также подтопление подворий в с.Заветном и нарушение условий жизнедеятельности в с.Ремонтном.
Нынешний год изобилует биолого-социальными ЧС. В частности, в 14-ти муниципальных образованиях были зафиксированы очаги африканской чумы свиней, где пришлось ликвидировать все свинопоголовье.
В ликвидации всех этих чрезвычайных ситуаций принимали участие практически все силы и средства областных служб спасения. И если обобщить статистику нынешнего года, то донские спасатели готовы к ликвидации любых ЧС.
В этом году спасатели более 10 тыс. 500 раз выезжали для оказания помощи людям, попавшим в беду. И только в ДТП были спасены 2 тыс. 276 человек, из них - 28 детей. 202 человека спасены на воде, из них 13 детей.
Отдельно хочется остановиться на вопросе обеспечения безопасности людей на воде.
По оперативным данным департамента, с начала текущего года в Ростовской области на водных объектах погибли 146 человек, в том числе 13 детей. Если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года, то наблюдается увеличение числа погибших на 59 %. Увеличение числа случаев гибели людей на водных объектах области в 2010 году в значительной степени способствовало неисполнение в полном объеме органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них Водным кодексом РФ, Правилами охраны жизни людей на водных объектах.
Так, к началу купального сезона из 164 пляжей было допущено к эксплуатации 153, что также является косвенной причиной трагедий, а 11 пляжей в период купального сезона не эксплуатировались ввиду отсутствия денежных средств на их оборудование и содержание.
Всего же, по сравнению с 2005 годом, количество обустроенных и безопасных мест для отдыха на территории Ростовской области сократилось в два раза.
Вместо того, чтобы в начале года спланировать, подготовить и провести мероприятия по благоустройству пляжей, главами органов местного самоуправления принимались более простые решения – пляжи не эксплуатировать. Так, до сих пор в Белокалитвинском, Советском, Кашарском, Чертковском, Тацинском и Милютинском районах нет ни одного оборудованного в соответствии с необходимыми требованиями пляжа. Вместо увеличения сократилось количество пляжей в Заветинском, Морозовском, Орловском, Семикаракорском и Миллеровском районах. В результате - рост числа "диких" пляжей, и соответственно, увеличение случаев гибели людей.
А ведь анализ происшествий на воде свидетельствует о том, что на пляжах под наблюдением спасателей случаи гибели людей практически отсутствуют.
Но деятельностью спасателей не ограничивается работа сотрудников департамента. На базе департамента действует территориальный центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, которым с начала года разработано и направлено в муниципальные образования, министерства и ведомства 48 экстренных предупреждений по погодным условиям, 194 оперативных прогноза по возможным чрезвычайным ситуациям. Кроме этого, разрабатываются месячные, сезонные и годовые прогнозы.
Важным за прошедший период стал и вопрос усовершенствования взаимодействия с едиными диспетчерскими дежурными службами муниципальных образований, то есть уже ставший известный не только жителям области, но и всем гостям Донской земли как единый номер спасения "112".
Только в этом году по номеру "112" поступило более 50 тыс. обращений граждан, находящихся на территории Ростовской области. И ни одно из них не осталось без внимания. К сожалению, есть и районы, где до сих пор для службы ЕДДС нет даже отдельных помещений. От этого зачастую бывают задержки и искажения информации о ЧС, а, следовательно, теряется драгоценное время для оказания помощи попавшим в беду.
К примеру, оснащение ЕДДС Миллеровского районов оставляет желать лучшего. В диспетчерских службах отсутствуют прямые линии связи с экстренными оперативными службами и потенциально опасными объектами, устройства записи телефонных переговоров, автоматические определители номера, аппаратура оповещения.
Заслуживает внимания и организация обучения населения в области ГО и защиты от чрезвычайных ситуаций. В этом году достигнуты общие положительные результаты в обучении руководящего состава и должностных лиц: муниципальных образований - в учебно-методическом центре области обучено 1 тыс. 721 человек, а отделами подготовки населения управлений по делам ГО и ЧС городских округов подготовлены более 12 тыс.800 человек.
- Как проходит подготовка к обеспечению безопасности в зимних условиях? Чего спасатели ожидают от грядущего холодного периода?
