Эксклюзив 18 сентября 2012 г. 13:39

Гендиректор ООО "ПК "НЭВЗ" С.Подуст: "НЭВЗ не только крупнейший работодатель Ростовской области, но и бюджетообразующее предприятие региона"

Гендиректор ООО "ПК "НЭВЗ" С.Подуст: "НЭВЗ не только крупнейший работодатель Ростовской области, но и бюджетообразующее предприятие региона"

            Новочеркасский электровозостроительный завод - производитель грузовых и пассажирских магистральных электровозов, промышленных электровозов и тяговых агрегатов, запасных частей к локомотивам. В нынешнем году предприятие отмечает свое 80-летие, за эти годы на НЭВЗе произведено 16 тыс. локомотивов 65 типов, которые эксплуатируются не только в России, но и в странах СНГ, Финляндии, Польше, Китае. Новочеркасский электровозостроительный завод является постоянным участником отраслевых конкурсов и имеет множество наград в сфере производства, экспорта продукции, а также обеспечения достойных условий труда для жителей Дона. О том, что представляет из себя НЭВЗ в настоящее время, планах и перспективах предприятия в год 75-летия Ростовской области, рассказал в интервью агентству "Интерфакс-Юг" генеральный директор ООО "ПК "НЭВЗ" Сергей Подуст.

            - Сергей Федорович, НЭВЗ принято считать локомотивом экономики Дона. В год 75-летия Ростовской области расскажите, пожалуйста, о том, каков Новочеркасский электровозостроительный завод сегодня?

            - В год юбилея Ростовской области Новочеркасский электровозостроительный завод отмечает 80-летие закладки предприятия. Созданный в середине 30-х годов прошлого столетия, в эпоху индустриализации нашей страны, НЭВЗ за прошедшие годы стал одним из крупнейших в мире машиностроительных комплексов по выпуску железнодорожного подвижного состава. Завод превратился в универсальное электровозостроительное предприятие, способное удовлетворить потребность в электрической тяге любой отрасли с учетом специфических требований.

            Мы создаем локомотивы, обладающие высокой степенью надежности при работе в жестких климатических и сложных рельефных условиях, которые водят составы, перевозящие 80% всех грузов на электрифицированных железных дорогах России и стран ближнего зарубежья.

            За прошедшие годы завод выпустил более 16 тыс. локомотивов 65 типов. Хочу отметить, что аббревиатура НЭВЗ хорошо известна не только в России, но и далеко за пределами нашей Родины. Новочеркасские электровозы эксплуатируются в странах СНГ, Финляндии, Польше и Китае. Свидетельством признания вклада завода в развитие международного сотрудничества стали престижные награды "Золотой Меркурий" и "Европейское международное золотое созвездие". Пятый год подряд мы принимаем участие в общероссийском конкурсе и в четвертый раз добиваемся звания "Лучший экспортер в страны СНГ" в номинации "Железнодорожные транспортные средства". Неоднократно завод становился победителем конкурса "Лучшие товары Дона".

            - Все-таки НЭВЗ ассоциируют в основном с электровозами, но ведь завод выпускает и другую продукцию?

            - Наш завод - уникальное предприятие, выпускающее магистральные грузовые и пассажирские электровозы для "Российских железных дорог", промышленные локомотивы для горно-обогатительных комбинатов и металлургической отрасли, а также запасные части к выпускаемым локомотивам. Кроме того, НЭВЗ успешно решает новую, непростую задачу организации сервисного обслуживания вновь выпускаемых электровозов в послегарантийный период. РЖД совместно с Трансмашхолдингом разработали "Концепцию по организации сервисного обслуживания локомотивного парка на сети железных дорог РЖД на протяжении жизненного цикла". Наш завод стал пионером в реализации данной концепции.

            - Электровоз - сложный интеллектуальный продукт и выпускать его непросто. Часто ли из ворот завода выходит новый локомотив?

