В сентябре нынешнего года исполнилось шесть лет с тех пор, как Петр Коротченко возглавил исполнительную власть в столице Карачаево-Черкесии. Какими были эти годы, что смогли сделать городские власти за это время и действительно ли в Черкесске в ближайшее время ожидаются серьезные кадровые перемены, мэр рассказал в интервью агентству "Интерфакс-Юг".
- Петр Вадимович, шесть лет – срок достаточный, чтобы реализовать какие-то инициативы и планы. Что удалось за эти годы сделать городским властям под Вашим руководством? И как Вы оцениваете работу Вашей команды и свою в качестве мэра?
- Мне думается, что оценку работе органов власти, в том числе муниципальных, должны давать граждане, в данном случае – жители города Черкесска.
Что же касается меня, моей личной оценки, то считаю, наша команда работала достаточно эффективно, причем с каждым годом росла в профессиональном смысле. Конечно, и пять лет назад, и шесть в управленческих структурах города было немало хороших специалистов, но то, что они значительно прибавили в профессионализме, это факт. На сегодняшний день у нас в мэрии работает единственный в Карачаево-Черкесии специалист, имеющий звание лучшего муниципального служащего Российской Федерации. Многие отмечены наградами на федеральном уровне.
При этом нашей командой я считаю не только работников мэрии, но и депутатов городской Думы во главе с Евгением Михайловичем Белановым, которым я очень благодарен за поддержку и без которых не удалось бы сделать многого из запланированного. Нашей командой я считаю и директорский корпус столицы Карачаево-Черкесии, который принимал самое деятельное участие в жизни города, в реализации тех задач, что мы ставили перед собой; и всех активных, неравнодушных к своему городу, к его облику, горожан. То, что многое удалось, что Черкесск стал значительно чище, уютнее, краше, - это благодаря им всем.
А удалось, на мой взгляд, действительно немало. Достаточно сказать, что сегодня Черкесск - красивый, динамично развивающийся город с хорошими перспективами. А ведь когда в сентябре 2005 года я возглавил мэрию, в городском бюджете по ряду причин, в том числе объективных, не было средств. При этом город совершенно не был готов к зиме - ни отопительные системы, ни жилой фонд, ни другие сферы жизнедеятельности. Сейчас, наверное, многие и не помнят, что в те годы жители верхних этажей многоэтажек жили без воды и летом, и зимой. Кроме того, у города были большие долги перед работниками муниципальных предприятий, а городские улицы освещались не больше пары часов в сутки.
Сегодня ситуация в городе кардинально изменилась. Для обеспечения водой верхних этажей многоэтажных жилых домов везде установлены насосные системы, в этом огромная заслуга руководителей "Водоканала". Аналогичным способом в настоящее время решается проблема отопления. Значительно увеличилась продолжительность освещения городских улиц. Уже несколько лет нет никаких долгов по заработной плате перед работниками муниципальных предприятий, организаций и учреждений.
Могу сказать, что нет ни одной сферы жизнедеятельности города, где мы не постарались бы за это время нормализовать ситуацию. Более того, мы не только навели порядок, мы стали ставить перед собой амбициозные, важные, на мой взгляд, задачи и выполнять их. Например, задачу по ресурсосбережению. Мы работаем над ней уже пять лет, и только недавно руководство страны поставило ее перед всеми. То есть мы в данном случае оказались на несколько шагов впереди. Думаю, методы математического анализа работы подразделений мэрии, которые мы внедрили у себя и которые презентовали на Красноярском экономическом форуме, также получат со временем широкое распространение.
Кстати, работа нашей команды замечена на федеральном уровне и оценена несколькими высокими наградами. В 2007 году во Всероссийском конкурсе "Лучшее муниципальное образование" нам было присуждено третье место в номинации "Управление муниципальным образованием", в 2008 году в этом же конкурсе – третье место в номинации "Лучший городской округ" и во Всероссийском конкурсе на лучшее муниципальное образование в сфере управления общественными финансами – первое место в номинации "За использование перспективных методов бюджетного планирования и прогнозирования".