- Подготовка к зимнему периоду началась задолго до наступления холодов. Проведены мероприятия по подготовке к обеспечению безопасности жителей Ростовской области в зимний период 2010-11 гг, в числе которых занятия со спасателями по практическим действиям в условиях зимних температур, проверена аварийно-спасательная техника.
Безусловно, что в осенне-зимний период, в первую очередь, возникают сложности на дорогах, начиная с автоаварий, связанных с гололедом и плохой видимостью при снегопадах, и заканчивая ЧС на федеральной трассе М-4 "Дон", когда в минувшие годы тысячи людей находились в плену снегопада.
Особенно хочется отметить сложность этого периода еще и из-за чрезвычайных ситуаций, связанных на водоемах донского региона. Ведь не секрет, что в связи с аномальными изменениями температурного режима, а также техногенным влиянием человека на окружающую среду, трансформировались условия формирования льда во внутренних водах и территориальном море России, в том числе в местах традиционного подледного лова рыбы.
Данные статистки:
В феврале 2008 года 113 рыбаков-любителей, из-за резкого таяния льда в Веселовском водохранилище оказались отрезанными от берега, а 41 человек их них при попытке возвращения на берег оказались в воде. Спасательная операция продолжалась в течение 8 часов. Аналогичные случаи произошли в Цимлянском водохранилище в январе 2010 г., когда на дрейфующей льдине оказались 30 рыбаков – жителей Волгоградской области, были спасены спасателями Волгодонского и Цимлянского поисково-спасательных подразделений. 1 и 2 января 2009 года вследствие резкого изменения погодных условий в Таганрогском заливе были спасены с дрейфующей льдины 11 рыбаков, среди них двое детей. Совместно с ГИМС в феврале 2008 года была проведена спасательная операция по спасению 70 рыбаков с рыхлого льда Пролетарского водохранилища.
Наиболее характерными видами ЧС на акваториях в зимнем периоде являются ситуации, связанные с отрывом льдин, провалом под лед автотранспорта и выходом детей на неокрепший лед. К сожалению, на льду люди забывают об осторожности и внимании. Большая часть любителей подледной ловли даже не предполагает, в каком месте может проходить теплое течение, которое делает лед тонким и непрочным. Нередко рыбаки делают проруби именно в таких опасных местах.
Данные статистики:
Спасателями службы во время ледостава было возвращено из опасных мест:
- в 2008 году – 398 человек;
- в 2009 году – 613 человек;
- в 2010 году – 694 человека.
Возвращено автомобилей со льда:
- в 2008 году – 21 ед.;
- в 2009 году – 44 ед.;
- в 2010 году – 47 ед.
В связи с тенденцией увеличения количества выходов населения области на водоемы в зимнем периоде назрела необходимость проведения всестороннего анализа вопросов обеспечения безопасности людей на водных объектах во время подледного лова рыбы.
- Какова динамика аварийных ситуаций на дорогах области с точки зрения спасателей?
- Говоря о ДТП на автодорогах области, отмечу, что в 2010 году наблюдалось сокращение числа погибших в результате аварий на 13 %. Таким образом, можно с уверенностью говорить об эффективности принимаемых мер по обеспечению безопасности дорожного движения. При этом анализ статистики показывает, что водители стали более внимательными на дорогах. Отмечается динамика сокращения числа погибших в ДТП по вине водителей почти всех категорий транспортных средств.
Исключением являются автобусы. В ДТП, произошедших по вине водителей автобусов, виден рост числа погибших на 8 %. Причем, повторюсь, виновниками ДТП являются именно водители автобусов, как имеющих лицензию на перевозку, так и находящихся в собственности физических лиц, почти в равной пропорции.
Важно отметить, что, несмотря на разгар мотосезона, в 2010 году отмечается существенное снижение числа ДТП (-10,5%) и погибших (-11,6%) в результате нарушений ПДД мотоциклистами.
Одним из наиболее значимых результатов можно назвать сокращение на 29,4% числа погибших в ДТП по вине водителей, находившихся в состоянии опьянения.
Но обольщаться не стоит. По итогам 9 месяцев 2010 года в 140 таких ДТП погибли 22 человека. Количество раненых в ДТП с пьяными водителями несколько ниже, чем в прошлом году - на 3 %.
Еще одним тревожным сигналом является увеличение числа ДТП, произошедших из-за неудовлетворительного состояния улиц и дорог (на 12,6%), а также числа погибших в них людей (на 3%). Важно отметить, что, говоря об этой причине ДТП, мы в большей степени ведем речь о состоянии дорожного покрытия, а не о проблемах нарушения правил дорожного движения пешеходами или водителями.
