Компания-производитель лифтов, эскалаторов и траволаторов ОТИС в этом году на Международной выставке лифтов и подъемного оборудования Russian Elevator Week представила новую линию дизайна лифтовых кабин Ambiance, разработать которую было бы невозможно без применения современных технологий. Подробнее об инновациях в производстве оборудования, развитии сети представительств и перспективах участия в региональных программах капитального ремонта многоквартирных домов в интервью агентству "Интерфакс-Юг" рассказал генеральный директор компании ОТИС в Восточной Европе и Центральной Азии Надер Антар.
- Господин Антар, расскажите, пожалуйста, какие новые технологии сегодня применяет компания при производстве лифтов. В одном из интервью Вы сказали, что ОТИС применяет передовой мировой опыт в производстве подъемного оборудования, а также собственные инновационные разработки, поэтому имеет существенные преимущества в российской лифтовой отрасли. Что это за инновации?
- Инновации сегодня играют ключевую роль. Сейчас можно с уверенностью сказать, что мы находимся в цифровой эпохе. Диджитализация, или введение новых цифровых технологий, является одним из ключевых факторов, которые преобразуют всю отрасль. Поэтому возникают так называемые "умные города", в которых цифровые технологии играют все большую роль. В "умных городах" должны быть "умные здания", оснащенные "умными лифтами". Последние представляют из себя устройства, полностью работающие в цифровом пространстве на основе цифровых технологий.
Идея "умного лифта" заключается в применении датчиков, которые в режиме реального времени смогут считывать его состояние и передавать данные в диспетчерский центр и через облако напрямую техническому персоналу.
Приведем такой пример. Лифт, полностью оснащенный датчиками, находится под постоянным контролем сервисных инженеров в режиме реального времени. Наблюдая за состоянием лифта, они имеют возможность осуществлять профилактическое техническое обслуживание, то есть предотвращать неполадки до того, как они станут серьезными, и это поможет сократить время простоя в случае отказа оборудования.
Другой пример - объединение систем, следящих за состоянием лифта, с другими системами здания, включая охранное видеонаблюдение, пожарную безопасность. Все это в комплексе должно способствовать безопасности эксплуатации здания в целом и лифта в частности, образуя единую экосистему.
- По Вашей оценке, имеются ли сегодня на рынке проблемы с лифтовыми запчастями, и как они решаются? Принимает ли компания участие в решении этих проблем?
- Прямой ответ на этот вопрос дать сложно. Дело в том, что срок эксплуатации лифта составляет 25 лет, после чего, в соответствии с российским законодательством, он должен быть заменен. Участникам рынка в этой отрасли нужно брать на себя определенные обязательства в течение всего срока жизни оборудования для того, чтобы обеспечивать его надежность.
Жизненный цикл лифта включает в себя три основных этапа. Во-первых, это проектирование и производство. Во-вторых, установка. И третий, самый длительный этап, - это техническое облуживание установленного оборудования. Именно на последнем этапе наличие запасных частей играет решающую роль. К сожалению, часто случается, что компании на рынке поставляют лифтовое оборудование и на этом их миссия заканчивается. С другой стороны находимся мы, компания ОТИС. История нашего присутствия на российском рынке насчитывает более 125 лет, и я могу с гордостью сказать, что мы охватываем весь жизненный цикл лифтового оборудования и уделяем особое внимание техническому обслуживанию лифтов.
- А вообще проблема наличия запчастей на рынке насколько актуальна?
- Доступность и вообще фактическое наличие запчастей для того или иного лифта влияет на его эксплуатационные характеристики. Соответственно, если запчастей не оказывается в наличии, лифт просто выбывает из эксплуатации. Здесь важно понимать, что некоторые лифты имеют возраст 20 лет и свыше. Если модель была снята с производства, то запасные части к ней уже не производятся. В результате заказчику, оператору лифта, и пассажирам приходится ждать, пока необходимая деталь будет произведена и поставлена.
В соответствии с российским законодательством инспекция лифтовых кабин и прочего лифтового оборудования должна проводиться ежемесячно. В результате ежемесячной инспекции он должен давать заключение о том, какие требуются запасные части, и в целом предотвращать возникновение простоев до того, как они возникнут. Именно поэтому вопрос о запчастях является настолько сложным. Если у вас есть хорошо обученные сервисные инженеры, а заказчик пользуется лифтом широко представленной марки, для которой имеются запчасти, соответственно и поломка не представляет собой серьезной проблемы. А если нет ни квалифицированных кадров, ни широко представленных на рынке поставщиков, вот тогда-то и возникают проблемы.
- В России у ОТИС есть два завода: один находится в подмосковном городе Щербинка, второй, флагманский, в Санкт-Петербурге. Они производят запчасти?
- В нашей компании существует выделенный центр поставки запчастей, который снабжает ими производимое оборудование на протяжении всего срока эксплуатации. Всего мы сотрудничаем со 150 сертифицированными поставщиками. Сертификация партнеров особенно важна, потому что для обеспечения безопасности и надежности лифтового оборудования необходимо, чтобы и его компоненты соответствовали установленным стандартам.
С момента основания оба завода произвели около 70 тыс. единиц оборудования, которые были поставлены на российской рынок. Производство на предприятиях в высокой степени локализовано, то есть привязано к местным ресурсам. При таком подходе мы уделяем доступности запчастей очень серьезное внимание. Доступность запасных частей является очень важным элементом работы нашей компании. Всего в России порядка 50 представительств и распространены они по всей территории - от Калининграда на западе до Хабаровска на востоке. Особое внимание мы уделяем югу, в частности Ростову-на-Дону.
