Исполнительный директор "Туапсинского балкерного терминала" Павел Кузнецов:

"Нам важно обеспечить достойные условия труда для сотрудников и повышать эффективность работы предприятия"

ТБТ - единственный специализированный терминал для перевалки минеральных удобрений в Азово-Черноморском бассейне. После перехода под управление "Портового Альянса", предприятие показывает устойчивый рост операционных показателей: объемы перевалки с 2019 года выросли на 40%. В трехлетней перспективе компания планирует нарастить экспорт удобрений еще на 15-20%.

Об инвестициях в модернизацию производственных мощностей, внедрении технологий и стратегических перспективах развития в интервью "Интерфаксу" рассказал исполнительный директор "Туапсинского балкерного терминала" Павел Кузнецов.

© Пресс-служба ТБТ. Анна Клюкина

- Расскажите, пожалуйста, с какими производственными итогами завершает год Туапсинский балкерный терминал? Какого роста объема перевалки минеральных удобрений ожидаете по итогам года?

- По итогам 11 месяцев через терминал отгружено 2,218 млн тонн минеральных удобрений. К концу года мы рассчитываем выйти на показатель в 2,4 млн тонн, тем самым обновим рекорд прошлого года.

Читайте также

Балкерный терминал в Туапсе за 10 месяцев увеличил перевалку удобрений на 24%

Отмечу, что уже 24 октября мы достигли грузооборота в 2,005 млн тонн, превысив результат перевалки всего 2024 года (2,003 млн т). Росту перевалки способствуют, в том числе, увеличение объемов судовых партий под погрузку, слаженная работа коллектива, качественное взаимодействие с РЖД, грузоотправителями, контролирующими органами.

Среднесуточная выгрузка за 11 месяцев составляет 94 вагона, это на 22% больше, чем годом ранее. Маршрутизация отгрузок в адрес терминала достигает 100%.

- Какие факторы обуславливают рост показателей? Расширяется ли номенклатура переваливаемых грузов?

- Номенклатура грузов остается прежней, потому что мы ориентированы на грузоотправителей, здесь нет изменений относительно прошлого года. Туапсинский балкерный терминал переваливает более 12 марок минеральных удобрений: калий, карбамид, несколько марок комплексных или сложных удобрений.

Рост грузооборота обусловлен как внешними, так и внутренними факторами. Это более качественное планирование, увеличение коэффициента загрузки причала, сокращение простоев, в том числе, по выгрузке вагонов, взаимодействие с органами госвласти. К примеру сократилось время оформления судов.

Дополнительно позитивно сыграла в этом году и погода - дождливых дней было меньше относительно средних показателей за 5 лет. Как известно, минеральные удобрения - гигроскопичный груз, при осадках погрузка на судно приостанавливается.

Отмечу, что даже несмотря на негативные факторы - систематические остановки терминала и закрытие порта на фоне вводимых мер по обеспечению безопасности, - мы все равно показываем положительный результат. Если бы этих простоев не было, мы бы обработали еще больший объем груза.

ТБТ планирует в 2025г отгрузить на экспорт 2,4 млн тонн. Фото
ТБТ планирует в 2025г отгрузить на экспорт 2,4 млн тонн
© Пресс-служба ТБТ. Анна Клюкина

- В какие страны экспортируется продукция? Появились ли новые рынки сбыта в условиях растущего спроса на удобрения на мировом рынке?

- У нас из года в год в связи с увеличением производства калия растет отгрузка в Индию. Вместе с тем, по понятным причинам, сократились отгрузки в Европу.

Есть сезонные факторы: в летний период мы увеличиваем отгрузку в страны Черноморского бассейна - Болгарию, Румынию, Турцию. При этом также продолжаем отгружать на "дальние плечи" - это Латинская Америка, Индия и Африка.

- Расскажите, пожалуйста, подробнее об инвестпрограмме-2025 Туапсинского балкерного терминала. На какие проекты направлялись инвестиции и в каком объеме?

- В рамках инвестиционной программы ТБТ мы реализовали несколько больших проектов, которые позволили нам нарастить скорость и качество обработки грузов, что критически важно для бесперебойной работы морского узла. Самый крупный - это развитие железнодорожных путей внутри терминала. Поскольку инфраструктура терминала ограничена, раньше у нас на территории помещалось около 20 вагонов. Сейчас мы оборудовали два пути по семь и восемь вагонов, теперь имеем возможность одновременно разместить более 35 вагонов.

Помимо этого приобрели вагонотолкатель, который позволяет сократить время маневровых операций - переподачи вагонов на станцию разгрузки (СРВ) внутри терминала.

Еще одно значимое приобретение - погрузчики. На днях нам поставили погрузчик китайского производства с объемом ковша в 5 кубических метров, а в начале года к работе приступил малый погрузчик.

Читайте также

Балкерный терминал в порту Туапсе в 2024г удвоил инвестиции в развитие

Кроме того, на терминале продолжается модернизация конвейерных линий - проводим замену магнитных сепараторов, которые отлавливают инородные металлические предметы, например, пломбы, которые могут попадать в груз. Приобрели калибровочную цепь для настройки конвейерных весов, купили автомобиль с краном-манипулятором для вспомогательных работ. Провели модернизацию приточной вентиляции на СРВ. Выполнили проектно-изыскательные работы по нескольким объектам на следующий год.

Объем инвестиций в целом в 2025 году составляет 185 млн рублей. И в следующем году техническое перевооружение терминала будет продолжено, поскольку нам важно обеспечить достойные условия труда для сотрудников, повышать эффективность работы предприятия и обеспечивать выполнение всех социальных обязательств.

- Как складывается взаимодействие с РЖД, грузоотправителями и портовыми властями в части доставки грузов в порт? Есть ли сложности? Как решаете?

- У нас налажено эффективное взаимодействие с партнерами. Мы в постоянном контакте с АМП Черного моря в порту Туапсе, Пограничной и Таможенной службами. Есть взаимопонимание, поэтому удалось сократить время непроизводственных простоев.

Один из факторов роста показателей Туапсинского балкерного терминала - это совместная работа с ОАО "РЖД". Впервые в этом году наше предприятие посетил начальник Северо-Кавказской железной дороги Сергей Задорин. Встреча была продуктивной. Обсуждали текущее улучшение взаимодействия с логистическим центром по формированию и отправке порожних отправительских маршрутов.

Кроме того, мы обратились в РЖД с просьбой в зимний период увеличить перерабатывающую способность терминала. Поясню: сегодня пропускная способность ТБТ составляет 125 вагонов в сутки. Так как наш груз является гигроскопичным, в плохую погоду отгрузка не осуществляется. А в зимний период бывает 10-20 таких непогожих дней. Получается, только за десять дней простоя мы недогружаем в среднем 1000 вагонов.

Поэтому мы и попросили об увеличении, чтобы суточная отгрузка логистическим центром РЖД не ограничивалась только единым технологическим процессом. Это позволит компенсировать потерянные объемы и нагнать график в ясные дни.

ТБТ инвестировал в развитие 185 млн рублей. Фото
ТБТ инвестировал в развитие 185 млн рублей
© Пресс-служба ТБТ. Анна Клюкина

- ТБТ уже практически достиг своей проектной мощности. Есть ли планы по дальнейшему наращиванию мощностей в 2026 году? В среднесрочной перспективе?

- Цель на 2026 год - взять планку 2,5 млн тонн. Наше моделирование показывает, что терминал способен в текущей номенклатуре перевалить 2,7-2,8 млн тонн при условии почти 100%-ной загрузки причала. Если взять в расчет предварительные итоги этого года и предположить, что терминал бы продолжил погрузку в те дни, когда процесс был остановлен по причине отсутствия флота, его опоздания, недоставке груза или по судовым причинам, мы смогли бы и в этом году перевалить 2,7-2,8 млн тонн.

Значительный потенциал развития Туапсинского балкерного терминала создает перспективы увеличения поставок калия с предприятий Волгоградской области в следующие пять лет. Поставки минеральных удобрений - важная позиция российского экспорта. Удобрения не попадают под санкции, так как обеспечивают глобальную продовольственную безопасность. Россия входит в число трех ведущих стран-производителей минеральных удобрений, а по калию занимает первое место в мире.

- Планируете ли перестраивать инфраструктуру порта под суда большим дедвейтом на фоне дефицита перевалочных мощностей в РФ?

- На сегодняшний день, согласно стратегии, терминал рассчитан на отгрузку судов до 50 000 тонн осадкой до 12 м. Сегодня нет смысла углублять дно у причала, потому что разворотный круг, который является государственной собственностью, имеет такое же ограничение. Нет также планов строить дополнительный причал. Портовая инфраструктура Туапсе очень ограничена.

- Сколько средств будет инвестировано в развитие в 2026 году?

- В следующем году постараемся сохранить инвестиции на уровне этого года. Весь объем инвестиций направим на модернизацию.

Также ставим реальные планы по перевалке, планируем в следующем году нарастить еще 100-200 тысяч тонн.

- Сегодня многие предприятия, в том числе в транспортной отрасли, сталкиваются с дефицитом кадров. Актуальна ли эта проблема для ТБТ?

- У нас текучесть кадров небольшая - до 5%. Но при этом специалистов на рынке не так много, поэтому мы стараемся наращивать компетенции своих сотрудников.

Туапсе - небольшой город, и я считаю важным развивать местные кадры. Мы обращаемся к профессионалам из других регионов только в тех случаях, когда не можем найти подходящего человека среди местных. Можно с уверенностью сказать, что у нас - сплоченная команда. Плюс - финансовые результаты компании напрямую влияют на уровень зарплат, и это, безусловно, мотивирует сотрудников, позволяет каждому чувствовать сопричастность к успеху и общему делу. Кроме того, ежегодно улучшая свои операционные показатели, предприятие вносит существенный вклад в развитие города и краевой экономики. За 10 месяцев мы уплатили свыше 420 млн рублей налоговых и иных платежей в бюджеты всех уровней, в том числе, в региональный - 264 млн рублей.

Самое важное и интересное"Интерфакс-Россия" в МАХ