В последние годы в нашей стране тема инноваций и технического развития имеет государственное звучание, об инновациях говорят представители власти и бизнеса разных уровней всех без исключения регионов. О том, в каких видах деятельности можно ожидать новых технических решений, которые смогут действительно влиять на бизнес-процессы компаний, и как сегодня телекоммуникации могут менять модель ведения бизнеса, мы поговорили с директором по работе с бизнес-рынком МТС на Юге России Андреем Тихомировым.
- Исходя из многолетнего опыта предоставления услуг связи различным по масштабам и оборотам компаниям, можно ли сделать вывод, что бизнесмены на Юге готовы к новым услугам, ждут инновационных технологических решений?
- На этот вопрос трудно ответить однозначно применительно ко всем без исключения представителям бизнеса. В первую очередь, новых решений ищут там, где конкуренция в отрасли высока. Здесь инновации нужны как один из способов выживания и, конечно, дальнейшего роста. Первопроходцами в таких вопросах, как правило, выступают крупные компании, где в штате есть грамотные ИТ-специалисты, способные быстро уловить эффективность тех или иных технических новшеств и объяснить эти преимущества руководству, хотя в то же время представители среднего и мелкого бизнеса бывают более динамичными в вопросах внедрения новых идей.
Кроме того, экономическая ситуация на юге очень неоднородная от региона к региону. У нас есть, например, Краснодарский край и Ростовская область, где уровень развития экономики в целом настолько высок и конкуренция достигла такого уровня, что здесь компании, очевидно, нуждаются в новых решениях, способствующих оптимизации бизнеса. Но есть и регионы, где спрос на инновации еще полностью не сформирован, - это некоторые кавказские республики. В то же время формировать этот спрос - и есть одна из ключевых для нас задач сегодня.
Если же подробнее остановиться на первых двух упомянутых регионах, я могу сказать, что инновации в области связи здесь получают довольно высокий отклик, и мы имеем весьма грамотных и продвинутых клиентов, которые сегодня от нас ждут не только качественных голосовых услуг и возможности обеспечить их выходом в интернет, но и комплексных, индивидуальных решений с использованием ресурсов нашей сети.
- Что вы подразумеваете под комплексными и индивидуальными решениями?
- В первую очередь, набор конвергентных услуг, которые мы предоставляем уже сегодня: это мобильная и фиксированная связь, доступ в интернет, кабельное ТВ. Очевидно, что совершать покупки "оптом" у единого поставщика не только удобно, но и выгодно. У нас есть практические примеры кейсов, когда предприятия сокращали свои расходы на связь в 2 раза после внедрения технологии FMC, позволяющей объединять мобильные и городские номера сотрудников в общую сеть с единой нумерацией и льготной тарификацией. Кроме того, мы работаем в партнерстве с интеграторами проектов в области телематики, обеспечивая конечным потребителям дистанционный сбор и получение актуальной информации с любых устройств. Основные вопросы, которые решают клиенты с помощью описанной технологии M2M, - удаленный мониторинг транспорта и навигация, организация работ платежных систем, сбор данных с различных датчиков в сфере ЖКХ. Например, сегодня с помощью телематических услуг МТС осуществляется мониторинг более 3 тыс. единиц пассажирского и грузового транспорта Сочи, а также строительной техники, задействованной в подготовке к Олимпиаде-2014. Еще более 3 тыс. SIM-карт обеспечивают работоспособность дорожной и пассажирской инфраструктуры Краснодара.
Что касается индивидуального подхода - его наиболее полно иллюстрируют проекты по indoor-покрытию крупных торговых центров (Мега-Адыгея), аэропортов (Сочинский международный аэропорт), гостиничных комплексов (Пик Отель на Красной поляне), где организовать надежную связь на всей территории невозможно с помощью обычных базовых станций. Для обеспечения высокого качества связи на таких объектах мы используем распределенные антенные системы. Кроме того, для наших клиентов, офисы которых расположены в районах, где затруднена прокладка кабеля и обеспечение традиционным интернетом получается в итоге весьма дорогостоящим, мы реализуем проекты беспроводного широкополосного доступа в интернет по IP-технологии, позволяющей пользоваться услугами передачи данных на скорости до 27Мбит/сек.
- А в чем специфика работы с бизнес-сегментом кавказских республик? Нужна ли там и понятна, например, телематика?
- В кавказских республиках, кроме Северной Осетии, мы появились гораздо позже своих основных конкурентов, поэтому в первые годы акцентировали внимание на массовом рынке, как более динамичном. Сейчас уровень развития нашей сети, качество обслуживания позволяют нам привлекать и ключевых представителей корпоративного сегмента: например, в этом году к нам перешли несколько государственных учреждений и ведомств Чечни, Кабардино-Балкарии, Дагестана и Ингушетии. Конечно, уровень использования тех же телематических сервисов в таких регионах пока невелик, но, думаю, это вопрос времени: активное развитие экономики региона всегда стимулирует участников рынка к поиску инновационных решений. Уже сегодня в кавказских регионах есть интерес, например, к проектам по обеспечению безопасности в школьных учреждениях посредством телекоммуникационных решений, к проектам мониторинга пассажирского автотранспорта. Пока сами интеграторы таких услуг не очень охотно идут в республики Кавказа, но спрос рано или поздно все равно рождает предложение, так что уверен, постепенно телематика получит распространение и на Кавказе.