Отмечу, что и нам, и всем муниципалитетам республики помогло решение тогдашнего президента Карачаево-Черкесии Мустафы Азрет-Алиевича Батдыева, касающееся формирования бюджетов муниципалитетов. Дело в том, что на тот момент республиканское министерство финансов выступило с инициативой заменить поступающие в местные бюджеты налоги дотацией. Мы это посчитали необоснованным и, самое главное, опасным, так как это снизило бы заинтересованность муниципальных образований в работе над развитием налогооблагаемой базы, породило бы иждивенчество. А это неправильно, надо давать человеку не рыбу, а удочку. Мустафа Азрет-Алиевич нас услышал и поддержал. Такая же попытка была предпринята Минфином в 2010 году, в период руководства республикой Бориса Сафаровича Эбзеева. Я с руководителями других муниципалитетов обратился к нему с тем, чтобы оставить все по-прежнему, и также получил поддержку. И за это, за то, что не пошли на поводу у Минфина и правительства, я благодарен обоим руководителям республики. Это дало возможность развивать Черкесск заинтересованно, и предприниматели, наши горожане, видят, на что тратятся уплачиваемые ими налоги.
- Вы отметили, что приняли город с пустой казной. Как вам удалось в достаточно короткие сроки вывести городской бюджет из кризисного состояния?
- В этом мне, наверное, помогло то, что с января 2001 года по 2005 год я работал первым заместителем руководителя администрации Черкесска и курировал экономическую и финансовую сферы. Во время работы удалось получить достаточно глубокие практические знания бюджетного процесса, которые и позволили разобраться в ситуации, определить и реализовать комплекс мер по оптимизации финансовой системы города. Эти меры, как показала жизнь, оказались правильными и действенными. Может, неслучайно, Минфин России наградил меня нагрудным знаком "Отличник финансовой работы". Впрочем, главное – не награда, а результат, который, уверен, видят и ощущают на себе жители Черкесска.
В выстраивании новой прозрачной финансовой системы города помогло и то, что в финансовом управлении мэрии были хорошие профессионалы, не кинувшиеся монетизировать свои знания в бизнес, а честно и преданно служившие городу много лет. Я благодарен руководству управления, которое в значительной степени помогало выстраивать бюджетный процесс в городе. В итоге нам удалось при поддержке депутатов гордумы и активном участии председателя комиссии по бюджету Марата Мустафаевича Батдыева привести бюджет Черкесска к сбалансированному состоянию, и вот уже на протяжении двух лет он у нас - бездефицитный.
- Бывший вице-премьер Алексей Кудрин, комментируя работу Валентины Матвиенко на посту губернатора Санкт-Петербурга, главным ее достижением назвал увеличение за восемь лет ее работы бюджета северной столицы России в пять раз. А как в этом вопросе обстоят дела в Черкесске?
- По этому показателю наш город никак не уступает Санкт-Петербургу. С 2005 года по 2011 год, то есть за шесть лет моей работы, бюджет Черкесска вырос в 4,1 раза. При этом должен отметить, что у нашего города, столицы одного из регионов, и у второй столицы России совершенно разная инвестиционная привлекательность. Малые города имеют куда меньшие возможности для развития, нежели мегаполисы.
Однако пример Черкесска доказал: даже при достаточно скромных стартовых возможностях можно получить хороший результат.
- На время Вашей работы пришелся очень сложный период - мировой финансово-экономический кризис, потрясший целые государства. Однако Черкесск сумел оправиться от всех кризисных явлений и даже взял старт на дальнейшее развитие. Скажите, как удалось этого добиться?
- Кризис, конечно же, не обошел и наш Черкесск, как, впрочем, и другие российские города. По индексу промышленного производства мы потеряли в 2009 году 15%.Это стало серьезным испытанием как для горожан, так и для руководства города. Стояла задача - во что бы то ни стало сохранить действующие предприятия и рабочие места.
Помогли эффективные меры российского правительства. В то время на съезде партии "Единая Россия" обсуждались пути преодоления финансового кризиса, были обозначены масштабные и действенные меры выхода из сложившейся ситуации. Как показали результаты этих действий, предпринятых партией, лично Владимиром Владимировичем Путиным и в целом финансово-экономическим блоком правительства, - они были своевременными и эффективными.
На городском уровне мы также реализовывали те меры по преодолению кризиса, которые были предложены правительством Российской Федерации. Создали антикризисный штаб, проводили регулярные консультации с руководителями крупнейших предприятий города, стараясь поддерживать их инициативы, снижали ставки налогообложения, делали все возможное по поддержке малого бизнеса. Отдельно осуществляли программу по ресурсосбережению.
