Мэр города Шахты С.Понамаренко: "Через год-два мы сократим количество чиновников, а их производительность увеличим в десятки раз"

Мэр города Шахты С.Понамаренко: "Через год-два мы сократим количество чиновников, а их производительность увеличим в десятки раз"

Город Шахты – второй по площади и третий по численности населения город Ростовской области, в котором одним из приоритетных направлений развития является реализация административной реформы. Результатом этой работы стало открытие здесь в конце 2009 года одного из самых крупных в России многофункциональных центров – общественно-делового центра "Город будущего". О том, как строится работа центра, в чем его уникальность, и как можно использовать опыт донского города в других регионах страны, в интервью агентству "Интерфакс-Юг" рассказал мэр Шахт Сергей Понамаренко.

- Сергей Анатольевич, уже почти год в Шахтах реализуется проект "Город будущего", аналогов которому практически нет в России. Расскажите, как строится его работа, каких результатов удалось за это время достичь?

- Действительно, этот проект по-своему уникален. Он создан на основе государственно-частного партнерства. Говоря о том, как мы пришли к тому, что сейчас в городе полноценно работает общественно-деловой центр "Город будущего", нужно обязательно упомянуть обо всех этапах, через которые пришлось пройти ранее. Первый многофункциональный центр в городе появился в конце 2007 года и был замкнут на предоставлении услуг в сфере земельно-имущественных отношений. Этот проект назывался "Зеленый коридор", мы изначально хотели его усовершенствовать и добавить новые услуги, которые предоставляются в рамках работы администрации города, а также услуги, предоставляемы областными и федеральными структурами.

Работа в "Зеленом коридоре" строилась по принципу "одного окна", а вот совершенствование организации труда чиновников и сокращение сроков выдачи документов не предусматривались. Мы пошли дальше и сделали эти направления приоритетными. Мы делаем все для того, чтобы не только сэкономить силы и время населения, но и для того, чтобы сократить время подготовки и выдачи документов по всем видам услуг. Если сравнить с 2005 годом, то тогда по вопросам земельно-имущественных отношений было выпущено 408 документов, а только за I полугодие 2010 года мы выпустили 4,2 тыс. таких документов. Рост более чем в 10 раз, а это говорит о том, что мы смогли все процессы наладить правильно и грамотно.

- В чем на данный момент принципиальное отличие общественно-делового центра в Шахтах от аналогичных центров в других городах России?

- Во-первых, я не знаю других центров с таких объемом услуг. Здесь сосредоточены структуры, отделы и управления федерального, областного и муниципального подчинения, такие, как ЗАГС, Росреестр, налоговая инспекция, пенсионный фонд, департамент социальной защиты, МРЭО ГИБДД. И мы уже говорим о спектре услуг, которые затрагивают практически все слои населения города.

Основная идея нашего "Города будущего" в том, чтобы человек пришел в одно учреждение и больше никуда не ходил, ведь если все службы сосредоточены в одном месте, то это гораздо проще. Я, находясь в своем кабинете, в режиме реального времени могу наблюдать, как идет работа в "Городе будущего". Если где-то какая-то проблема, очередь, я звоню руководителю и узнаю о причине ее появления. Но такие ситуации возникают уже редко, потому что отлажено взаимодействие между структурами внутри центра.

Кроме того, нами хорошо проработан вопрос сокращения сроков обработки документов. Те регламенты, которые сейчас существуют по министерствам и ведомствам, говорят о сроках, не превышающих 10, 20, 30 дней. И чиновник, как это обычно водится, делает все в последний момент, хоть и по закону. А теперь представьте, если все до единого чиновника начнут затягивать сроки до последнего. Мы же отталкиваемся от минимального срока – 1, 2, 3 дня.

- Опыт общественно-делового центра в городе Шахты востребован в других регионах?

- К нам за консультациями обращаются регионы с севера и из средней полосы России, а вот Южный федеральный округ, к сожалению, долго не проявлял инициативы и интереса. Сейчас ситуация меняется – нашим опытом интересуются Краснодарский и Ставропольский края, Волгоградская область.

Проект "Город будущего" тесно связан и с развитием системы электронного правительства. Мы, занимаясь организацией труда людей, постепенно переводили их на электронный обмен информацией. Город одним из первых запустил электронный документооборот, у нас практически полностью автоматизированы рабочие места.

- В результате реализации проекта "Город будущего" удалось достигнуть прозрачности в сфере предоставления услуг госструктурами, решить проблемы коррупции?

- Ярко выраженной, просматриваемой коррупции у нас, в принципе, и не было, но скрытые ее элементы, конечно же, присутствовали. На сегодняшний день это полностью исключено благодаря работе общественно-делового центра.

Что дает в итоге внедрение электронного правительства, МЦФ? Получение информации и услуг в электронном виде, без прямого контакта с чиновником. То есть заявитель и исполнитель не встречаются. У нас так работа и построена, есть бэк-офис, есть фронт-офис. У исполнителя нет возможности потребовать взятку, а у заявителя – интереса ее давать, к примеру, для снижения сроков прохождения документов. Во-первых, некому, во-вторых, эти сроки у нас и так сокращены до минимума. Получается, что возможность создания таких центров позволяет властям на муниципальном уровне исключить коррупцию на местах.

- Сергей Анатольевич, наверняка администрация города Шахты проводила какие-то исследования, опросы, анализировала работу "Города Будущего". Как оценивают ее жители, доверяют ли центру?

- По результатам наших соцопросов, жители города практически единогласно подтвердили необходимость работы центра, а также отмечали качество работы персонала. Там много места, порядок, чистота, нет очередей, практически нет конфликтов. Опять же, есть с чем сравнить – с привычными узкими обшарпанными коридорами, в которых толпятся люди, ожидая своей очереди.

О востребованности услуг центра говорят и цифры. Только в 2010 году через него прошли около 300 тыс. человек. Средний дневной поток - 3-4 тыс. человек. К примеру, по вопросам, связанным с работой мэрии города, в день фиксируется от 500 до 800 обращений. Вы можете себе представить, что чиновники в мэрии примут за один день столько людей, тем более с учетом приемных-неприемных дней?

Что касается перспективы развития работы центра, то мы продолжаем укомплектовывать залы и размещать новые структуры. За этот год мы смогли уйти от невозможности попасть на прием к тому или иному чиновнику, от очереди из нерешенных вопросов. Я уверен, что через год-два аппарат чиновников в городе значительно сократится, но их производительность возрастет при этом в десятки раз.

- Так или иначе, жизнь города строится не только на работе общественно-делового центра. Какие направления планируется развивать в Шахтах в 2011 году?

- Мы приняли решение позиционировать Шахты в двух направлениях – административная реформа и город олимпийских чемпионов. Что касается первого, то здесь было сказано более чем достаточно.

С другой стороны, наш город уникален по количеству олимпийских чемпионов на душу населения и по расположению спортивных объектов в центре. Соответственно, перед нами стоит задача строительства и реконструкции спортивных объектов. Мы заканчиваем сейчас строительство двух ледовых катков – открытого и закрытого типа. Планируем в 2011 году начать и, может быть, даже закончить реконструкцию стадиона "Шахтер", завершить капитальный ремонт легкоатлетического манежа. Благодаря этому мы и привлечем соревнования международного уровня, и создадим площадку для проведения сборов спортсменов из разных городов России. Тем самым сферу услуг в данном секторе расширим и создадим новые рабочие места.