Директор Кавказского филиала ОАО "Мегафон" А.Еремкин: "Абоненты "голосуют" за нас сим-картами"

Директор Кавказского филиала ОАО "Мегафон" А.Еремкин: "Абоненты "голосуют" за нас сим-картами"

 Кавказский филиал ОАО "Мегафон" по итогам 2011 года, несмотря на высокую насыщенность мобильного рынка, сохраняет высокие темпы развития в 14 регионах обслуживания. Как показывают исследования, во многих регионах Северного Кавказа по итогам 2011 года компания лидирует в рейтинге операторов "большой тройки" по доле рынка и росту в сегменте мобильного интернета. В текущем году "Мегафон" будет укреплять позиции на Юге России за счет развития сетей 2G и 3G, расширения собственной розницы, усиления позиций на корпоративном рынке и реализации проекта по запуску мобильной связи будущего - 4G. Об итогах работы в 2011 году, планах, перспективах на текущий год и готовности к зимней Олимпиаде в Сочи в интервью агентству "Интерфакс-Юг" рассказал директор Кавказского филиала ОАО "Мегафон" Андрей Еремкин.

- Андрей Борисович, прошлый год ознаменовался важным для всей российской телекоммуникационной отрасли событием - это 20-летие развития мобильной связи в России. Лучшего подвода, чтобы подвести итоги, не придумаешь…

- Да, вы правы, время пролетело очень быстро с тех пор, как в 1991 году был совершен первый звонок по мобильному телефону. По итогам 2011 года проникновение мобильной связи в России превысило 160%, потому что кто-то пользуется одновременно двумя сим-картами, кто-то - несколькими операторами. На сегодняшний день расценки на мобильную связь в России считаются наиболее низкими по сравнению с Европой, и наши абоненты получают с каждым годом все более выгодные тарифы. Думаю, это одно из главных достижений российской отрасли за двадцатилетнюю историю - доступная мобильная связь в любой точке страны. Еще одна важная тенденция - взрывной рост потребления мобильного интернет-трафика. Сегодня многие уже привыкли к мысли, что мы не только оператор голосовой связи, но и интернет-провайдер. По нашей оценке, "Мегафон" - лидер по мобильному интернету, в данном сегменте наша доля составляет более 43% по всей России. В целом компания демонстрирует хорошую динамику роста - мы начинали с доли около 10% рынка услуг мобильной связи, а сегодня мы уверенно занимаем вторую позицию на рынке России с долей 32%.

- Каковы результаты работы кавказского филиала "Мегафона" на фоне положительной общероссийской динамики?

- Стоит напомнить, что территория обслуживания Кавказского филиал "Мегафона" сегодня гораздо шире географических границ Кавказа как такового. Она включает Краснодарский край, Ростовскую область, Адыгею, Ставропольский край, Дагестан, Ингушетию, Карачаево-Черкесию, Кабардино-Балкарию, Северную Осетию - Аланию, Чеченскую Республику, а также Воронежскую, Липецкую, Тамбовскую и Белгородскую области. В прошлом году мы отметили 10-летний юбилей, к которому подошли с качественными результатами. В большинстве регионов обслуживания мы являемся абсолютными лидерами рынка по самому значимому показателю эффективности мобильного бизнеса - выручке. Безусловно, есть регионы, где по отдельным позициям мы занимаем 2-3 места, но в ближайшие год-два эта ситуация будет меняться.

К концу 2011 года в сети Кавказского филиал "Мегафона" обслуживалось свыше 9 млн абонентов - в течение года их число увеличилось на 500 тыс., существенно снизился уровень оттока абонентов. По прогнозам, к концу 2012 года мы преодолеем рубеж в 10 млн абонентов. Важный момент, на который я хочу обратить внимание - сегмент корпоративных клиентов. Здесь мы также занимаем ведущие позиции, наша абонентская база, насчитывающая более 13 тыс. клиентов, качественно и стремительно растет.

Что касается технической инфраструктуры сетей 2G и 3G - мы продолжаем улучшать качество связи. Сейчас для нас актуальны задачи по расширению мобильного покрытия сети "МегаФон" на автомобильных дорогах, железнодорожных направлениях и локализации тех "белых пятен", которые все еще есть на картах регионов. Продолжая строительство сетей 3G, мы вплотную подошли к актуальной задаче - развертыванию мобильных сетей стандарта 4G. Наша компания уже получила частоты и готова к реализации данного проекта в Краснодарском крае.

По итогам 2011 года доля Кавказского филиала "Мегафона" на рынке составляет 37%, а по передаче данных - более 42%. Мобильный интернет от "МегаФона" по технологии 3G доступен более чем в 3 тыс. населенных пунктах в зоне обслуживания нашего филиала. Это большое достижение, потому что во многом здесь решается социальная задача, проблема снижения, так называемого цифрового неравенства, когда резко контрастируют города с хорошим качеством сигнала и передачи данных и сельская местность, где телекоммуникации далеко не так хорошо развиты. И я думаю, эта проблема будет решена нами достаточно оперативно. Если сеть второго поколения мы строили порядка 10 лет, и сейчас ее работу обеспечивает здесь свыше 6 тыс. базовых станций, то качественную сеть третьего поколения мы построили на Юге за 2 года. Уверен, что темпы развертывания сетей четвертого поколения будут еще выше.