            - В 2003 г. завод вошел в состав отечественной машиностроительной компании ЗАО "Трансмашхолдинг", получив импульс в своем развитии, техническом перевооружении, внедрении прогрессивных методов организации и управления производством. С этих пор практически ежегодно мы выпускаем по новому электровозу. Высокотехнологичное современное производство, которое на НЭВЗе планомерно вводится в эксплуатацию, согласно программе техперевооружения, позволяет выпускать инновационную железнодорожную технику. Пример тому - новый скоростной двухсистемный пассажирский электровоз пятого поколения ЭП20 с асинхронным тяговым приводом. Он изготовлен на НЭВЗе в результате сотрудничества ЗАО "Трансмашхолдинг" и французской компании Alstom Transport. ЭП20 - первый российский электровоз, способный водить пассажирские поезда на скоростях до 200 км/ч. Локомотив оборудован асинхронным приводом на основе IGBT-транзисторов. Реализуемые на ЭП20 технические решения позволят, в частности, более чем в 20 раз сократить трудозатраты на техническое обслуживание, увеличить межремонтные пробеги (к примеру, средний ремонт будет проводиться после 1 млн км вместо 600 тыс. км в настоящее время), а также обеспечить экономию электроэнергии. Кроме того, у нового электровоза срок службы увеличен до 40 лет (сейчас - 30 лет).

            Для эксплуатационников использование двухсистемных электровозов позволит не производить смену локомотива на стыковых станциях, где сходятся железнодорожные линии, электрифицированные током разного рода. Это означает не только экономию времени (каждая смена электровоза занимает до часа), но и ресурсов депо, труда железнодорожников. Существенная экономия средств достигается также за счет значительно увеличенных при проектировании межремонтных пробегов и уменьшенных регламентных работ по техническому обслуживанию.

            Применение двухсистемных пассажирских электровозов позволит существенно сократить время пребывания в пути поездов на нескольких загруженных направлениях, среди которых Москва-Адлер, Москва-Симферополь, Москва-Брест.

            ЭП20 является основой для базовой платформы локомотивов, на которой будет создано семейство пассажирских и грузовых электровозов различных типов.

            В апреле 2012 года в рамках проведения совещания по развитию железнодорожной инфраструктуры и скоростного движения в стране В.В. Путин ознакомился с особенностями и дал высокую оценку этому локомотиву, которому отводится ведущая роль в транспортном обеспечении Олимпийских игр 2014 года и Чемпионата Европы по футболу 2018 года.

            Коллектив предприятия также трудится над созданием нового поколения магистральных грузовых электровозов 2ЭС5 переменного тока с асинхронным тяговым приводом. Это стало возможным благодаря внедрению на заводе новой производственной системы с использованием инструментов "Бережливого производства", применения системы менеджмента бизнеса в соответствии с требованиями международного стандарта железнодорожной промышленности IRIS.

            НЭВЗ ставил своей задачей подтвердить соответствие системы менеджмента бизнеса (СМБ) требованиям стандарта IRIS в 2012 году и с этой задачей успешно справился. Получение сертификата IRIS - это первый шаг к дальнейший большой работе по совершенствованию СМБ на нашем предприятии.

            - Масштабы деятельности НЭВЗа впечатляют. Завод - сложный организм, существенным звеном которого являются люди. Кадры по-прежнему решают все?

            - Конечно, "золотой фонд" предприятия - люди, мощный инженерно-технический состав, высококвалифицированный рабочий персонал и интеллектуальная команда менеджмента. Мы боремся за каждого квалифицированного работника, потому что успешное решение производственных задач неразрывно связано с кадровой политикой.

            Не секрет, что в стране "кадровый голод". Нужны квалифицированные рабочие кадры, а их нет. Значит нужно готовить самим! Мы выбрали этот путь. В 2006 году на базе НЭВЗа был организован Корпоративный учебный центр, имеющий лицензию на подготовку и повышение квалификации сотрудников более чем по 200 направлениям. Введен в строй новый корпус Учебного центра. В нем создан ряд лабораторий и специализированных классов, оснащенных современным учебным оборудованием и тренажерами. Это лаборатории мехатроники и пневматики, учебный класс по обучению сварочному производству, класс по обучению охране труда и промышленной безопасности. При этом мы хорошо понимаем, что персонал должен развиваться непрерывно. Этому способствует Корпоративный учебный центр и плодотворное сотрудничество с ведущими вузами юга России: ДГТУ, ЮРГТУ, ЮФУ, РГУПС. Создание совместных корпоративных кафедр позволяет соединить заводскую систему обучения с научно-образовательным потенциалом высшей школы.

            Ежегодно на заводе проходят производственную практику более 400 студентов ВУЗов и ССУЗов, а также около 100 учащихся профессиональных училищ. Корпоративный учебный центр активно сотрудничает с потребителями продукции - ОАО "РЖД". Нам не все равно, кто будет эксплуатировать наши локомотивы, ведь от их умения также зависит срок службы электровозов. На базе Учебного центра НЭВЗа в период с 2007 по 2011 годы прошли обучение более 500 сотрудников РЖД - локомотивные бригады, ремонтный персонал, преподаватели дорожных школ. Для подготовки этих специалистов в Центре был создан специализированный класс, разработаны методические пособия, в том числе и электронные.

