Губернатор Астраханской области А.Жилкин: "Наша задача - привлечь за пять лет 1 трлн руб. инвестиций"

Губернатор Астраханской области А.Жилкин: "Наша задача - привлечь за пять лет 1 трлн руб. инвестиций"

            Астраханская область завершила 2011 год, улучшив основные показатели социально-экономического развития, а по некоторым даже превзошла ожидания. О том, что удалось сделать и что еще предстоит выполнить в 2012 году, как будет развиваться экономика региона, в интервью агентству "Интерфакс-Юг" рассказал губернатор Астраханской области Александр Жилкин.

            - Александр Александрович, каковы предварительные итоги социально-экономического развития в 2011 году?

            - Основной макроэкономический показатель - валовой региональный продукт - увеличился более чем на 7% по сравнению с 2010 годом и достиг 172 млрд рублей. Индекс промышленного производства составил 114,9%, в добыче полезных ископаемых - 137,5%, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - 107,6%. Объем отгруженных товаров составил 91,7 млрд рублей. Мы улучшили показатели по большинству направлений социально-экономического развития, в том числе за счет реализации в прошлом году 240 крупных инвестиционных проектов. Но для дальнейшего развития необходим другой бюджет.

            Мы посчитали и поняли, что вторую часть плана социально-экономического развития, а первую мы завершили в 2011 году, надо выполнить за пять лет, активно поработать над привлечением инвестиций, чтобы к 2017 году иметь бюджет не менее 100 млрд рублей, а не 30 млрд рублей, как в прошлом году. Кроме того, наша задача - привлечь за пять лет 1 трлн рублей инвестиций.

            - Это весьма амбициозные планы. Вы уверены, что Астраханская область сможет их реализовать?

            - Действительно, эта сумма, наверное, может кого-то испугать, но уже предварительные соглашения, которые подписаны с компаниями-локомотивами развития, готовыми инвестировать в регион, дают нам основания полагать, что поставленные цели будут достигнуты. К примеру, компания "ЛУКОЙЛ" предполагает за ближайшие 8 лет вложить 500 млрд рублей в проекты на территории Астраханской области. Столь масштабные инвестиции прямо отразятся, в первую очередь, на судостроении. К тому же подписаны контракты на строительство гидрогенерации. В феврале начинаем строить с "ЛУКОЙЛом" парогазовую установку (ПГУ) мощностью 225 МВт. Объем инвестиций - без малого 15 млрд рублей. Через два года установка будет введена в строй.

            В мае ожидается меморандум "Газпрома" об увеличении объемов добычи и переработки на дочернем предприятии - ООО "Газпром добыча Астрахань". Общий объем инвестиций в проект за 8 лет составят порядка 400 млрд рублей.

            Я не называю еще полтора десятка компаний, которые работают с углеводородами. В этом году некоторые из них начинают переработку сырья в Ахтубинском и Черноярском районах. В следующем году начинаются масштабные работы в Харабалинском районе.

            В 2011 году в нефтегазовую отрасль вошел новый инвестор - "Астрахань Ойл Корпорейшн". Им была заложена первая поисковая скважина на Юртовском нефтяном месторождении. Так что можно говорить, что разведка и добыча углеводородов в Астраханской области теперь идет на севере и на юге, на суше и на шельфе.

            Среди других недропользователей следует выделить европейскую компанию "Шлюмберже", которая приступила к созданию производственной базы для предоставления услуг в нефтесервисной сфере. Строительство данного комплекса даст 300 рабочих мест, сделает наш регион центром обслуживания бурового оборудования и техники для исследования недр на юге России и в странах Прикаспия.

            Плюс развитие АПК: у нас хорошие показатели стабильного роста в течение 7 лет. Прошлый год завершили с историческим рекордом - вырастили 1 млн 200 тыс. тонн плодоовощной продукции. Мы преодолели планку в 1 млн тонн, поставленную как цель еще в далекие советские времена. Объем валовой продукции сельского хозяйства составил 24,6 млрд рублей, что на 10% больше, чем в 2010 году. И сейчас мы выходим на крупные сегменты переработки овощей, планируем занять доминирующую долю рынка томатной пасты, соков, консервированной продукции и т.д.

