Эксклюзив 13 февраля 2009 г. 13:07

Генеральный директор ООО "Мактрен-Нафта" Агабек Бадалов: "Мы готовы расти и развиваться"

Генеральный директор ООО "Мактрен-Нафта" Агабек Бадалов: "Мы готовы расти и развиваться"

В 2007 году в морском порту Темрюк (Краснодарский край) был введен в эксплуатацию первый - и пока единственный в России - терминал по перевалке сжиженных углеводородных газов (СУГ) ООО "Мактрен-Нафта". Однако к концу 2008 года комплекс так и не вышел на проектную мощность - 300 тыс. тонн в год. О причинах недозагрузки терминала и перспективах его дальнейшего развития мы попросили рассказать генерального директора ООО "Мактрен-Нафта" Агабека Бадалова.

- Агабек Георгиевич, расскажите, почему по итогам 2008 года терминал так и не вышел на проектную мощность?

- В последние 2 года, то есть, с момента запуска комплекса в эксплуатацию, СУГ для перевалки в рамках заключенного договора нам поставлял официальный трейдер "Газпром экспорта" - австрийская компания Citco Waren-Handels Gmbh. Этот договор был эксклюзивным, мы надеялись на поставки в хороших объемах. Однако вместо запланированных 600 тыс. тонн за эти 2 года Citco отгрузила всего 46,5 тыс. тонн СУГ. В этом году мы отказались продлевать контракт, так как по итогам года терминал не был загружен и на 10%. Мы заключили договора с другими трейдерами, и в январе 2009 ситуация изменилась кардинальным образом. Мы отгрузили 5 судов - а это 6,5 тыс. тонн.

Однако к нашей проблеме можно подойти и с другой стороны. В свое время правительство нашей страны настаивало на том, чтобы российские грузы переваливались через российские же порты. Сегодня мы наблюдаем противоположную картину. Только через порт Одессы (Украина) в 2008 году было перевалено около 300 тыс. тонн российского сжиженного газа. А мы - единственный терминал в России - отгрузили в прошлом году только 24 тыс. тонн. Понятно, что до запуска нашего терминала вся перевалка российского СУГ на экспорт осуществлялась через Украину. Но комплекс построен и работает вот уже 2 года, однако вопреки заявлениям российского правительства грузопоток так и не был переориентирован. Фактически мы сегодня имеем суперсовременный, оснащенный по последнему слову техники терминал, который не загружается и на 10%. Все, что мы хотим - это чтобы часть российского груза переваливалась через российские же порты.

Кроме того, из-за перевалки СУГ через украинские порты российский бюджет ежегодно теряет десятки миллионов рублей доходов. Вот простая арифметика: в 2008 году мы перечислили в российский бюджет порядка 24 млн рублей. А если бы газ, который пошел в Одессу, отгружался через порт Темрюк, то в бюджет мы бы перечислили уже не 24, а 130 млн рублей. Сегодня все эти деньги остаются на Украине.

- Как вы собираетесь менять ситуацию?

- Можно сказать, что мы уже начали ее менять. Прежде всего, отказались от договора с Citco и начали сотрудничество с другими трейдерами. Мы надеемся, что это позволит нам существенно увеличить объемы перевалки. Думаю, что уже в марте мы выйдем на 10 тыс. тонн. Однако это все равно не много. Чтобы обеспечить полную загрузку - а это 20-25 тыс. тонн в месяц - нам необходимо наладить четкие взаимоотношения с официальным трейдером "Газпрома".

Мы также очень рассчитываем на поддержку руководства Краснодарского края. Прежде всего, нам бы хотелось, чтобы краевые власти официально обратились к руководству "Газпрома" с просьбой обеспечить грузопоток в порт Темрюк. Тем более, что в техническом плане терминал "Мактрен-Нафта" превосходит своих украинских конкурентов. Весь комплекс автоматизирован. Он включает эстакаду, рассчитанную на одновременный слив 20 цистерн; емкостной парк на 6 тыс. кубометров. Комплекс оснащен автоматической системой пожарной безопасности, который реагирует на малейшие изменения параметров работы оборудования. На всей территории установлено порядка 80 газоанализаторов, что позволяет нам контролировать экологическую безопасность работы. Терминал имеет 3 степени защиты и 4 вида связи, современный пункт пропуска. Все погрузочные работы фиксируются видеокамерами, и в реальном времени картинка передается на пограничный пост и в таможенную службу.

Перевалочный комплекс в порту Темрюк имеет и ряд дополнительных преимуществ перед украинскими конкурентами. У нас скорость погрузки значительно выше - в час мы можем грузить 400 тонн СУГ, расстояние от емкостного парка до причала составляет всего 300 м.

- Существуют ли у терминала дальнейшие перспективы развития?

- Безусловно. Хоть мы сегодня и говорим о том, что комплекс рассчитан на перевалку 300 тыс. тонн сжиженного газа в год, в реальности мы можем перевалить в 2-2,5 раза больше - до 800 тыс. тонн. На сегодняшний день емкость российского рынка СУГ достигает порядка 8 млн тонн. Из них на экспорт идет примерно 2 млн тонн, в том числе, 1 млн тонн направляется непосредственно в Польшу. Еще 800-900 тыс. тонн каждый год уходят на экспорт по самым различным маршрутам. Весь этот объем мы могли бы взять на себя.

В 2008 году мы решили для себя задачу по переводу работы предприятия на внутренний рынок - как базы для хранения СУГ. Мы уже снабжаем сжиженным газом Темрюкский район и официально вышли к руководству Краснодарского края с предложением обеспечивать газом и население близлежащих городов и районов: Анапы, Славянского, Крымского и других потребителей. Для потребителей это будет существенное сокращение расходов.

Также мы сейчас обсуждаем проект строительства выносного газопровода в море - без причала, так называемого, монобуя. Подобный трубопровод, только для отгрузки нефтепродуктов, имеет КТК (Каспийский трубопроводный консорциум - ИФ). Это позволит нам принимать суда дедвейтом 3 тыс. тонн. На сегодняшний день существующий комплекс может принимать суда тоннажем не более 1,5 тыс. тонн - это связано с характеристиками самого порта Темрюк. Хотя и тут возможны перспективы развития. Недавно в Темрюкский район приезжал руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Александр Давыденко, и на проходившем на нашей площадке совещании поднимались вопросы по дноуглублению подходного канала в порт, строительству и проектированию восточного и западного заградительных молов.

После полной загрузки комплекса мы собираемся увеличить его мощности путем строительства еще двух эстакад: для перевалки сжиженного газа и нефтехимии. Это еще одно направление, которое мы планируем освоить. Кроме того, уже в этом году мы собираемся наладить производство чистейшего азота - 100 кубометров в час.

Денежные ресурсы для освоения у нас есть. Сметная стоимость проекта составляет 1,9 млрд рублей. На данный момент в комплекс вложено 1,7 млрд рублей. Так что мы готовы расти и развиваться дальше, но для этого нужно решить главную проблему: обеспечить поставки в нормальных объемах.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще