Губернатор Астраханской области А.Жилкин: "Наш регион обладает уникальным транспортным потенциалом и является частью мировой транспортной системы"

Губернатор Астраханской области А.Жилкин: "Наш регион обладает уникальным транспортным потенциалом и является частью мировой транспортной системы"

- Александр Александрович, вряд ли мировой финансовый кризис обошел стороной Астраханскую область. Удалось ли руководству региона минимизировать риски, связанные с ним?

- Безусловно, кризис коснулся Астраханской области, поскольку мы находимся в общемировом экономическом пространстве. Пришлось принимать оперативные меры, разрабатывать и реализовывать программу по преодолению кризиса. Все это было сделано своевременно, что позволило нам перейти на так называемый "ручной режим управления экономикой". Это означает тщательный мониторинг ситуации, быстрое реагирование на чрезвычайные события и жесткая "обратная связь", которая определяет эффективность принимаемых решений. Это в оперативном плане.

В долгосрочной перспективе у нас была и есть стратегия регионального развития, которой мы следуем с 2006 года. В ней определены десять основных приоритетов.

В результате добились неплохих результатов, главным из которых считаю диверсификацию экономики, что позволило нам относительно "мягко" войти в кризис.

Естественно, кризис вносит свои коррективы, соответственно, при пролонгации нашей стратегии до 2020 года в нее были внесены соответствующие дополнения. В частности, усилена роль применения инновационных технологий.

- В настоящее время в регионе ведется активная работа по созданию транспортного кластера. В чем суть данного проекта?

- Через астраханский регион проходят два ключевых Евроазиатских трансмодальных транспортных коридора "Север-Юг" и "Запад-Восток". Они связывают Европу со странами Средней Азии, Индией и Пакистаном, государствами, расположенными на берегах Индийского океана. Складываются объективные предпосылки к превращению Каспийского моря и прибрежных территорий в важный транзитный центр товарообмена, через который Иран, Узбекистан, Западный Китай, Афганистан, Казахстан и другие азиатские страны торговали и будут торговать с Европой.

Одновременное использование внутренних водных путей России позволит организовать международное судоходство между Каспием, Черным и Балтийским морями.

Международные и внутрироссийские перевозки осуществляются через Астраханский транспортный узел, включающий предприятия водного, железнодорожного, автомобильного и воздушного транспорта. В регионе работают 19 стивидорных организаций. Из их числа 15 оперируют генеральными грузами и контейнерами, одна - перевалкой серы, и три терминала предназначены для перевалки нефти и нефтепродуктов. Водные транзитные перевозки обеспечиваются двумя портами - "Астрахань" и "Оля".

Создаваемый в области транспортный кластер, включающий в себя порты, дороги, аэропорт и пр., ориентирован на коридоры "Север-Юг" и "Запад-Восток". Ведется постоянная работа по привлечению грузов. И в нас уже верят, нас включают в долгосрочные планы.

Кризис может нанести определенный урон - важно его минимизировать и использовать в конкурентной борьбе, демонстрируя наши реальные преимущества.

- Александр Александрович, как сегодня, в условиях опять-таки все того же мирового финансового кризиса, работают астраханские портовые предприятия? Есть ли у них интересные выгодные для региона проекты?

- Порты развиваются, поскольку мы уверены в их посткризисной востребованности.

Морской порт "Астрахань" традиционно обслуживает внешнеторговые грузопотоки России, он расположен в пределах городской черты, открыт для международного судоходства и включает в себя 16 портовых терминалов и пассажирские причалы. Большинство грузовых терминалов имеют внутрипортовые железнодорожные линии. В настоящее время там идет реконструкция и строительство терминалов. Согласно инвестпроектам, проводятся модернизация портового хозяйства, капитальный ремонт техники, оборудования, железнодорожных путей, ведется реконструкция причальных сооружений, увеличивается грузоподъемность портальных кранов.

В Астраханской области есть еще одно крупное портовое предприятие - "Армада". В 2008 году было завершено строительство первой очереди порта, длина причальной стенки увеличилась вдвое - до 350 метров. В 2009 году установлены 4 портальных и 2 козловых крана различной грузоподъемности. В результате перерабатывающая способность порта увеличилась в 2 раза и достигла 1 млн тонн грузов в год. Общий объем инвестиций составил более 800 млн рублей.

ОАО "Астраханский порт" осуществляет реконструкцию контейнерного терминала. Реализация проекта позволит ввести 215 погонных метров причальной стенки, что даст возможность увеличить складские площади в порту в 2 раза. Общий объем инвестиций - 101 млн рублей.