            - Актуальная проблема в большинстве регионов России - это строительство жилья и обеспечение им нуждающихся. Как эти вопросы решаются в Астраханской области?

            - В 2011 году введено в эксплуатацию 503,2 тыс. кв. метров жилья, что на 0,7% больше по сравнению с 2010 годом. В настоящее время только в Астрахани в стадии строительства находится порядка 230 тыс. кв. метров многоквартирного жилья, предполагаемого к вводу в текущем году.

            Для дальнейшего увеличения объемов строительства в области реализуется долгосрочная комплексная целевая программа по стимулированию развития жилищного строительства, рассчитанная на 2011-2015 годы. Она предусматривает ввод в эксплуатацию в 2012 году 553 тыс. кв. метров жилья.

            Важным направлением нашей деятельности остается ликвидация ветхого и аварийного жилья. Соответствующая программа была принята еще в 2007 году. С того времени более 12 тыс. человек переселено из трущоб в благоустроенное жилье, предстоит помочь еще 24 тыс. жителям. В качестве задела в различной стадии строительства сегодня находится около 60 многоквартирных жилых домов общей площадью более 465 тыс. кв. метров. В течение ближайших 3 лет планируется ввести около 2 млн кв. метров жилья.

            - Астраханская область является своего рода форпостом России на Каспии. Как развивается сотрудничество с государствами Каспийского бассейна? Какие дивиденды, если можно так сказать, приносит такое сотрудничество непосредственно региону, его жителям?

            - Вы верно подметили, что Астраханская область играет главную роль в развитии сотрудничества России с партнерами на Каспии. Свидетельством тому является не только проведение в областном центре ряда крупных совещаний с участием руководства страны. В последние годы Астрахань посетили с визитами президенты Туркменистана и Азербайджана, в сентябре 2011 года прошел VIII российско-казахстанский Форум межрегионального сотрудничества с участием глав двух государств. Несколько дней назад завершился визит делегации иранской провинции Хузестан. Все это знаковые события, которым предшествовала многолетняя кропотливая работа, ее результаты показывают, что мы можем весьма успешно выстраивать взаимовыгодные отношения с прикаспийскими государствами.

            Что касается дивидендов, то из года в год увеличиваются транспортные потоки по линии международных транспортных коридоров "север-юг" и "восток-запад", проходящих через Астраханскую область. Для местной продукции открываются новые рынки сбыта в прикаспийских странах. Создаются предприятия с участием иностранного капитала соседних государств, привлекаются новые инвесторы. Заказы, поступающие от компаний, работающих на Каспии, позволяют успешно развиваться региональному судостроительному комплексу, активизируется сотрудничество в других сферах, развивается приграничная торговля.

            О динамике внешнеторгового оборота с прикаспийскими странами можно судить по данным таможенной статистки. В 2011 году этот показатель вырос на 40% по сравнению с 2010 годом - до $350 млн, в основном за счет экспорта, что нас не может не радовать.

            Сегодня мы с нашими партнерами из стран Прикаспия работаем над продвижением ряда важных проектов. В ближайшее время должны начаться взаимные поставки первых партий товаров в рамках создания Торговых домов Астраханской области и Туркменистана на территориях сторон. Для этого планируется открыть соответствующие таможенные склады. Аналогичная работа проводится и с иранскими партнерами.

            Важным событием прошлого года стала регистрация в регионе представительства одного из иранских банков. Это упростит иранским предпринимателям процедуру получения кредитов на развитие бизнеса и даст им возможность более активно осуществлять инвестиции в реальный сектор экономики региона. Еще одним важным направлением стало сотрудничество с иранской компанией "Хазар Си Шиппинг Лайнз", для которой на судостроительном заводе "Галактика" отремонтировано уже пять судов.