Это такая работа, которая не интересна по большому счету подавляющей части наших сограждан. Но благодаря, в том числе, и принятым мерам в прошлом году объем промышленного производства вырос в Черкесске на 37,2%. Это значит, что мы не только наверстали потерянное, но и значительно шагнули дальше. А за 1 полугодие 2011 года получили рост объемов промышленного производства уже в 40%! Это реальный и очень хороший задел на будущее. Сегодня Черкесск находится в неплохой ситуации.
- Петр Вадимович, а насколько результативно показала себя внедренная в Черкесске система ресурсосбережения?
- На мой взгляд, результаты вполне позитивны. И не только на мой взгляд. Я уже отмечал, что опыт Черкесска по экономии бюджетных средств за счет ресурсосбережения заинтересовал руководство страны. Президиум Генсовета партии "Единая Россия" включил нашу систему ресурсосбережения в реестр пилотных проектов Координационного совета по вопросам энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Уже сейчас эта практика внедряется в некоторых городах, и они обратились к нам за помощью в этом вопросе.
Если же обратиться к цифрам, то они выглядят так: в 2006-2010 годах в муниципальных учреждениях города объемы потребления электроэнергии снижены на 13%, водопотребления и водоотведения - на 44%, потребления тепловой энергии - на 26%, газа - на 68%, бензина - на 23% , СУГ - на 7%. Затраты на оплату потребленных энергетических ресурсов муниципальной бюджетной сферой сократились на 25% по сравнению с 2006 годом в сопоставимых ценах. И это при сохранении и даже небольшом увеличении бюджетной сети нашего муниципального образования. Однако, осуществляя постоянный и жесткий контроль за потреблением коммунальных услуг и топлива и добиваясь уменьшения расходования бюджетных денег на эти цели, мы не изымаем сэкономленные средства, а оставляем их в распоряжении учреждений, которые направляют их на собственные нужды. Таким образом, воспитываем в руководителях наших бюджетных организаций экономическую заинтересованность в рациональном потреблении коммунальных услуг.
- Можно ли сказать, что Вам удалось сформировать механизм слаженной работы городских систем и служб, который нужно только поддерживать?
- Не просто было сформировать, но этот механизм сегодня работает достаточно эффективно. Хотя резервы для увеличения эффективности работы, конечно же, есть.
Но не стоит думать, что мы занимались только экономикой и финансами. Приоритетами для нас всегда были развитие и модернизация системы полноценного образования, поддержка талантливой молодежи, патриотическое воспитание подростков, развитие спорта в городе, улучшение качества работы учреждений здравоохранения, забота о социально незащищенных категориях населения.
Мы старались решать все проблемы жизнедеятельности города и горожан, и думаю, во многом это нам удалось.
Я достаточно много выезжаю в другие города и могу сказать, что Черкесск, по моему мнению, один из самых "живых", динамично развивающихся городов. Он может стать процветающим и очень комфортным для жизни людей.
- Город может стать комфортным, красивым только тогда, когда он благоустроен, "дышит" зеленью скверов и парков, когда транспорт ездит по добротным дорогам, а пешеходы передвигаются по качественным тротуарам. Что сделано Вашей командой в этом направлении?
- Мне думается, что немало, хотя не все, что хотелось бы. В частности, за период нашей работы в Черкесске были капитально реконструированы центральный сквер и сквер С.Есенина, создана зона отдыха с памятником А.Пушкину, построены несколько фонтанов, два из которых – на площади возле мэрии и в центральном сквере - не имеют аналогов в нашем округе. Теперь здесь любят отдыхать наши горожане и гости города.
Принципиально важным для нас был также вопрос ремонта городских дорог и создания транспортных артерий, которые позволили бы разгрузить движение по центру города.
Наверное, многие горожане помнят, каким было состояние наших дорог несколько лет назад. К примеру, в 2005 году в Черкесске не было капитально отремонтировано ни одного квадратного метра дорог. Начиная с 2006 года, мы вплотную занялись этой проблемой и на сегодняшний день имеем около около 800 тыс. кв. метров капитально отремонтированных автодорог. Причем площадь отремонтированного дорожного полотна ежегодно возрастает. Для этого мы постарались привлечь все возможные средства, в том числе вошли в программу партии "Единая Россия" "Дороги России" и получили по этой программе значительную сумму денег.
Кроме того, нужно было приводить в надлежащее состояние дворовые территории, которыми никто широко не занимался с советских времен. И надо сказать, за эти годы мы смогли капитально отремонтировать во дворах многоэтажных жилых домов 40 спортплощадок, установить в городе 50 детских игровых городков и только в этом году при поддержке партии "Единая Россия" отремонтировать 139 дворов.