- И все-таки, спрос на инновации рождает предложение, или новые телеком-решения меняют модель ведения бизнеса?
- Эти процессы, как правило, происходят параллельно. К примеру, не так давно мобильный интернет можно было смело назвать инновацией, особенно в части использования его для бизнеса. Сейчас мобильная передача данных становится чуть ли ни услугой первой необходимости для современных предпринимателей: в большинстве регионов Юга уже более половины нашей абонентской базы регулярно пользуются мобильным интернетом. Только за последний год объем потребления интернет-трафика корпоративными клиентами МТС на юге России увеличился более чем в 3,5 раза. Более того, активное развитие сети 3G и популяризация мобильного интернета уже фактически изменили саму модель ведения бизнеса, сделав сотрудников по-настоящему мобильными, значительно сократив скорость принятия решений в компаниях благодаря постоянному доступу к корпоративным ресурсам. Сегодня многие предприниматели могут вообще не иметь никакого офиса, но это не нарушает рабочего процесса, если у них есть мобильный доступ в интернет. И здесь уже наблюдается обратная тенденция: запросы клиентов относительно мобильности бизнеса возрастают. В частности, все большую популярность получают сервисы передачи данных по защищенным каналам: к примеру, количество пользователей сервиса Blackberry за последний год среди наших абонентов на юге России увеличилось почти в 3 раза. Более того, передача данных становится востребована не только в качестве пользовательского сервиса, но и в качестве инструмента, позволяющего оптимизировать такие бизнес-процессы, как удаленный сбор данных, мониторинг транспорта, становятся востребованы телематические сервисы. 2011 год показал, что клиенту нужны такие услуги, компании видят очевидный экономический эффект и расширяют действующие контракты: за прошедший год абонентов в М2М-сегменте на юге стало в 3 раза больше, чем в 2010-м, а доля тарифа "Телематика" в продажах достигла 20%.
- За счет телематики отрасль продолжит расти?
- Безусловно, потому что это только начало. Те, кто попробовал услугу, расширяют контракты и рекомендуют сервисы партнерам по рынку. К слову сказать, в таких регионах, как Краснодар, Северная Осетия, где наши позиции в корпоративном сегменте очень сильны (для справки: доля МТС в бизнес-сегменте Краснодарского края - 77%, РСО-Алании - 69%), информация об успешном опыте и бизнес-эффекте от использования сервисов тиражируется самими клиентами. Но это не означает, что голосовые и прочие привычные услуги себя исчерпывают - это по-прежнему растущие направления.
- И все-таки, общий рост сегмента В2В обеспечивается в большей степени за счет новых сим-карт, которые теперь используют в различных устройствах, или за счет подключения новых клиентов?
- Безусловно, клиенты пробуют инновационные услуги и в дальнейшем расширяют реализованные проекты за счет подключения дополнительных сим-карт. На юге, кстати, с учетом наших географических особенностей, это весьма актуально: МТС, например, теперь получает показания по потребленному электричеству на базовых станциях в отдаленных горных районах именно с помощью телематики. Так вот, если смотреть по количеству новых сим-карт - рост бизнес-сегмента составил за год около 30%. Но мы имеем реальный прирост и по компаниям - более 14%.
- В каких регионах идет наиболее активный прирост по новым клиентам?
- Самые высокие цифры в Чечне - 152%, потому что это относительно новый для нас регион. Бизнес-рынок МТС в Астраханской области вырос на 38%, в Ростовской области - на 21%. МТС в Краснодарском регионе по-прежнему остается очень привлекательным для бизнеса партнером, просто цифры здесь не могут быть столь впечатляющими, потому что МТС и так имеет высокую долю на корпоративном рынке региона.
- Что будет влиять на дальнейшее развитие рынка В2В, насколько новые технологии способны изменить модель потребления ваших услуг?
- Влиять на развитие рынка, безусловно, будет и усиление конкуренции, и дальнейшее развитие услуг передачи данных. Если просто сформулировать: выиграет, как и в обычной жизни, тот, кто будет быстрее, выше и сильнее. Это касается всех аспектов: обслуживание, цена, и конечно, новые услуги, новые возможности, высокие скорости доступа в Интернет. Что касается новой модели потребления услуг в области связи - она меняется уже сейчас с появлением технологий высокоскоростной передачи данных. Конечно, пока рано говорить о промышленных масштабах, например, М2М, но мы идем к этому. Так что в ближайшее время борьба на рынке связи продолжится не только за конкретных абонентов в виде людей или компаний, их объединяющих, но и за устройства, терминалы, счетчики - за потребителей наших инновационных решений.
Уровень развития нашей сети позволяет нам одними из первых в стране осваивать совершенно новые направления услуг для бизнеса. И сегодня мы уже не просто поставщик связи, мы становимся для клиентов бизнес-партнером, разрабатывающим персонифицированные технические решения, реально влияющие на эффективность бизнеса.