            - Вы дали высокую оценку итогам завершившегося на днях визита делегации провинции Хузестан из Ирана. Каковы перспективы межрегионального сотрудничества между Астраханской областью и провинцией из Ирана?

            - Да, помимо подписанных документов (меморандума о торгово-экономическом и гуманитарном сотрудничестве между правительством Астраханской области и администрацией провинции, соглашения между торгово-промышленными палатами двух регионов), достигнуты договоренности о сотрудничестве в транспортной сфере. Генерал-губернатор провинции господин Хеджази заверил, что Хузестан готов инвестировать средства в развитие морского порта Оля, а также рассматривать вопрос о строительстве зернового терминала. Кроме того, власти и деловые круги провинции готовы оказать содействие в продвижении астраханских товаров в странах Персидского залива.

            - Межрегиональное сотрудничество с прикаспийскими странами осуществляется и в социальной сфере?

            - Разумеется. В прошлом году, как вы знаете, на астраханской земле завершился российско-казахстанский проект, приуроченный к 210-й годовщине создания Букеевской Орды в составе России, - построен мавзолей Букей-хана. Его открытие для астраханских казахов стало незабываемым событием.

            В учебных заведениях области обучается более 1,5 тыс. студентов из прикаспийских стран по таким наиболее востребованным специальностям, как судостроение, нефтегазовый комплекс, морское судовождение, экология, логистика.

            С вводом в действие центра сердечнососудистой хирургии, хирургического центра в Александро-Мариинской областной клинической больнице из прикаспийских государств существенно увеличился поток нуждающихся в высококвалифицированной медицинской помощи.

            - Расскажите, пожалуйста, о развитии астраханского транспортного узла. Какие проекты реализуются в настоящее время?

            - В числе приоритетов развития транспортного комплекса - создание современных магистралей, позволяющих осуществлять континентальный и трансконтинентальный транзит в направлениях север-юг и запад-восток, а также логистических центров, благодаря которым появится связь не только с крупными российскими, но и зарубежными промышленными и транспортными центрами.

            Потенциал водного транспорта в области представляют консолидированный Астраханский морской порт, морской торговый порт Оля, ООО "Бузан-Порт".

            Морпорт Оля строится с 2003 года на основе государственно-частного партнерства. В рамках двух федеральных программ по модернизации и развитию транспортной системы России в составе первого грузового района порта строятся, в частности, искусственно образованная портовая территория, инженерная инфраструктура, ведутся дноуглубительные работы. За счет частных инвестиций развиваются портовые территории причалов, строится зерновой терминал.

            С начала строительства порта Оля на сегодняшний день уже освоено 8 млрд рублей, из них 2,9 млрд рублей федеральных инвестиций и 5,1 млрд рублей частных. Общий объем финансирования проекта составляет 14,098 млрд рублей. Освоение по первому грузовому району составляет 57,2%.

            ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг)" предусматривает средства на строительство первой очереди второго грузового района морпорта Оля, предназначенного для перевалки контейнеров, генеральных и накатных грузов, организации паромной переправы, а также для создания нефтеналивных комплексов в связи с открытием в северной части Каспийского моря нефтяных месторождений.

            Проектирование второго грузового района планируется в 2014-2015 годах, а срок начала реализации - с 2015-го. Общий объем финансирования - 3,425 млрд рублей, в том числе из федерального бюджета - 625 млн рублей, внебюджетных источников - 2,8 млрд рублей.

            Также в области реализуются инфраструктурные проекты для развития различных портов с вложением инвестиций в основной капитал. Целью таких проектов является последующее развитие портовой базы астраханского транспортного узла, сокращение простоев железнодорожного и морского транспорта при погрузо-разгрузочных работах с гарантией сохранения груза по качеству и количеству. 

            - Каковы перспективы развития астраханского аэропорта? Как после реконструкции изменится количество обслуживаемых пассажиров?

            - Руководство ОАО "Аэропорт "Астрахань" занимается решением стратегических задач по нескольким направлениям. Первое связано с развитием региональных перевозок. Совместно с областной администрацией ведутся переговоры с российскими авиакомпаниями по поводу развития внутрироссийских маршрутов, в том числе в Санкт-Петербург, Казань, Ростов-на-Дону.