Морской торговый порт "Оля" расположен в 100 км южнее Астрахани на 67 км Волго-Каспийского канала в районе одноименного села и является универсальным. Там есть возможность перевалки генеральных, контейнерных и автопаромных грузов. Сегодня действуют автопаромные линии в порты Энзели (Иран) и Туркменбаши (Туркменистан).

Развитие этого порта осуществляется по схеме государственно-частного партнерства в соответствии с программой, рассчитанной до 2011 года и утвержденной федеральным агентством морского и речного транспорта. На развитие объектов федеральной собственности первого грузового района предусмотрено около 2,5 млрд рублей, в том числе в 2009 году - 429 млн рублей. Суммарный объем частных инвестиций составит свыше 1,8 млрд рублей.

В настоящее время в порту в круглосуточном режиме работают три причала общей мощностью по грузоперевалке около 1 млн тонн. Достроен четвертый причал, начато строительство пятого. Разработан проект контейнерных терминалов N 8 и 9, в ближайшее время будут начаты строительные работы. С завершением строительства первого грузового района в 2010 году перерабатывающая мощность порта составит 4 млн тонн грузов в год.

Дальнейшая программа развития порта Оля предусматривает строительство второго грузового района - портовых сооружений для приема и обработки контейнерных и генеральных грузов открытого и закрытого хранения, зерногрузов, лесных грузов, навалочных и наливных грузов, сжиженных газов.

Так что астраханские порты работают и развиваются. Портфель проектов у них полон и достаточно солиден.

- Как известно, судостроение в Астраханской области представлено 20 крупными и средними предприятиями. Это, можно сказать, основа астраханской экономики. Какова сегодня ситуация в отрасли?

- В течение последних четырех лет в региональной судостроительной отрасли прошло переоборудование предприятий. О полной модернизации, конечно, пока говорить не приходится. Тем не менее, реальностью стало повышение конкурентоспособности астраханских верфей. Это обеспечивает высокий уровень занятости (более 9 тыс. человек), значительные объемы производства, которые составили в 2008 году около 14 млрд рублей. Средняя заработная плата работников крупных предприятий судостроительной отрасли Астраханской области в первом квартале 2009 года составила около 17,5 тыс. рублей.

Следует подчеркнуть, что на протяжении многих лет судостроители Астраханской области работают с зарубежными компаниями, которые предъявляют самые высокие требования к качеству работ. Например, в прошлом году на астраханских верфях построены опорно-подъемное устройство подводного ремонта сетей для ООО "Питер Газ", баржи различных проектов для компании "Казахстан BUE", трубные стеллажи для транспортировки углеводородного сырья для компании "Розетти Морино" (Италия), корпусы сухогрузов проекта 182-РТ "Азолла" для Голландии и корпусы танкеров проекта РТ-34 для Швеции.

Главными партнерами и заказчиками судостроителей Астраханской области сегодня являются компании, которые занимаются разведкой, добычей и переработкой углеводородного сырья. Это "Газпром" и НК "ЛУКОЙЛ". Благодаря сотрудничеству с последней, наши судостроительные предприятия за 3 года увеличили выпуск продукции более чем втрое. Теперь предстоит выстоять в кризисе, который усилил и без того непростую борьбу за заказы.

- Какие меры предпринимает руководство Астраханской области для поддержки и развития региональной судостроительной отрасли?

- 10 апреля 2009 года региональное правительство и ассоциация судостроителей области заключили соглашение о сотрудничестве с ОАО "Объединенная судостроительная корпорация". В его рамках в настоящее время министерство промышленности и природных ресурсов области активно реформирует отрасль.

В частности, готовит создание в Астраханской области южного центра судостроения. Реализация этого проекта откроет астраханским судостроителям доступ к государственному заказу, что будет способствовать стабилизации производственной деятельности в кризисный период.

Кроме того, мы рассчитываем на оффшорные проекты, связанные с освоением богатейших углеводородных запасов Каспия.

В случае положительного решения всех этих вопросов астраханская судостроительная отрасль будет обеспечена заказами на несколько лет вперед, и, как следствие, решится проблема занятости нескольких тысяч человек.

- Какие крупные проекты реализуются сейчас в судостроительной отрасли?

- Наиболее значимым проектом сегодня является строительство центральной буровой и технологической платформы ЛСП-1 для месторождения им. Ю.Корчагина по заказу НК "ЛУКОЙЛ", где начало добычи запланировано на 2009 год.