Одновременно мы увеличили муниципальный заказ по уборке территорий, что тоже немаловажно с точки зрения благоустройства города. А вернее – очень даже важно. С 2005 по 2010 год увеличение объемов санитарной очистки и уборки городской территории по муниципальному заказу Черкесска составило более 65%, хотя, на мой взгляд, и этого недостаточно.
А в каком плачевном состоянии пребывали коммунальные предприятия республиканской столицы! Их технический парк был настолько изношен, что фактически не подлежал ремонту, я уж не говорю о качественном выполнении работ на этом транспорте. Мы смогли закупить для наших коммунальных предприятий 131 единицу спецтехники: мусоровозы, автоподъемники, автогрейдеры, бульдозеры, дорожные катки, погрузчики, разметочные машины, трактора, автосамосвалы, а также автобусы и троллейбусы.
Кроме того, был практически обновлен парк троллейбусного управления и городского пассажирского автотранспортного предприятия. Это удалось сделать в рамках беспрецедентного для нас участия в федеральной целевой программе.
- Петр Вадимович, Вы озвучили убедительные показатели и факты хорошей, профессиональной работы мэрии, привели статистические данные, свидетельствующие о поступательном социально-экономическом развитии города. При этом население продолжает жаловаться на то, что тарифы на услуги ЖКХ растут значительно быстрее, нежели пенсии или заработная плата. Что Вы можете сказать по этому поводу?
- Вообще-то с 2005 года среднемесячная начисленная заработная плата в Черкесске возросла на 2,4 раза, средний размер трудовой пенсии - в 3 раза, а средний рост платы за услуги жилищно-коммунального хозяйства за этот же период в Черкесске составил 200%, то есть тарифы выросли в 2 раза.
Конечно, это вряд ли может утешить кого бы то ни было, но и влиять на ценовую политику энергетических компаний органы местного самоуправления не могут. Поэтому мы стараемся оказывать помощь, в основном адресную, и ветеранам, и чернобыльцам, и афганцам, и инвалидам. Возможности бюджета не безграничны, но в рамках наших полномочий те категории населения, которые должны получать поддержку, ее получают обязательно.
- В числе приоритетов деятельности мэрии Вы назвали поддержку талантливых детей и сохранение здоровья подрастающего поколения. Что с этой целью делается в Черкесске?
- Если быть конкретным, то это целый комплекс мер по оздоровлению наших детей, по их физическому и интеллектуальному развитию, духовному воспитанию. В частности, вот уже три года после заключения договора о дружбе и взаимодействии с мэром города Сухума Альясом Лабахуа талантливые дети - победители различных олимпиад и конкурсов, творческих конкурсов, спортивных мероприятий - за счет средств городского бюджета выезжают на отдых в лучшие пансионаты курортов Абхазии.
С целью создания условий для оздоровления, а также для того, чтобы дети и школьники могли массово заниматься физкультурой и спортом, мы провели капитальный ремонт и реконструкцию спортивных залов почти всех городских школ, оборудовали в ряде школ тренажерные залы, в тех школах, где когда-то были построены, а потом многие годы не работали бассейны, их капитально отремонтировали, и сейчас там идут занятия.
В этом году впервые к началу нового учебного года в Черкесске сразу в нескольких школах были открыты футбольные поля со специальным покрытием, на котором проходят матчи Лиги чемпионов. При этом в городе образована специальная секция, где школьники смогут заниматься футболом.
Также совсем недавно в Черкесске открылась школа единоборств, где проходят тренировки по самым разным видам борьбы - вплоть до национальной борьбы на поясах.
Дети - это будущее Черкесска, всей Карачаево-Черкесии, России в целом. Они могут составить нашу славу и гордость, продолжить наше дело лучше нас. Главное - показать им, как велики в современном мире возможности для самореализации.
- Это то, что касается физического развития детей, а какова лечебная база детских учреждений здравоохранения?
- Здесь у нас не меньше причин для гордости. К примеру, недавно в детской больнице Черкесска после капитального ремонта и реконструкции состоялось открытие единственного в республике инфекционного отделения для детей в возрасте до одного года. Работы там шли почти год, было много сложностей, но нам удалось воплотить в жизнь все намеченные планы. И не только конкретно в этом отделении. Мы практически полностью реконструировали все здание детской больницы, заменили отопительную систему и установили современное отопительное оборудование - опять же, с применением энергосберегающих технологий. Кроме того, были заменены системы водоснабжения и канализации, а также вся электропроводка.
