Первый самолет Бе-200 таганрогской сборки выйдет из стен ТАНТК имени Бериева в 2013 году. О том, какая работа по переносу производства данных самолетов из Иркутска в Таганрог уже проделана, каковы перспективы этого динамично развивающегося предприятия, также его "дочки" - аэропорта "Таганрог-Южный", в интервью агентству "Интерфакс-Юг" рассказал генеральный директор - генеральный конструктор ОАО "ТАНТК им. Г.М. Бериева" Виктор Кобзев.
- Завершены ли работы по подготовке производства к выпуску Бе-200?
- Работы по подготовке производства выполнены на 90-95%. Они ведутся в соответствии с ранее запланированным графиком и укладываются в сроки, обеспечивающие строительство первого самолета сборки ТАНТК по контракту с МЧС России.
Поскольку большая часть работ включает в себя также и техническое перевооружение, собственно подготовка производства будет закончена в первом квартале 2012 года, плановое техническое перевооружение и обновление основных фондов будет продолжаться в течение 2012-2013 годов и далее.
Начато техническое перевооружение производственных мощностей бывшей "Таганрогской авиации". В частности, в планах на 2012-2013 годы - кардинальное обновление гальванического и малярного производства, которые будут оснащены современным оборудованием.
В 2011 году ТАНТК получит первые средства в рамках федеральной целевой программы по реформированию ОПК на подготовку производства для выполнения государственных контрактов в рамках гособоронзаказа.
- Подтверждается ли намерение компании выпустить в 2011 году первый Бе-200 таганрогской сборки? Каковы планы по объему выпуска в 2012 году?
- В 2011 году ТАНТК в октябре и ноябре завершает сборку и передаст государственному заказчику - МЧС России - два самолета-амфибии Бе-200ЧС из технологического задела ОАО "НПК Иркут". В конце прошлого - начале нынешнего года самолеты были переданы в Таганрог для доработки и окончания производственного цикла на мощностях ТАНТК.
В самолетах новой серии учтены замечания и внесены обновления по результатам опытной эксплуатации в МЧС России и валидационного процесса европейской сертификации.
С середины 2011 года на предприятии широко развернуты работы по строительству новых серийных самолетов уже полной таганрогской сборки. Цикл производства первого самолета составляет 24 месяца, следовательно, первый самолет выйдет с предприятия в 2013 году. В соответствии с условиями контракта, подписанного с МЧС России, в 2013 и 2014 годах ТАНТК передает МЧС еще шесть самолетов новой серии. Таким образом, за четыре года, в 2011-2014 годах, ТАНТК поставит восемь новых самолетов государственному заказчику.
- Сколько средств и из каких источников было вложено в перенос производства Бе-200 из Иркутска? Какая работа проделана? Что еще осталось сделать?
- В проект "Перенос производства Бе-200" из различных источников было инвестировано более 3 млрд рублей, в том числе 2 млрд рублей из целевого займа, полученного от "Объединенной авиастроительной корпорации" (ОАК). Более 100 млн рублей было предоставлено НПК "Иркут" в виде товарного кредита, который будет возвращаться из продаж серийных самолетов Бе-200. Остальные средства были привлечены из займов ОАК и оборотных средств ТАНТК. Целевых кредитов для переноса производства не привлекалось.
- Расскажите, пожалуйста, о планах компании по модернизации самолетов А-50?
- С 2008 года ТАНТК приступило к работам по модернизации самолетов А-50, которые в 2009 году были успешно завершены. В 2011 году на предприятии завершена первая серийная модернизация самолета.
В 2012 году планируется передать ВВС еще один серийный модернизированный А-50. Дальнейшая программа модернизации этих самолетов определяется министерством обороны.
- Какими ожидаются итоги финансовой деятельности компании за 2011 год?
- Весь нынешний год и особенно его первая половина характеризуется для предприятия значительными капитальными вложениями в перевооружение производства и текущими затратами на производство, финансируемыми в основном за счет кредитных средств. Контракт на поставку двух самолетов Бе-200ЧС, подписанный ранее, обеспечивает рост выручки (более половины от всей выручки предприятия), но поступление средств произойдет только в декабре этого года. Планируемая выручка от всех работ, выполняемых предприятием, составит 4,5 млрд рублей, что в 2,8 раза больше, чем в 2010 году.
Поступление средств от заказчиков в конце года позволит погасить кредиты и проценты по ним и, несмотря на кредитную нагрузку и громадные вложения в перевооружение производства, мы рассчитываем показать прибыль по итогам года на уровне 10-15% от прошлого года.
- Планируется ли в 2011 году увеличить экспорт?
- В 2011 году увеличения экспорта продукции ТАНТК не планируется. В будущем планируется значительное увеличение экспортных поступлений за счет продажи самолетов Бе-200 иностранным заказчикам, а также возобновления контрактов по самолетам с дальним радиолокационным обнаружением (ДРЛО), но здесь могут быть обозначены даты не ранее 2013-2014 года.
- Сколько средств планируется направить на техническое перевооружение в 2011 году? Куда будут вкладываться средства?
- На техническое перевооружение планируется направить 86,6 млн рублей. Основные направления инвестиций - реконструкция объектов предприятия и приобретение основных средств. Кроме этого, из оборотных средств будет потрачено около 300 млн на текущий, средний и капитальный ремонт основных средств.
- Каковы итоги работы аэропорта "Таганрог-Южный" за 9 месяцев 2011 года? Каковы планы по его развитию? Каковы в целом перспективы данного проекта?
- С 17 мая 2010 года по настоящее время выполняются регулярные пассажирские перевозки по направлению Москва (Внуково)-Таганрог-Москва Внуково перевезено более 10 тыс. пассажиров, в частности, с января по июль нынешнего года - 4 тыс. 186 пассажиров.
Аэропорт способен принимать любые типы воздушных судов государственной и гражданской авиации. Установлено современное светотехническое оборудование, что позволяет принимать и выпускать самолеты днем и ночью.
С 2007 по 2011 год ТАНТК направило 370 млн рублей на реализацию плана строительства и модернизацию аэродромного комплекса "Таганрог-Южный". Начиная со следующего года планируется расширить географию маршрутов, увеличить частоту полетов, изменить расписание в системе стыковочных рейсов. Предполагается введение новых направлений: Санкт-Петербург-Москва-Таганрог, Тюмень-Москва-Таганрог-Геленджик.
Разработанная программа строительства и модернизации аэродромного комплекса "Таганрог-Южный" основана на базе существующей инфраструктуры аэропорта и имеет высокую степень готовности к эксплуатации. Общая потребность инвестиций в строительство и модернизацию комплекса составляет 2,9 млрд рублей, из них 316 млн рублей из собственных средств ТАНТК в 2012-2017 годах, 270 млн рублей - частные инвестиции.
Остальное финансирование планируется из средств целевых программ различных уровней.