Производимая нашими судостроителями продукция соответствует всем международным сертификатам. Мы активно сотрудничаем с "Объединенной судостроительной корпорацией", с компанией "Совкомфлот".

- Какие еще отрасли, кроме судостроения, являются важными для региона? Как они чувствуют себя в нынешних экономических условиях?

- Я бы назвал стройиндустрию, мощности которой за последние годы фактически удвоены. В области построены пять предприятий, использующих новые технологии в производстве стройматериалов, в том числе съемную опалубку и теплый пол.

Сложно чувствуют себя предприятия: частные инвестиции сокращаются, но мы ищем пути преодоления кризиса за счет реализации программы ликвидации ветхого и аварийного жилья, которая поддерживается государством. Так, в первом квартале текущего года в регионе введено в эксплуатацию 111,8 тыс. кв. м жилья, что на 94% больше показателя за аналогичный период прошлого года. По темпам роста Астраханская область занимает третье место среди субъектов ЮФО и седьмое место по России.

- Каким прогнозируется бюджет по итогам 2009 года?

- В 2004 году, когда я возглавил область, бюджет региона составлял 5 млрд рублей, минувший год мы завершили с бюджетом в 35 млрд рублей, сбор налоговых поступлений за этот период также вырос в 3,5-4 раза.

В этом году, по оптимистичному прогнозу, мы выйдем на бюджет в 29 млрд рублей. Пока его исполнение на 100% идет в рамках сделанного прогноза. К сожалению, мы теряем порядка 6 млрд рублей, но сегодня это уже другой порядок цифр, другие возможности региона.

- Александр Александрович, Астраханская область является не только промышленным, но и аграрным регионом. Как Вы оцениваете нынешний потенциал местного АПК?

- В условиях кризиса АПК приобретает особую важность. Этот сектор экономики может быть весьма эффективным, поэтому сейчас мы активно используем там новые технологии, позволяющие снижать издержки. В агропромышленном комплексе области, в частности, применяется капельное орошение, сверхраннее выращивание овощеводческой продукции. Если Вы проедете ранней весной по полям области, то сможете увидеть десятки тысяч гектар земли под пленкой.

В прошлом году было произведено: 40,1 тыс. тонн зерна, 479,4 тыс. тонн овощей, 143,5 тыс. тонн бахчевых, 151,7 тыс. тонн картофеля. В этом году мы намерены увеличить объемы реализации, а также расширить географию поставок, включив Москву и Московскую область, Санкт-Петербург, регионы Урала и Сибири, Бурятию, Якутию, Татарстан, Ханты-Мансийский автономный округ, Белоруссию, Казахстан, Узбекистан. Продукция будет поставляться по договорам на оптовые базы, а также в сетевые магазины. Уже заключены договоры на поставку овощей, арбузов, картофеля и лука с крупными федеральными торговыми сетями. В прошлом году мы отправили большое количество овощей и зелени в Узбекистан, осваиваем рынок соседнего с нами Казахстана. Следует отметить, что сегодня это уже делается не эпизодично, а системно, на основе договоров.

В последние годы ставка делается на производство высокорентабельной ранней овощеводческой продукции: томатов, огурцов, редиса. Для торговли важны круглогодичные связи, поэтому на территории Лиманского района ведется строительство тепличного комплекса общей площадью 120 га. Комплекс позволит круглогодично обеспечивать потребность населения области в свежих томатах, баклажанах, перце, огурцах и т.д.

Ведется активная работа по возрождению садоводства. Ключевое направление - закладка садов интенсивного типа, технология возделывания которых позволяет получать товарную продукцию уже на второй год.

В этом году планируется реализовать проект по круглогодичному выращиванию овощей с использованием голландской технологии. Объем производимой продукции может составить 16 тыс. тонн на 20 гектарах закрытого грунта в теплицах. Мы намерены конкурировать с турецкими и иранскими производителями.

Особое место в структуре посевных площадей занимают бахчевые культуры. В текущем году под пленочными укрытиями ранние бахчевые культуры будут выращены на площади более 1,8 тыс. га, что на 20% больше прошлого года.

Сегодня в Астраханской области интенсивно развивается переработка производимой сельхозпродукции.

- Какую поддержку оказывает сельхозпредприятиям руководство региона?

- Разнообразную и, главное, активную. К примеру, инвестиционный проект "Зерно" предусматривает выплату субсидий на горюче-смазочные материалы, электроэнергию, на приобретение зерноуборочных комбайнов, минеральных удобрений, на компенсацию процентных ставок по коммерческим кредитам. В целом по проекту финансовая поддержка составит около 17 млн рублей. Это позволит увеличить объем производства зерновых культур на 18 тыс. тонн.