В отделениях отремонтированы процедурные кабинеты и установлено самое современное оборудование, в том числе новейшая система подачи кислорода во все палаты. Устаревшее оборудование для кварцевания заменено на современную систему рециркуляции, что позволяет избежать заражения инфекционными заболеваниями между пациентами, находящимися на лечении, а также дает возможность проводить дезинфекцию в палатах, процедурных кабинетах и коридорах постоянно и без удаления маленьких пациентов из больничных помещений.
Особо хочу отметить, что в детской больнице был создан специальный кабинет интенсивной терапии для оказания экстренной помощи непосредственно в отделении.
При этом не остаются без внимания учреждения здравоохранения для взрослого населения Черкесска. Буквально месяц назад в городской поликлинике открылось новое водолечебное отделение, где установлен специальный современный комплекс оборудования, способный обслуживать около 400 пациентов в месяц - и, что особенно приятно, совершенно бесплатно.
Этому предшествовал капитальный ремонт ряда отделений и блоков городской поликлиники, в том числе замена старых окон на новые стеклопакеты. Ранее были капитально отремонтированы два этажа старого корпуса поликлиники, также после капремонта и реконструкции открылись два отделения дневного стационара.
Еще в одном лечебном учреждении Черкесска - городской больнице - мы завершили строительство одного из корпусов, капитально отремонтировали другие корпуса, установили современное медицинское оборудование для диагностики и реабилитации больных. А в МУЗ "Медико-санитарная часть" города Черкесска после капремонта и реконструкции открылось новое отделение дневного стационара, позволяющее почти вдвое увеличить число принятых пациентов.
В целом, мы делали все для придания достойного облика нашему муниципальному здравоохранению, чтобы жители Черкесска могли получать качественное и доступное лечение. За последние два-три года масштаб работ по приведению медицинских учреждений в надлежащее состояние, как и объем средств, направленных на приобретение нового современного оборудования, – беспрецедентный.
И радует, что усилия администрации республики и мэрии города дают свои позитивные результаты, не проходят даром. Только за первое полугодие этого года в Черкесске отмечено семикратное снижение уровня детской смертности, по этому показателю наш город вышел на уровень лучших мировых достижений. Надо отметить, что пристальное внимание вопросам здравоохранения уделяет действующий глава республики Рашид Бориспиевич Темрезов.
- Черкесск, будучи столицей Карачаево-Черкесии, является одновременно и образовательным, культурным центром республики. Что делает мэрия для поддержания этого статуса?
- Я не буду подробно рассказывать о деятельности наших учебных заведений, о том, какие инновации они внедряют, какие средства выделяет городской бюджет на укрепление и улучшение их материальной базы. Этой темы я уже коснулся в нашем интервью, говоря о физическом развитии подрастающего поколения жителей Черкесска. А вот современный информационный центр, единственный в своем роде на юге России, созданный на базе городской библиотеки, - это наша гордость. Теперь здесь есть и кинолекторий в формате 3D, и электронная библиотека из 150 тысяч томов художественной и научно-популярной литературы, налажена и прямая информационная связь с главной российской библиотекой.
В информационной базе кинолектория собраны учебные фильмы по самым разным наукам: географии, истории, биологии, имеются видеолекции о космосе и подводном мире, научно-популярные фильмы о мировой художественной культуре. Все это учителя города смогут использовать в обучении школьников, а горожане - просто просмотреть видеолекции по нужным им направлениям.
Кроме того, новые информационные технологии теперь позволяют проводить семинары и видеоконференции в режиме онлайн.
Все книги, находящиеся в электронной базе библиотеки, дублируются на бумажных носителях. Поэтому, если читателя не устраивает электронный формат, сотрудники учреждения помогут найти нужное издание в привычном формате.
Все рабочие места для читателей библиотеки обеспеченны компьютерами, подключенными к единой информационной базе, и оборудованы системой прослушивания аудиоинформации.
Современное общество - это информационное общество. Нужно, чтобы дети получали информацию вдумчиво, имея при этом все возможности для развития своих способностей. Уверен, что новый центр информационной поддержки поможет подрастающему поколению получить нужные и полезные знания.
-- В последние три-четыре месяца в республике очень активно обсуждается тема Вашей отставки, Петр Вадимович. При этом срок Ваших полномочий еще не истек, и, насколько известно, городская дума не выступала с инициативой расторжения с Вами трудового договора. Чем вызваны эти слухи? Или это не слухи, и Вы намерены оставить пост мэра Черкесска?