- А какие планы у компании в сервисном направлении? Чего хотят Ваши клиенты?

- Для нас это приоритетное направление, ведь сегодня при примерно равных технических параметрах среди операторов лидирует тот, кто предложит лучший сервис. "МегаФон" делает ставку на качество услуг и клиентский сервис, для чего мы активно развиваем собственную розничную сеть ("Мегафон-Ритейл"). На сегодняшний день около 25% новых абонентов мы подключаем через собственные салоны. Розничная сеть филиала включает свыше 340 франчайзинговых и порядка 180 собственных салонов связи "МегаФон-Ритейл". Собственные салоны решают ряд задач не только по подключению более качественных абонентов, но и по реализации обширной линейки фирменного оборудования компании. До конца текущего года мы планируем увеличить число собственных салонов на 30%. А что касается развития сервисного направления, то уже в начале апреля в Ростове-на-Дону откроется самый крупный на юге России контактный центр нашей компании, работа которого позволит обеспечить новое качество сервисного сопровождения наших абонентов. Здесь можно будет получить оперативные консультации опытных специалистов и техническую поддержку в телефонном режиме. Уровень удовлетворенности наших абонентов будет выше на 60%.

- Андрей Борисович, компания "Мегафон" является генеральным партнером Олимпийских игр в Сочи 2014 года, и это большая ответственность, которая во многом ложится на Кавказский филиал. Можно ли уже говорить о готовности "Мегафона" к проведению Олимпиады?

- В настоящее время "МегаФон" обеспечивает качественное мобильное покрытие (2G/3G) до 90% территорий Большого Сочи, в том числе Олимпийских объектов. В прошлом году в Сочи и Красной Поляне мы совершили серьезный прорыв, установив порядка 120 новых базовых станций. В текущем году мы доведем до готовности 95% наших объектов на территории города, чтобы в 2013 году проводить финальное тестирование связи - улучшать качество, расширять сеть под конкретные нагрузки. Таким образом, уже в этом году мы фактически завершим полноценную стройку телекоммуникационной инфраструктуры под задачи Олимпиады - к декабрю в Сочи будет работать не менее 250 объектов связи "МегаФона". Это действительно интересный проект, ведь помимо традиционных технических задач, мы решаем и такие уникальные, как обеспечение связью объектов с высокой плотностью мобильных пользователей - это стадионы и крупные спортивные комплексы.

Наша связь уже успешно прошла испытание на прочность в рамках очередных тестовых соревнований и Кубка мира по горнолыжному спорту, проводимых на олимпийских объектах. Представители руководства министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ и Федерации горнолыжного спорта и сноуборда России в этом году дали особо высокую оценку качеству технической подготовки соревнований, которые обеспечила наша компания. Все будущие крупные спортивные активности в Олимпийском Сочи также пройдут при участии нашей компании. 

Кстати, именно в рамках подготовки к Играм в Сочи нашей компании совместно с "Ростелекомом" были выделены частоты на развитие мобильной связи 4G. В текущем году мы инвестируем в сеть четвертого поколения в Краснодарском крае не менее 1 млрд рублей. И это лишь первый этап проекта.

- А каковы планы в области развития фиксированной связи и ШПД? Планируете осваивать этот непростой рынок в своих регионах?

- Безусловно, мы планируем упрочить позиции на этом рынке, в том числе в области ШПД, закрепиться в сознании наших клиентов как универсальный оператор связи. Ранее мы концентрировались исключительно на мобильном бизнесе, где являемся экспертами, но в середине прошлого года впервые попробовали силы на фиксированных проектах для корпоративного и операторского рынков, для крупных госзаказчиков. В наших регионах были успешно реализованы проекты для Сбербанка РФ, МВД РФ и Федерального казначейства. Сейчас мы предлагаем на выгодных условиях услуги фиксированного доступа в интернет, в том числе организацию виртуальных частных сетей (VPN), местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, услуги Центров обработки данных (ЦОД) и т.д.

В этом году мы уже готовим к запуску комплексную программу по развитию фиксированной связи для 6 тыс. офисов наших корпоративных клиентов. Это значительные инвестиции, но массовый рынок требует еще более крупных капитальных затрат. Тем не менее, пилотные проекты в массовом сегменте в Ростовской области и Краснодарском крае у нас также запланированы в рамках объединения с "Синтеррой-Юг" - региональной структурой ЗАО "Синтерра".

- Если говорить о планах текущего года, какие направления для Кавказского филиала "Мегафона" станут ключевыми и каков объем их финансирования?

- Главное - технический потенциал филиала. В мобильные сети 2G, 3G и 4G в текущем году мы планируем инвестировать свыше 8 млрд рублей. В приоритетах - развитие сетей 4G/LTE на Кубани, Олимпийская стройка, строительство собственных волоконно-оптических линий связи (ВОЛС), а также модернизация действующих объектов связи, чтобы качество наших голосовых и интернет-услуг было еще лучше. Мы концентрируемся на потребностях мобильных пользователей, благодаря чему они "голосуют" за "Мегафон" сим-картами. Это предельно "чистые" выборы, где побеждает качество.