Инвестиционный проект "Овощи" предусматривает увеличение объемов производства овощных культур и картофеля на 80 тыс. тонн. В текущем году в рамках поддержки данной отрасли планируется выделить 18 млн рублей на выплату субсидий на минеральные удобрения, ГСМ и электроэнергию, страхование урожая. Кроме того, около 10 млн рублей будет направлено на субсидирование процентной ставки по привлекаемым кредитам.

- Расскажите, пожалуйста, о перспективе развития животноводства.

- В последние годы в этой отрасли сохраняется рост численности поголовья скота и объемов производства. Поголовье мясного скота ежегодно увеличивается за счет улучшения воспроизводства стада и приобретения племенного скота мясного направления. Рост производства мяса в 2009 году предполагается на 3,6%.

Одной из перспективных отраслей животноводства является овцеводство. В настоящее время численность поголовья овец и коз в хозяйствах составляет 1,4 млн голов. В мясном балансе баранина занимает второе место - 27% - и ее производство в 2009 году увеличится на 12,8%.

- Астраханская область на юге России граничит сразу с несколькими государствами Каспийского бассейна. Как развиваются межрегиональные связи?

- Наша область последовательно обретает статус центра делового, культурного и политического присутствия России на Каспии. Контакты с соседями по Каспийскому морю установлены давно. Они абсолютно доверительные и партнерские, причем и с Ираном, и с Азербайджаном, и с Туркменистаном, и с Казахстаном.

Развитие добрососедских отношений на Каспии подтверждает открытие в Астрахани консульств Ирана и Казахстана. В регионе действует представительство МИДа России. Прорабатывается вопрос по открытию консульств государств ближнего зарубежья. У нас уже есть Почетный консул Словацкой Республики.

Правительство Астраханской области ведет активную работу с центральными и региональными органами власти прикаспийских стран. Это способствует росту грузоперевозок, торговому обороту. Несколько цифр в подтверждение: в прошлом году внешнеторговый оборот региона с прикаспийскими государствами превысил полмиллиарда долларов США, увеличившись в 1,9 раза по сравнению с 2007 годом, порты Астраханской области обработали в 2008 году около 3,7 млн тонн экспортно-импортных грузов, большая часть которых пришлась на иранское направление.

В Астраханской области функционирует несколько сотен предприятий с участием иностранного капитала. Среди них есть и совместные предприятия с участием представителей деловых кругов из государств Прикаспия. К примеру, в Астраханской области работает 128 фирм с участием иранского капитала.

Иллюстрацией нашей готовности к серьезному углублению сотрудничества с партнерами по региону может служить недавний официальный визит делегации Астраханской области в Исламскую Республику Иран. Участники делегации провели переговоры с представителями деловых кругов и посетили три северных провинции - Гилян, Мазандаран и Гулистан. Итогом визита стали договоренности о возможности открытия совместного предприятия по сборке иранских автомобилей на территории нашего региона, об активизации сотрудничества в области морских транспортных перевозок, о возобновлении практики проведения выставок-ярмарок иранских и астраханских товаропроизводителей и открытии торговых домов.

Астраханская область интересна казахстанскому бизнесу, с которым регион давно и тесно взаимодействует. Наши компании участвуют в развитии портовой инфраструктуры Атырауской и Мангистауской областей, в расширении приграничной торговли и т.д. В регионе действует 77 предприятий с участием казахстанского капитала. В 2008 году внешнеторговый оборот с Казахстаном превысил $300 млн.

Азербайджанских компаний в Астраханской области меньше - 24, зато граждане этой страны лидируют среди предпринимателей из прикаспийских государств, работающих в нашем регионе, - их у нас зарегистрировано 45.

В последние годы мы установили экономические связи в Туркменистане - в сфере транспортных перевозок, освоения природных ресурсов, реализации товаров широкого потребления.

Наши судостроительные мощности задействованы для строительства, ремонта и модернизации судов и технических средств для добычи углеводородов по заказам иностранных компаний, работающих на Каспии. В астраханских учебных заведениях готовят специалистов в области морского судоходства для Казахстана и Туркменистана. Особо хотел бы подчеркнуть, что у нас налажены хорошие межрегиональные культурные связи. Фестивали и спартакиады Прикаспийских государств проводятся по очереди в каждой из стран Каспийского бассейна. В них участвуют представители всех пяти государств.

