Эксклюзив 28 ноября 2022 г. 18:13

Директор Федерального центра дополнительного образования детей Игорь Козин:

"Успех для ребенка сейчас – это успех для страны в будущем"

"Успех для ребенка сейчас – это успех для страны в будущем"
Автор фото - Андрей Петров

На прошедшем в Анапе с 22 по 25 ноября втором всероссийском фестивале "Открытия-2030" на базе ВДЦ "Смена" подведены промежуточные итоги мероприятия по созданию новых мест дополнительного образования детей федерального проекта "Успех каждого ребенка" нацпроекта "Образование". О достижениях и результатах, а также о планах дальнейшей деятельности в этом направлении в интервью "Интерфаксу" рассказал директор Федерального центра дополнительного образования детей и организации отдыха и оздоровления детей Игорь Козин.

- Игорь Владимирович, вот уже второй год подряд на Кубани проходит Всероссийский фестиваль историй успеха обучающихся "Открытия-2030". Расскажите, пожалуйста, подробнее о фестивале, его участниках и о том, какие вопросы на нем обсуждаются.

- Фестиваль со стороны выглядит как праздник, и это правильно, так и должно быть. Но для нас - Федерального центра дополнительного образования детей и организации отдыха и оздоровления детей - это, в первую очередь, рабочий инструмент. В нашей сфере никак нельзя без живого общения, поэтому фестиваль – то самое место и время, когда мы обсуждаем, что у кого получилось сделать за прошедший год, делимся лучшими наработками.

"Открытия-2030" – это точка отсчета, на которой происходит тонкая настройка всего организационно-методического механизма "Новых мест". Этому предшествует серьезная работа в регионах. Создаются рабочие места, выстраиваются отношения с родительским сообществом, выявляются талантливые ребята. И все это в режиме проектного мышления: насыщенная ежедневная работа на результат.

В этом году на фестивале собрались более 350 талантливых школьников от 12 до 18 лет с достижениями в области науки, культуры и спорта, которые учатся по дополнительным программам обучения.

Образовательная программа Фестиваля прошла по шести основным направлениям: художественному, естественно-научному, техническому, социально-гуманитарному, физкультурно-спортивному и туристско-краеведческому.

- За время пандемии мы все научились подводить итоги удаленно, в чем ценность именно очного фестиваля?

- Отчасти Вы правы, умение работать в удаленном режиме сейчас – одна из важнейших компетенций, которой должен владеть современный педагог. Я уже не говорю про детей, это поколение, которое не знает мира без доступа к интернету. Безусловно, мы это используем в своей работе, фестиваль "Открытия-2030" проводится и в онлайн-формате, но ожидания от него совершенно другие. Онлайн можно провести лекцию, организовать дискуссию, получить обратную связь – и всё это очень полезно для организаторов. Мы же хотим получить максимальную пользу и для участников.

В живом общении, глаза в глаза, когда в одном помещении собираются десятки творчески настроенных педагогов, отдельные реплики и аргументы постепенно перерастают в мозговой штурм, концентрация опыта и насмотренности рождает новые подходы и методики. Здесь же возникают профессиональные связи между педагогами разных регионов, именно этими творческими горизонтальными связями сильны "Новые места" в масштабах страны. Такое возможно только на очном фестивале, мы в этом убедились, и в наших планах продолжать собираться раз в год.

- Расскажите об итогах. К какому результату пришли "Новые места" за время реализации программы?

- Мероприятие по созданию новых мест дополнительного образования детей федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" реализуется с 2019 года. В рамках нацпроекта планируется создание до конца 2024 года почти 1,35 млн новых мест в образовательных организациях всех типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ по всем направленностям.

Сейчас этот план выполнен на 78%. При этом набор обучающихся продолжается. На новых местах обучение проходит по шести направленностям: туристско-краеведческая, естественно-научная, физкультурно-спортивная, художественная, социально-гуманитарная, техническая.

У нас есть четкая цель – создание системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи. На фестивале мы как раз видим этих ребят со всей России. Конечно, мы не можем привезти в Анапу всех, но поощрить такой поездкой самых настойчивых, самых упорных и результативных, разжечь в них огонь творчества и стремления развиваться дальше – нужная и очень благодарная задача.

- Буквально на днях окончен прием заявок на конкурс амбассадоров "Открытия-2030". Расскажите, пожалуйста, об этой инициативе.

- Мы точно знаем, что среди наших участников есть "звезды" - талантливые, трудолюбивые, успешные ребята. Мы хотим найти таких учеников, поддержать их, показать на их примере, чего можно достичь в "Открытиях-2030". Амбассадорами станут те, кто готов вдохновлять, рассказывать о своём успехе, о преодолении трудностей, о постановке целей и неуклонном движении к результату.

Это не только путь к популяризации фестиваля, но и демонстрация социально одобряемых ролевых моделей. Неслучайно на каждый из наших фестивалей мы в качестве эксперта приглашаем олимпийского чемпиона. Так, на прошедшем фестивале дети встретились с двукратной олимпийской чемпионкой по синхронному плаванию Марией Шурочкиной, которая провела для ребят утреннюю зарядку и рассказала детям и взрослым свою историю успеха.

В спорте высших достижений "все начинается с детства". Это не просто слова, а единственно возможный рецепт успеха. Когда-нибудь, совершенно точно, из "Новых мест" вырастут свои олимпийские чемпионы, гениальные инженеры-конструкторы, ведущие программисты, популярные артисты театра и кино. Сейчас мы находимся в самой начальной точке этого довольно протяженного по времени процесса, но мы с педагогами и методистами Центра видим весь предстоящий путь и все время дискутируем – как его пройти наилучшим образом. И если со своей стороны мы можем предложить подростку рациональную мотивацию, то амбассадоры из числа участников привнесут эмоциональную мотивацию: "Я такой же, как ты, мне тоже 14 лет, я упорно работал и добился успеха, делай, как я, и ты тоже сможешь".

- Итоги года будут неполными, если мы не назовем лидеров. Какие регионы проявили наибольшую активность в создании новых мест дополнительного образования в этом году?

- В 2022 году в общей сложности 47 субъектов страны получили субсидии на сумму 1,8 млрд рублей. Это позволит создать до конца года 150 тыс. новых мест дополнительного образования в более чем 1,8 тыс. образовательных организаций. В лидерах в этом году Республика Бурятия, Чеченская Республика, Нижегородская и Волгоградская области. Наибольшую заинтересованность проявила Республикой Бурятия, где создано свыше 31 тыс. новых мест дополнительного образования детей.

- В нашей беседе много раз прозвучало слово "успех". Как вы определяете успех в целом для всего проекта "Новые места"?

- В сфере дополнительного образования есть определенная специфика. Считается, что такие занятия должны приносить результат "здесь и сейчас". В этом плане очень символично звучит название федерального проекта "Успех каждого ребенка". Но если мы поднимемся на ступеньку выше, то увидим, какие колоссальные усилия прикладывает наше правительство для формирования "человеческого капитала" - основы успешного государства.

Россия последовательно и разносторонне развивает сферу обучения детей и подростков, делает всё для успешной самореализации подрастающего поколения. В этом суть государственного подхода – не сиюминутная коммерческая выгода, а стратегический план, который даст результат через десятилетия, когда сегодняшние пятиклассники, получив блестящее образование и возможности, будут развивать наше с вами Отечество, сильное и независимое. И если сейчас это путь успеха для ребенка, то в будущем это путь успеха для России.

Теги
Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще