Генеральный директор ОАО "Энергосервис" (Калмыкия) В.Зодбинов: "Налоговая эпопея закалила наше предприятие"

Генеральный директор ОАО "Энергосервис" (Калмыкия) В.Зодбинов: "Налоговая эпопея закалила наше предприятие"

Главная проблема, которая дамокловым мечом висела над Элистинским предприятием ОАО "Энергосервис" около полутора месяцев, наконец решена - поставщики сняли ограничения на поставку газа, котельные заработали, горячую воду элистинцам дали. Но это вовсе не означает, что решены все проблемы. Предприятие и сегодня продолжает работать в сложнейших условиях.

Подробнее об этом рассказывает генеральный директор ОАО "Энергосервис", депутат Элистинского городского Собрания Вячеслав Зодбинов.

- Вячеслав Степанович, расскажите о сегодняшнем положении дел на предприятии.

- Самое главное - после долгих мытарств наконец стабилизировалась ситуация с платежами за природный газ, ранее согласованный с поставщиками график предприятием выполняется. А это значит, что котельные ОАО "Энергосервис" работают в штатном режиме, горячая вода потребителям подается в полном объеме.

В мае мы приступили к подготовке котельных к новому отопительному сезону. Нами поставлена задача с минимальными затратами и качественно подготовить оборудование и теплотрассы к зимнему отопительному периоду.

- Может, стоит вспомнить историю конфликта, "благодаря" которому столица Калмыкии полтора месяца оставалась без горячей воды?

- Еще в сентябре прошлого года налоговики заблокировали расчетные счета предприятия. На тот момент у нас не было просроченных долгов перед поставщиками за газ и электроэнергию, зато задолженность предприятия по налогам и сборам на тот момент действительно существовала. Но эта проблема существовала всегда - долги копились годами. В аналогичной ситуации находятся сотни коммунальных предприятий по всей России, и если не стремиться к поиску компромисса в этом вопросе, можно "убить" всю систему ЖКХ.

В прежние годы налоговое ведомство охотно шло навстречу, проводилась реструктуризация задолженности, составлялись графики погашения долгов, но в этот раз была проявлена категоричная несговорчивость. О том, что целью всех этих действий было стремление создать в столице чрезвычайную ситуацию и возложить ответственность за кризис на муниципалитет, не раз публично заявляло руководство Элисты. Мы были даже вынуждены написать об этом президенту РФ Дмитрию Анатольевичу Медведеву. Под обращением, которое было направлено в Кремль, поставили свои подписи порядка двух тысяч работников муниципальных предприятий и учреждений.

Накопившиеся долги стали поводом для огульных обвинений в адрес руководства мэрии и "Энергосервиса", хотя можно назвать множество причин возникновения долгов не только нашего предприятия, но и всей "коммуналки". Во-первых, хроническая задолженность населения за оказанные коммунальные услуги, при этом предприятие никто не освобождает от обязанности в полном объеме оплачивать НДС, независимо от поступивших сумм. Во-вторых, республиканское правительство, выступившее в роли строгого критика, само до недавних пор являлось крупным должником "Энергосервиса" - учреждения и ведомства республиканского подчинения имели миллионные долги.

К тому же в 2006 году из предприятия были выделены "Городские электрические сети", которые впоследствии были переданы компании, созданной для строительства ветрогенераторов. Суть в том, что по закону долги по налогам достаются "родительской" компании (т.е. - "Энергосервису"), а это около 7 млн рублей. Вот такое наследство досталось нам от "Горэлектросетей" ко всему прочему. Но и с этим мы справились: в конце марта все имеющиеся требования были оплачены в полном объеме, и аресты со счетов предприятия были сняты.

Однако нормально функционировать предприятие могло только месяц - 12 мая городская налоговая инспекция неожиданно выставила требование об уплате задолженности по страховым взносам в Пенсионный фонд.

- Но ведь взыскание долгов в Пенсионный фонд - это прерогатива только этого ведомства. Разве налоговые органы имеют к этому какое-то отношение?

- По закону - никакого. Мы сразу же обратились с жалобой в прокуратуру РК, которая признала требования налоговиков незаконными и с соответствующим исковым заявлением обратилась в Арбитражный суд РК.

В конце мая теперь уже по текущему единому социальному налогу предъявляются требования и выставляются инкассовые поручения на сумму 400 тыс. рублей. В день предъявления инкассового поручения эта сумма задолженности была списана с расчетного счета предприятия. Однако в нарушение Налогового кодекса РФ ограничения по счетам нашего предприятия сняты не были. И только повторное напоминание о недопустимости нарушения закона, наконец, позволило разблокировать счета предприятия.

Вот такую налоговую эпопею довелось пережить нашему предприятию. Я уже не упоминаю о режиме тотальных проверок, в котором мы работаем в последние полтора года. Мы закалились так, что дальше некуда! Хотя как знать - что день грядущий нам готовит.

- Можно ли сегодня утверждать, что все это - и замороженные счета, и тотальные проверки - по чьему-то умыслу должны были привести к срыву отопительной кампании?

- Действительно, ничего другого в голову не приходит, это весьма удобный повод указать на несостоятельность городских властей, ведь граждане, в первую очередь, вспоминают про городские власти, когда у них нет тепла или воды.

И сам собой напрашивается вывод, что отнюдь не стремление пополнить государственную казну послужило первопричиной ареста счетов предприятия. Ведь тогда налоговики арестовали счета только муниципальных предприятий ЖКХ, хотя - и это ни для кого не секрет - большинство учреждений республиканского подчинения имеют огромные многолетние задолженности по земельному налогу, который уплачивается в муниципальный бюджет.

Считаю, что все эти события не случайно произошли перед самым началом отопительного сезона. Если бы не слаженная работа муниципалитета, это однозначно привело бы к краху всей "коммуналки" города.

Наше предприятие даже сегодня, в условиях мирового экономического кризиса, может работать стабильно, если только намеренно не создавать ему искусственных проблем. В системе ЖКХ и без этого хватает сложностей, а тут еще умышленно нам чинят препоны!

- Очень много республиканские власти заявляли о скором банкротстве предприятия. Так ли это на самом деле?

- Это стремление выдать желаемое за действительное. Да, ситуация была сложная, но не критическая. По сути, до сентября предприятие стабильно исполняло свои платежные обязательства, не имело проблем в расчетах с поставщиками газа и электроэнергии. Мы планомерно вели работы по энергоресурсосбережению на котельных предприятия с тем, чтобы снизить издержки и повысить эффективность производства.

Финансовых оснований для раздувания шумихи вокруг банкротства предприятия не было и нет. Более того, наши поставщики газа крайне болезненно отреагировали на подобное развитие ситуации. Им показалось странным и неприемлемым стремление правительства Калмыкии подменять решение экономических вопросов выполнением политических заказов.

И особенно странным выглядят подобные действия на фоне сложной экономической ситуации в стране. Правительство России всеми силами пытается сохранять предприятия и рабочие места, оказывает всевозможную поддержку предприятиям, тогда как республиканское правительство действует с точностью до наоборот в отношении нашего предприятия.

Возможно, как в республике уже не раз случалось, некие чиновники хотят просто завладеть имуществом "Энергосервиса". Ведь наше ОАО - одно из немногих крупных действующих предприятий республики.