- Раз уж мы коснулись представительств ОТИС России - сколько филиалов компании находятся на юге и Северном Кавказе?
- Первый офис на юге России был открыт в Краснодаре в 1991 году и стал хабом компании в этом регионе. А 15 лет назад, в 2004 году, мы открыли офис в Ростове-на-Дону. Также у нас есть представительства в Волгограде, Астрахани, Новороссийске, Анапе, Армавире, Сочи. Офис в Анапе, кстати, был открыт два года назад. Мы постепенно расширяем присутствие на юге России с целью улучшения качества обслуживания наших заказчиков.
В южных подразделениях ОТИС работают более 200 человек, из которых порядка 30 - непосредственно в Ростове-на-Дону.
- На Международной выставке лифтов и подъемного оборудования Russian Elevator Week в этом году ОТИС представил новую линию дизайна лифтовых кабин Ambiance. Сообщалось, что первые отгрузки лифтов в новом оформлении начнутся с завода в Санкт-Петербурге в конце сентября. Расскажите поподробнее об этом проекте. Чем продиктована необходимость обновления дизайна? Приведет ли это к удорожанию лифтов? Начались ли уже отгрузки?
- Мы с нетерпением ждем установки каждого лифта в новом дизайне. Как вы верно заметили, проект был представлен в июне на выставке Russian Elevator Week. Данная инновация была продиктована ожиданиями наших заказчиков, которые все чаще рассматривают лифт как неотъемлемую часть интерьера здания.
В партнерстве с компанией Studio F.A.Porsche, которая специализируется на дизайне, мы разработали новую линейку Ambiance. Особое внимание в дизайне уделено использованию естественных элементов, как, например, камень, дерево и кожа. Дизайн в целом отличается минималистичностью. Сейчас на выбор заказчику предоставляется 160 вариантов отделки, раньше их было всего 12. Общее количество возможных сочетаний превышает 30 тысяч.
Важный аспект - цена. На нашем заводе в Санкт-Петербурге применяются LEAN-технологии, которые предполагают сокращение себестоимости производства, поэтому мы можем представить новый продукт по вполне конкурентоспособной цене. Фактически производство линейки Ambiance было начато в сентябре. В Краснодаре уже завершается первая установка лифтов в новом дизайне. Это будет жилой комплекс "На Садовой".
- Какова структура портфеля ОТИС на российском рынке, в том числе на юге? Какой сегмент является для компании приоритетным?
- Мы охватываем все сегменты рынка. За последние 18 лет мы поставили на юг России порядка 9 тыс. лифтов, из них около 5 тыс. - в Краснодарский край, около 1 тыс. - в Ростов-на-Дону. Так, для прошедших в Сочи Олимпийских игр 2014 года компания ОТИС поставила более 1 тыс. 300 единиц оборудования: это и Олимпийский Университет, и керлинг-арена "Ледяной куб", и железнодорожная станция, и горнолыжный курорт "Роза Хутор". Стоит отметить и такие объекты, как аэропорт Волгограда и тренировочная база футбольного клуба "Локомотив" в Ростове-на-Дону. В Москве мы присутствуем в башнях "Москва-Сити" и в Большом театре, в Санкт-Петербурге - в Зимнем дворце и Генеральном штабе. Также наша продукция широко представлена в Сибири. Например, для Универсиады в Красноярске более 70% лифтового оборудования было поставлено нашей компанией.
Хочу подчеркнуть, что ОТИС является компанией полного цикла, поэтому говоря о поставках оборудования, мы имеем в виду еще и его комплексное обслуживание на всей территории России.
- В регионах РФ реализуются программы капремонта домов, которые в том числе предусматривают замену лифтов. Юг и Северный Кавказ - не исключение. Принимает ли компания участие в этой программе?
- Насколько нам известно, в прошлом году по причине износа и окончания срока эксплуатации на юге России было заменено 1 тыс. 300 единиц лифтового оборудования. В лидерах были Ростов-на-Дону, где было заменено 367 единиц, затем Краснодар и на третьем месте Волгоград. Наша компания поддерживает данную инициативу государства, и мы готовы участвовать в программе. У нас есть и продукция, которую мы можем представить, и опыт, который мы можем предложить, и наша преданность своим обязательствам перед заказчиками.
- Планируется в перспективе увеличивать производственную мощность заводов в Щербинке и Санкт-Петербурге с учетом конкуренции на рынке или в этом нет необходимости?
- Завод в Санкт-Петербурге производит лифты, а на заводе в Подмосковье изготавливаются лебедочные механизмы.
За последние 7 лет мы смогли утроить производственную мощность флагманского завода, и сейчас его потенциал составляет до 10 тыс. единиц в год. Это позволяет нам обеспечивать существующий на рынке спрос. Но мы не почиваем на лаврах, постоянно изучаем конъюнктуру рынка и, если возникнет необходимость, мы будем реагировать соответственно.
Что еще важнее, мы продолжаем совершенствовать производственные процессы, делаем их все более эффективными и, естественно, поддерживаем на должном уровне качество нашей продукции для того, чтобы гарантировать безопасность и удобство пассажиров наших лифтов.