Распределительный электросетевой комплекс страны находится на пороге масштабной консолидации. Во исполнение указа президента РФ В.Путина в ближайшее время в России будет создано ОАО "Российские сети", которое объединит две крупнейшие электросетевые компании страны "Холдинг МРСК" и "ФСК ЕЭС". О том, что означает эта реорганизация для ОАО "Кубаньэнерго" и как развивается энергетика Кубани сегодня, в интервью агентству "Интерфакс-Юг" рассказал генеральный директор энергокомпании Георгий Султанов.
- Георгий Ахмедович, какие основные изменения в работе распределительного электросетевого комплекса Кубани и Адыгеи произойдут в связи с предстоящей консолидацией электросетевых активов?
- Электросетевой комплекс России в целом и Кубани в частности на протяжении многих лет был хронически недофинансирован, и это привело к значительному износу оборудования, снижению надежности его работы. Объединение "Холдинга МРСК" и "ФСК ЕЭС" позволит выйти на новый уровень: решить проблемы, которые копились в электросетевом комплексе годами. Сегодня у нас появилась возможность провести реконструкцию на самых проблемных участках электросети, увеличить мощности в самых "узких" местах. Это значительно снизит риски возникновения нештатных ситуаций на электросетевом оборудовании курортных городов Кубани в период пиковых нагрузок и повысит надежность энергоснабжения потребителей всего региона.
Уже сегодня есть первые положительные результаты объединения компаний. В начале сентября текущего года председатель правления ОАО "ФСК ЕЭС" Олег Бударгин подписал ряд приказов, направленных на повышение надежности электросетевого комплекса Сочинского и Юго-Западного районов Краснодарского края. В настоящее время все работы по программе выполняются в установленные сроки.
- ОАО "Кубаньэнерго" реализует масштабную программу по строительству и реконструкции энергообъектов в Сочи в рамках подготовки к Зимним Олимпийским играм 2014 года. Какие успехи были достигнуты на этом направлении в уходящем году?
- Сочи находится в зоне особого внимания. Сегодня в олимпийской столице ведется беспрецедентное по масштабам строительство энергетических объектов. Речь идет обо всех элементах энергосистемы: генерирующих мощностях, магистральных и распределительных сетях. Все эти работы предусмотрены программой строительства объектов олимпийской инфраструктуры и развития города как горноклиматического курорта.
В 2012 году в развитие электросетевой инфраструктуры Сочи "Кубаньэнерго" инвестировало 3,3 млрд рублей, что составляет 75% от всей нашей инвестиционной программы.
Наша компания ведет строительство и реконструкцию 16 объектов электросетевой инфраструктуры: пяти подстанций 110 кВ, девяти линий электропередачи 110 кВ общей протяженностью около 200 километров, а также реконструкцию распределительной сети 6-10 кВ общей протяженностью более 800 километров. Ряд проектов мы уже завершили: построены подстанции "Вишневая" и "Бытха", реконструирована подстанция "Родниковая". Сегодня завершаются работы на подстанции 110 кВ "Бочаров ручей" и реконструкция "Верещагинской". Завершен первый этап реконструкции городской распределительной сети на участке подстанция 110 кВ "Хоста" - подстанция 110 кВ "Верещагинская".
В рамках подготовки электросетевой инфраструктуры к Зимним Олимпийским играм в Сочи ОАО "Кубаньэнерго" проводит масштабную реконструкцию городской распределительной электрической сети. Модернизация проводится на территории поселка Красная Поляна, в Адлерском, Хостинском и Центральном районах города-курорта. В ходе работ будут обновлены кабельные и воздушные линии 0,4-10 кВ общей протяженностью более 800 километров. Также будут реконструированы и построены 436 трансформаторных подстанций (ТП) и распределительных пунктов (РП) общей мощностью 390 МВА.
На всех остальных объектах работы в настоящее время идут по графику, и полностью программа будет завершена в течение 2013 года.
- Развитие электросетевого комплекса Сочи требует привлечения квалифицированных кадров. Есть ли проблема нехватки персонала на этом направлении, и если есть, то как ОАО "Кубаньэнерго" с ней справляется?
- Действительно, в Сочинском филиале существует нехватка сотрудников по таким специальностям как электромонтер, электромонтер оперативно-выездной бригады, электромонтер-водитель. Прогнозируется, что к началу Олимпиады-2014 потребность в профессиональных кадрах из числа оперативного и оперативно-ремонтного персонала может составить более 140 человек. В настоящее время сотрудники других филиалов компании работают в Сочи вахтовым методом.
Одним из мотивационных факторов привлечения высококвалифицированного персонала стало решение жилищного вопроса. В конце лета ОАО "Кубаньэнерго" совместно с "ФСК ЕЭС" передали ключи от служебных квартир 41 семье сотрудников Сочинских электрических сетей и Сочинского предприятия магистральных электрических сетей. Надеемся, что в будущем решение жилищного вопроса может стать мощным импульсом для ликвидации дефицита профессиональных кадров.