            Второе направление предусматривает повышение качества услуг и развитие технологий. Для этого ведется работа по расширению технических возможностей приема современных воздушных судов иностранного и отечественного производства и обслуживания пассажиров, внедрению автоматизированных систем обработки багажа, предоставления информации пассажирам в он-лайн режиме и др.

            При этом продолжается реконструкция аэровокзала. Проект предусматривает, в том числе, установку четырех телескопических трапов, расширение зоны обслуживания пассажиров. Завершить его планируется до 2015 года. На реконструкцию аэропорт планирует направить в общей сложности 200 млн рублей собственных средств.

            На сегодняшний день пропускная способность аэровокзала составляет 400 пассажиров в час, но реально столько не обслуживается из-за старых технологий. Реконструкция комплекса позволит выйти на проектный уровень.

            - Когда планируется построить грузовой терминал?

            - В настоящее время этот проект находится на этапе согласования. Начало его реализации запланировано на 2013-2014 годы, а непосредственно строительство займет, по расчетам специалистов, от 1,5 до 2 лет. Планируется, что общая стоимость строительства терминала мощностью 15 тыс. тонн груза в год составит порядка 200 млн рублей.

            Проектируемый терминал предназначен для наземного обслуживания грузов на воздушном, автомобильном, железнодорожном, морском транспорте, терминальной обработки и хранении на складе в аэропорту, а также для создания системы обработки грузов при организации интермодальных перевозок и оказания услуг по таможенному оформлению грузов и почты, агентской и экспедиторской деятельности.

            Реализация проекта для аэропорта как обслуживающей компании позволит привлечь больше авиаперевозчиков, обслужить больше грузов, развить инфраструктуру и коммуникации.

            - Как Вы оцениваете сегодняшнее положение дел в региональном судостроении?

            - По темпам развития и перспективам судостроение уступает только нефтегазодобыче. Индекс промышленного производства по крупным и средним предприятиям отрасли составил в 2011 году 126,7%.

            Сегодня астраханские корабелы активно участвуют в строительстве объектов для обустройства месторождений Казахстана и Туркменистана. На ОАО "ССЗ "Красные Баррикады" завершается строительство самоподъемной буровой платформы Super M2-100 по заказу компании Yantai Raffles.

            ОАО "АСПО" строит для компании Dragon Oil морскую стационарную добычную платформу и крановое судно, предназначенное для обеспечения работы морских стационарных платформ.

            В прошедшем году появился новый участник - ОАО "Объединенная судостроительная корпорация" (ОАО "ОСК"). Благодаря совместной работе корпорации и правительства области сформирован долгосрочный портфель заказов для ОАО "ССЗ "Лотос", где полным ходом идет строительство четырех крупных судов. Завод со временем станет одним из ключевых судостроительных предприятий на юге России. Здесь будут строиться танкеры и сухогрузы типа "река-море".

            Осенью прошлого года предприятия группы "Каспийская энергия" также вошли в состав ОСК. Технический потенциал и географическая близость верфей группы к каспийскому шельфу позволяют сегодня выполнять здесь заказы практически любой сложности и позиционировать "Каспийскую энергию" как базовое предприятие ОСК в шельфовом судостроении в регионе.

            В начале ноября 2011 года в Северодвинске НК "ЛУКОЙЛ" подписала договоры с подрядчиками на строительство морских сооружений для месторождения имени В.Филановского, расположенного в российском секторе Каспийского моря. Разработку рабочей документации, закупку оборудования и материалов, строительство и пуско-наладку ледостойкой стационарной платформы N1 (ЛСП-1) будет осуществлять ОСК. В феврале планируется закладка опорных блоков ЛСП-1 на судозаводе "Лотос". Начало бурения скважин запланировано на декабрь 2014 года.