- Планируется ли проведение изменений в штатной структуре ДПЧС, расширение численности специалистов службы?
- Развитие муниципальных и областных аварийно-спасательных формирований было и остается приоритетным направлением нашей работы, основным инструментом реагирования на все виды ЧС и происшествия, независимо от их масштабов.
Говоря об областных спасателях, нужно начать с того, что уже в полную силу работают шесть отрядов быстрого реагирования областной поисково-спасательной службы, дислоцирующихся в Сальском, Морозовском, Егорлыкском, Зимовниковском, Тарасовском и г. Новошахтинске, которые были созданы на протяжении последних трех лет, и, в первую очередь, необходимых для оказания помощи людям, пострадавшим в ДТП на федеральной трассе и областных автомобильных трассах. Кроме того, на базе областной поисково-спасательной службы созданы еще два поисково-спасательных отряда: Чертковский поисково-спасательный отряд в с.Алексеево-Лазовское и Азовский отряд быстрого реагирования в с. Самарское Азовского района. Чертковский отряд заступил на дежурство с 22 ноября, Азовский отряд заступит в декабре нынешнего года. Таким образом, в области уже к концу года будут действовать 8 мобильных отрядов быстрого реагирования, которые предназначены для ликвидации последствии ДТП и оказания помощи пострадавшим в них.
Благодаря финансированию со стороны администрации Ростовской области, все спасатели оснащены современным специальным оборудованием и техникой.
Кроме того, администрацией области принято решение об увеличении штатной численности поисково-спасательных служб, участвующих в тушении лесных пожаров, на 40 человек, департаменту выделено более 11 млн рублей на мероприятия по повышению технической оснащенности спасательных формирований противопожарной техникой и оборудованием.
Что касается перспективы развития областных аварийно-спасательных формирований, то она связана, прежде всего, с выполнением мероприятий, предусмотренных областным законом "Об областной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения на территории Ростовской области" на 2007-2012 годы". В рамках этой программы для снижения степени тяжести последствий ДТП за счет оперативного оказания помощи поисково-спасательными службами предусматривается в ближайшие годы создать еще 2 спасательных отряда быстрого реагирования. Таким образом, к 2012 году федеральную трассу М-4 "Дон" и областные автомобильные трассы будут прикрывать уже 10 отрядов быстрого реагирования.
Говоря о безопасности дорожного движения, упомяну о том, что в рамках этой программы администрация Ростовской области построила в Ростове-на-Дону первую из трех запланированных вертолетных площадок для эвакуации пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях на федеральной трассе М-4 "Дон", первые вертолеты планируется закупить к 2011 году. Как отмечалось в областном министерстве транспорта, кроме построенной сегодня на левом берегу Дона у Западного моста через реку вертолетной площадки, запланировано строительство еще двух - в центре и на севере области у трассы М-4 "Дон". При этом строительство одной только вертолетной площадки обошлось бюджету региона в 9,6 млн рублей.
Всего в области создано на штатной основе: 22 аварийно-спасательных формирования в постоянной готовности к реагированию на ЧС и 16 спасательных подразделений со сроком готовности к реагированию на ЧС - 1,5 часа.
Таким образом, в настоящее время в структурах областного департамента по предупреждению и ликвидации ЧС работают 852 человек, из них 690 - спасателей.
Трасса М-4 "Дон" - одна из самых аварийно-опасных дорог в стране. По данным Минтранса РФ, ежегодно в летний период на этой дороге гибнут около 3 тыс. человек. Упомянутые уже вертолетные площадки нужны для того, чтобы любой вертолет - наш, военный или гражданский, в случае ЧС, мог там сесть и доставить больного в лечебное учреждение. Тогда гибель людей можно будет сократить в несколько раз. И в таких ДТП как 31 июля этого года на автодороге "Ростов - Ставрополь", когда при столкновении столкновение четырех автомобилей погибли 6 человек, а еще 6 получили травмы различной степени тяжести, будет значительно меньше.
Конечно, нельзя перекладывать всю ответственность за гибель людей на дорогах только на спасателей, медиков и сотрудников ГИБДД. Есть еще один фактор - равнодушие. Когда водители могут спокойно проехать мимо ДТП, более того, будучи медиками.