- Как в этом году прошла подготовка к осенне-зимнему периоду?
- 19 октября ОАО "Кубаньэнерго" получило паспорт готовности к ОЗП. Для энергокомпании это основной документ, получению которого предшествует масштабная работа. В этом году в рамках реализации ремонтной программы выполнен комплексный ремонт 86 подстанций 35-110 кВ, отремонтировано около 2,5 тыс. километров воздушных линий электропередачи, расчищено от древесно-кустарниковой растительности 677 га трасс ВЛ. В населенных пунктах Краснодарского края и Республики Адыгея отремонтировано 665 трансформаторных подстанций. На 100% сформирован и укомплектован аварийный запас. Кроме того, объединен аварийный запас ОАО "Кубаньэнерго" и подразделений филиала ОАО "ФСК ЕЭС" МЭС Юга - Сочинского и Кубанского предприятий.
Таким образом, мы выполнили все необходимые для успешного прохождения отопительного сезона мероприятия. При этом важно понимать, что избежать обрыва воздушных линий при серьезных стихийных бедствиях - например, при штормовом ветре до 45 метров в секунду - не может ни одна электросетевая компания. А вот восстановить энергоснабжение потребителей в короткие сроки - в наших силах. Так, например, в начале февраля 2012 года, несмотря на экстремальные погодные условия, нам удалось максимально быстро запитать потребителей Анапы и Новороссийска.
В компании выработана четкая схема действий при угрозе возникновении ЧС, мы всегда работаем на опережение. Вводится режим повышенной готовности, мобилизуется весь оперативный персонал, проводятся заседания оперативного штаба и т.д. Благодаря такой системе работы бригады ОАО "Кубаньэнерго" первыми прибыли на восстановление энергоснабжения во время наводнений в Крымске и поселке Новомихайловка.
- Постоянное повышение качества обслуживания потребителей - одна из важнейших задач ОАО "Кубаньэнерго". Какую работу проводит компания в этом направлении?
- В текущем году на территории Краснодарского края и республики Адыгея открыто 33 пункта приема обращений граждан. С начала года в ОАО "Кубаньэнерго" работает call-центр (бесплатный телефон 8 (800) 100-15-52), который уже обработал более полумиллиона обращений потребителей. Разрабатываются и успешно реализуются различные программы и мероприятия, позволяющие совершенствовать систему взаимодействия с гражданами. Так, в начале 2013 года мы планируем приобрести для Сочинского филиала установку для многоканальной связи, что позволит организовать там работу полноценного call-центра, исключить проблему информирования населения о ремонтных работах и технологических нарушениях на объектах распределительного электросетевого комплекса.
- Каких успехов ОАО "Кубаньэнерго" удалось добиться в борьбе с незаконным энергопотреблением и несанкционированными подключениями к сетям?
- Прежде всего, мы устанавливаем современные выносные пункты учета электроэнергии, основное преимущество которых для ОАО "Кубаньэнерго" - более высокая степень их защищенности от различного рода манипуляций, зачастую производимых недобросовестными потребителями с целью искажения показаний счётчиков, способствующие уменьшению потерь и повышению качества электроснабжения. За январь-октябрь 2012 года мы установили около 15 тыс. ВПУ. Устанавливаются антимагнитные пломбы, реализуется комплекс профилактических мероприятий, среди которых проведение контрольных съемов показаний приборов учета электроэнергии, а также рейды по выявлению недобросовестных потребителей. Только за 9 месяцев текущего года выявленный ущерб "Кубаньэнерго" от неучтенного потребления электроэнергии составил более 71 млн кВт.ч на сумму более 240 млн рублей. Это в два раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Цифры наглядно показывают, что мы двигаемся в правильном направлении, и, благодаря проводимым мероприятиям, защищаем дисциплинированных потребителей от расхитителей электроэнергии, действия которых негативно влияют на общий уровень надежности энергоснабжения.
- Какие стратегические задачи стоят перед ОАО "Кубаньэнерго" на будущий год?
- В 2013 году мы должны закончить все Олимпийское строительство, выполнить значительный объем работ по реконструкции сочинского городского распределительного электросетевого комплекса, добиться значительных успехов в деле снижения коммерческих потерь.
Кроме того, основными стратегическими задачами, стоящими перед нашей компанией, являются обеспечение беспрепятственного технологического подключения потребителей к электрическим сетям, преодоление проблем критического износа оборудования и дефицита мощности, которые особо остро обозначены в населенных пунктах Черноморского побережья Краснодарского края. Все эти задачи, как и прежде, мы будем выполнять в тесном взаимодействии и при поддержке органов власти всех уровней, ориентируясь в первую очередь на комфорт и высокий уровень обслуживания наших потребителей.