            Договор на строительство платформ райзерного блока (РБ) и жилого модуля (ПЖМ-1) с переходными мостами был подписан с ОАО "ССЗ "Красные Баррикады". РБ предназначен для подключения внутрипромысловых трубопроводов и трубопроводов внешнего транспорта, по которым нефть и газ будут транспортироваться с месторождений Филановского и Корчагина на береговые сооружения. ПЖМ-1 рассчитана на проживание 125 человек. Над крышей жилого модуля будет смонтирована вертолетная площадка. Установка платформ в море запланирована на 2013-2014 годы. 10 февраля планируется закладка платформы жилого модуля и райзерного блока.

            Обнадеживает то, что в минувшем году судоремонтные предприятия начали получать профильные заказы после продолжительного кризисного простоя. Так, в 2011 году ООО "МСЗ-2" построило для Казахстана буксиры и суда для транспортировки рыбы, ЗАО "Ахтубинский ССЗ" строит танкеры по заказу петербургской компании "Транспетрочарт".

            Необходимо отметить работу филиала "Астраханский СРЗ" - ОАО "ЦС "Звездочка", доля госзаказа в объеме производства которого составляет более 80%. В 2010-2011 годах сдано 2 буксира и в настоящее время ведется строительство третьего по заказу Минобороны РФ.

            Важно, что астраханские корабелы успешно проводят модернизацию основных фондов, без которой невозможно обеспечить рост объемов производства. Полным ходом идет строительство второй очереди корпусно-сборочного и стапельного производства с выходом на Волго-Каспийский канал на ОАО "ССЗ "Красные Баррикады". Еще одна площадка позволит строить одновременно несколько объектов. А новый мобильный портальный кран грузоподъемностью 208 тонн, управляемый одним человеком, реально ускорил сроки и повысил качество исполнения работ. На ОАО "Волго-Каспийский СРЗ" завершен инвестиционный проект модернизации плавучего дока.

            - Астрахань, целый ряд районов области уже традиционно являются своего рода меккой туристов из различных уголков РФ, стран ближнего зарубежья. Каковы перспективы развития туризма на Каспии, непосредственно в областном центре?

            - Для формирования туристического кластера Прикаспия необходимо создать центр туристической консолидации его стран, который будет заниматься отбором проектов, их сопровождением, информационной и правовой поддержкой. Штаб-квартира будет размещена в Астрахани.

            На август запланирована вторая конференция Прикаспийских государств по развитию туризма. В ее рамках состоится информационный пресс-тур с участием в ежегодном "Дне арбуза", посещением лотосовых полей, выездом в дельту Волги на Каспийские раскаты, показом маршрута "Дорогой кочевников" с казахской юртой, доением кобылицы и верблюдицы, катанием на верблюдах по барханам.

            Также на этот год запланирован гастрономический фестиваль, на который пригласим самых знаменитых поваров Прикаспийских государств.

            Что касается непосредственно областного центра, то планируется создать туристический кластер на Городском острове. Его реализация позволит области включиться в туристическое прикаспийское сотрудничество.

            В прошлом году этот проект включен в первый этап реализации федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)". Комплексное освоение Городского острова, расположенного на акватории Волга в центре Астрахани, предусматривает строительство многочисленных объектов, включая отели, торговые и туристические центры, рестораны, бассейн, тематический парк развлечений, дендропарк и т.д.

            Рекреационная зона Городского острова призвана стать ядром всех предлагаемых областью туристических маршрутов, проектов. Туристы, размещаемые в рекреационной зоне Городского острова, который находится в непосредственной близости от уже существующих в городе объектов туринфраструктуры, смогут получить на выбор комплексный перечень услуг, экскурсий, мероприятий на всей территории региона.

            Для развития водного туризма и создания благоприятных условий для транзитного плавания маломерных судов по Волго-Каспийскому бассейну на Городском острове планируется построить базу маломерного флота.

            Безусловно, кластер Астраханский станет частью общего межгосударственного прикаспийского развития кластеров в сфере туризма, таких, как Аваза в Туркменистане, Киндерли в Казахстане и крупнейшие проекты в Иране и Азербайджане.