Все прикаспийские страны внесли свой вклад в программу подготовки и празднования 450-летия Астрахани. Так, на средства казахстанской стороны открыт памятник великому казахскому композитору Курмангазы Сагырбаеву. Туркменистан выделил средства на строительство памятника туркменскому поэту и мыслителю Махтумкули Фраги, который также уже открыт в Астрахани.

Все эти примеры красноречиво свидетельствуют о том большом значении, которое имеет для Астраханской области развитие всесторонних торгово-экономических и культурных связей с народами прикаспийских государств. Мы будем работать над их углублением и расширением.

- Александр Александрович, как ожидается, в 2010 году Астраханский кремль - памятник, представляющий собой целый архитектурный ансамбль, будет номинирован в основной список всемирного наследия ЮНЕСКО?

- Первые совместные шаги по сотрудничеству с ЮНЕСКО были сделаны в области еще десять лет назад, когда Межправительственная океанографическая комиссия ЮНЕСКО создала на базе научно-исследовательского института КаспНИРХ Каспийский плавучий университет - школу для обучения молодых ученых. Затем, в 2005 году, ЮНЕСКО открыла свою кафедру в Астраханском государственном университете. Теперь сделан очередной шаг, который привлек к себе внимание мировой общественности, - состоялась презентация Астраханской области в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже, главным "героем" которой стал кремль.

Этот уникальный памятник военной архитектуры XVI века был включен в предварительный список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО еще в декабре минувшего года, а в феврале нынешнего он был представлен на значимой выставке "На перекрестке великих цивилизаций", развернутой в здании штаб-квартиры ЮНЕСКО. Организаторы с французской стороны говорят об уникальности нашей экспозиции.

Сегодня продолжается дальнейшая работа по подготовке Астраханского кремля к внесению в основной список ЮНЕСКО. Осуществляется крупномасштабная реставрация его объектов. В этом году проводится ее второй этап.

Реставрация будет продолжаться три года. Специалисты ведут ее тщательно, чтобы не допустить брака и даже малейших погрешностей. Сегодня у нас находятся группы экспертов, которые смотрят, нет ли каких-либо разрушений, как содержится этот уникальный памятник.

Как ожидается, в 2010 году памятник, представляющий собой целый архитектурный ансамбль, будет номинирован в основной список Всемирного наследия. Всего сейчас в этом списке лишь 23 российских объекта. Среди них - Московский и Казанский кремли, исторический центр Санкт-Петербурга, Владимиро-Суздальский комплекс.

- После кремля логичен вопрос про туризм. Ведь для развития отрасли в Астраханской области есть все возможности, Вы согласны?

- За последние несколько лет Астраханская область стала своеобразной Меккой для туристов, причем как для российских, так и для зарубежных. Если в 2004-м году нашу область посетило 360 тысяч туристов, то в 2008 году их число уже превысило 2,2 млн, а этот показатель сопоставим с уровнем посещаемости федерального курорта Сочи. Региональная сфера отдыха, конечно, отстает от общемировых стандартов, но для выхода на высокий уровень у нее есть все предпосылки. В качестве перспективных направлений туризма можно назвать культурно-познавательный, археологический, исторический, лечебно-оздоровительный, деловой, экологический. К примеру, китайцев очень интересует все, что касается так называемой "красной России". Они готовы ехать в Астрахань, потому что здесь сохранился памятник Ульянову-Ленину.

Весьма интересен применительно к Астраханской области деревенский туризм. Он весьма популярен сегодня в Европе и занимает 10% мирового туристического рынка. Доходы от данного вида отдыха сопоставимы с доходами от сельского хозяйства. Астраханской области развивать деревенский туризм сам Бог велел, тем более что два ближайших года у нас объявлены годами села.

Есть проект по организации туристско-рекреационного комплекса в Красноярском районе, где, как предполагается, была первая столица Золотой Орды. Кстати, туда тоже можно возить туристов, у них этот отрезок исторического времени вызывает неподдельный интерес. Там располагается самый богатый и известный некрополь "Маячный бугор". Хороший проект. Затраты быстро возвратятся. Также перспективен историко-археологический проект "Итиль-саксинг" (Самосделькинское городище). А энтузиасты разработок Селитренного городища ведут переговоры с Монголией на предмет того, чтобы стать побратимами и организовать ассоциацию городов Великого Шелкового пути.

Есть проекты по созданию губернского культурно-делового центра "Традиция" на базе отреставрированного дома купца Тетюшинова, а также маршруты "Деревенское подворье" и "Венок дружбы". Принято предложение активнее использовать в туристских целях Белый город. Это готовый культурный маршрут.