- Разговоры о том, что Коротченко вот-вот уйдет с должности мэра или его "уйдут", ведутся с того самого времени, как я вступил в эту должность. И, откровенно говоря, было несколько очень сложных периодов за годы моей работы, но я никогда не думал об уходе. Теперь же я действительно перехожу на другое место работы, хотя еще в середине этого года подобных планов у меня не было. Думал: проведем выборы в Госдуму, президентские выборы, потом буду принимать какое-то решение для себя – в зависимости от настроения горожан. Но поступило предложение от руководства республики перейти на другую работу. Предложение это было согласовано с руководством Северо-Кавказского федерального округа. И, обдумав, я согласился. Более того, принял его с удовлетворением.
Я считаю, что уходить с любого поста нужно правильно и вовремя. В моей жизни и карьере начинается новый этап, открываются новые возможности для самореализации. А что самое главное для мужчины? Это как раз возможность самореализации. Мне это удавалось и удается. Я с удовольствием строил храмы и фонтаны, организовывал ремонт школ, больниц, работал над качественным изменением транспортной сети города… Я очень горжусь отделением для новорожденных в нашей городской детской больнице, новой библиотекой с кинолекторием. Горжусь, что у нашего Дома ребенка нет проблем с обеспечением малышей, что они все ухожены. Это все "адреса", если так можно сказать, моей самореализации. Так что я должен быть благодарным Богу и судьбе за такую возможность. Надеюсь и в новой для меня должности добиваться хороших результатов, быть эффективным менеджером.
Кстати, хочу успокоить горожан: на должность мэра города Черкесска, думаю, придет достойный человек - опыт городских депутатов позволит сделать правильный выбор и назначить на эту должность человека профессионального, решительно и результативно направленного, который сможет решать проблемы города. А если потребуется мой опыт, мои связи и информация, которой я располагаю, готов поделиться, оказать любую помощь. Я ведь просто перехожу на другое место работы. А Черкесск был и остается для меня моим городом, городом моей заботы, переживаний и моих надежд.
- Петр Вадимович, что не удалось Вам сделать за годы своей работы и какие задачи, на ваш взгляд, сегодня стоят перед будущим мэром и управленческим аппаратом столицы Карачаево-Черкесии? Каким Вы видите город Черкесск в перспективе?
- Что не удалось? Я не смог помочь каждому, кто ко мне обращался, и сожалею об этом. Хотя если бы занимался лично проблемами каждого человека, кто приходил на прием в мэрию или писал обращения, нерешенными остались бы многие острые общегородские вопросы, те же вопросы реконструкции дорожной сети, учреждений здравоохранения, образования, культуры, спорта, развития транспортной сети и коммунального хозяйства.
Что же касается задач, стоящих перед будущим руководством нашего города, то это, в первую очередь, привлечение средств из федерального бюджета на капитальный ремонт и реконструкцию жилого фонда, потому что у нас много старых, изношенных домов. Как и очень много людей пенсионного возраста. Это речь я веду уже о другой задаче для нашей мэрии – повышении качества медицинского обслуживания горожан, улучшении материальной базы учреждений здравоохранения.
Нужно продолжить практику привлечения федеральных средств для капитального ремонта дорог и дворов многоквартирных домов.
Кроме того, хочу предложить будущему руководству города вернуться к концепции создания в Черкесске фармацевтического кластера. Эту концепцию мы в свое время разработали и представили на рассмотрение федеральных властей и правительства КЧР. Но, к сожалению, руководство республики в то время недостаточно энергично нас поддержало. Может быть, мы и сами были недостаточно настойчивы. А ведь открытие предприятий фармацевтической промышленности и реально, и перспективно, и решало бы многие проблемы города, в частности, проблему занятости интеллигенции и, в первую очередь, женщин. А еще фармация – это развитие науки, современные технологии, высококвалифицированные рабочие места, значительные налоги, которые можно использовать для развития Черкесска…
Это очень важно, потому что Черкесск в будущем, я думаю, - промышленный, образовательный и научный центр. Он обязательно станет таким, основа для этого уже заложена. Наш Черкесск будет красивым, благоустроенным городом с хорошо развитой промышленностью, образованными людьми и счастливыми детьми, притягивающий к себе тех, кто желает учиться и развиваться и развивать свою малую родину.