            - Сергей Федорович, повышение квалификации, карьерный рост - это одна сторона медали "кадров", но нужно еще и прилагать силы, чтобы высококвалифицированный персонал оставался на предприятии.

            - Да, нужно, и немалые. Мы с гордостью отмечаем - нам выдан Сертификат доверия работодателю. Данный документ удостоверяет внесение НЭВЗа в Реестр работодателей, гарантированно соблюдающих трудовые права работников. Взаимоотношения между работником и работодателем регламентируются Коллективным договором, неоднократно входившим в число лучших в Ростовской области. На заводе действует прогрессивная система мотивации и оплаты труда, реализуется процесс непрерывного обучения персонала, как я уже сказал, функционирует собственный Учебный центр. Действует система социальных льгот и выплат как действующим работникам предприятия, так и находящимся на заслуженном отдыхе.

            Большое внимание уделяется мотивации труда, совершенствуется система его оплаты. Ежегодно увеличиваются объемы производства, растет производительность труда, что позволяет проводить повышение заработной платы. Мы хорошо понимаем, что успешное решение производственных задач неразрывно связано с социальной ориентированностью бизнеса. НЭВЗ инвестирует значительные средства в развитие объектов социальной сферы. К услугам заводчан и членов их семей один из лучших на юге России культурно-спортивный комплекс, базы отдыха на реке Дон и Черном море, а также прекрасно оснащенный медицинский центр, общежитие, сеть общественного питания. В настоящее время заканчивается строительство 144-квартирного жилого дома для рабочих и специалистов, прорабатывается проект строительства еще одного многоквартирного дома.

            Фундамент коллектива - ветераны завода. На предприятии насчитывается более 200 династий. Из поколения в поколение передается трудовая эстафета. Успешно действуют Совет начальников цехов, Совет наставников и Совет мастеров, регулярно проводятся конкурсы профессионального мастерства. Гордость завода - передовики производства. Среди них - герои Советского Союза и Социалистического Труда, электровозостроители, награжденные государственными и ведомственными наградами. История НЭВЗа золотыми буквами вписана в историю России. Память об этом бережно хранит Музей истории НЭВЗа.

            Всестороннюю помощь и поддержку руководство завода оказывает молодежному движению, Совету молодежи. Молодые люди составляют треть нашего коллектива. За ними будущее. Они бережно относятся к традициям, продолжают и развивают их. Мы проводим ежегодное торжественное посвящение молодых электровозостроителей в трудовой коллектив НЭВЗа. Это красочно и волнующе, запоминается надолго, и фотографии потом аккуратно хранятся в семейных альбомах. Мы регулярно проводим конкурсы профессионального мастерства молодых рабочих, молодёжные научно-практические конференции, конкуры "Лучший молодой специалист" и "Лучший молодой руководитель". Я так скажу: своих потенциальных работников мы готовим с детского сада. У нас в Музее истории НЭВЗа для малышей-дошколят есть своя экскурсия, где они понимают, как сказка стала былью. Уже в этом возрасте мы сеем зерно интереса к деятельности предприятия, а затем поддерживаем его на всем протяжении взросления и становления. Проводим детские праздники и конкурсы - "Завод моих родителей", "Я б в рабочие пошел" и т.д. У нас есть своя профориентационная программа для учащихся и студентов "Город НЭВЗ".

            - Традиционно Новочеркасский электровозостроительный завод являлся бюджетообразующим предприятием Ростовской области? 

            - Подводя итог нашей беседы, хочу сказать, что НЭВЗ не только крупнейший работодатель Ростовской области - на заводе трудится свыше 11 тысяч человек, - но и бюджетообразующее предприятие региона. В 2011 г. нами выпущено 187 магистральных и промышленных электровозов. Продолжен выпуск комплектов электрооборудования для электропоездов ЭД4М и запасных частей для эксплуатирующегося на железных дорогах тягового подвижного состава производства НЭВЗ. В 2011 году возросли объемы платежей предприятия в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. В федеральный бюджет заводом перечислено свыше 840 млн рублей, в региональный бюджет - более 680 млн рублей, в местный бюджет - свыше 150 млн рублей, во внебюджетные фонды - более 840 млн рублей. В 2012 году в соответствии с заказом ОАО "РЖД" запланировано увеличение выпуска продукции на 30%. Уверен, итоги года нынешнего будут достойными. Мы сделали свой выбор в пользу постоянного совершенствования, движения только вперед!

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще