Мэр Краснодара В.Евланов: "Краснодар признается экспертами одним из лучших городов страны по созданию условий для горожан и по комфорту для жизни"

Мэр Краснодара В.Евланов: "Краснодар признается экспертами одним из лучших городов страны по созданию условий для горожан и по комфорту для жизни"

В 2012 году Краснодар продемонстрировал уверенный рост по большинству показателей и стратегически важных направлений. К октябрю среднемесячная заработная плата краснодарцев достигла 28 тыс. рублей, что на 18% больше аналогичного показателя в прошлом году. О своих оценках уходящего года, а также задачах ближайшего будущего в интервью агентству "Интерфакс-Юг" рассказал глава Краснодара Владимир Евланов.

- Владимир Лазаревич, какие результаты в экономике, социальной сфере 2012 года вы считаете главными в развитии кубанской столицы?

- Состояние экономики города мы оцениваем по 11 направлениям, в число которых входят: строительство, промышленность, потребительский рынок, связь, транспорт, малый и средний бизнес, инвестиции и ряд других. Все основные задачи, которые мы перед собой ставили, успешно выполнены. В экономике мы не потеряли темпов, которые отмечались в прошлые годы. Мы продолжаем активно развивать свою производственную, промышленную базу. Благодаря этому имеем возможности обеспечить население города рабочими местами. Уровень безработицы в городе составляет 0,2% от экономически активного населения, один из самых низких в России. Этот показатель очень хорошо, на мой взгляд, демонстрирует сложившуюся в Краснодаре экономическую ситуацию.

В этом году мы также значительно увеличиваем объем ввода в эксплуатацию жилья. Если в 2012 году было чуть больше 1 млн кв. метров, то в этом, по предварительным оценкам, будет введено 1 млн 200 тыс. кв. метров. Это также один из лучших показателей в России среди региональных центров.

Что касается промышленности, то наша главная задача сегодня - увеличить количество промышленных и перерабатывающих предприятий. Это нужно и для того, чтобы нарастить количество рабочих мест, примерно на 12-13 тыс. с учетом планируемого прироста населения на ближайшие годы. У нас на сегодня уже пять заявок на размещение новых предприятий в Восточной промышленной зоне. Это позволит нам использовать около 300 га земель под размещение новых производств.

Краснодар в этом году сделал целый ряд важных шагов в развитии социальной сферы. Мы ввели в эксплуатацию более 1000 новых мест в детских садах. Конечно, проблема нехватки мест в дошкольных учреждениях стоит еще очень остро - в очереди более 15 тыс. детей. Я рассчитываю, что в следующем году, когда начнется реализация второго этапа краевой целевой программы "Краснодару - столичный облик", мы сможем существенно увеличить темпы строительства детсадов.

Я не буду перечислять меры, которые принимались в части благоустройства, поддержания санитарного состояния - все это реализовано на высоком уровне. И то, что приезжающие к нам гости говорят: "Краснодар - чистый и ухоженный город", это тоже показатель развития города.

- А бизнес помогает городу?

- Мы говорим о вещах, которые невозможны без сотрудничества власти и бизнеса. Если такого взаимодействия не будет, то от этого, в конечном счете, пострадает и бизнес. Ведь прекратится динамика развития. Поэтому наша задача сейчас состоит в том, чтобы Краснодар был в постоянном контакте с предпринимательскими кругами, создавал им условия для успешной реализации своих планов. На этом и строится весь механизм развития: успешный частный бизнес способствует росту доходов бюджета, которые, в свою очередь, направляются на строительство дорог, инженерной, социальной инфраструктуры, создавая условия для освоения новых территорий.

- Визитной карточкой любого крупного города является его общественный транспорт. Удастся ли Краснодару сохранить троллейбусы и трамваи, на которых лежит основная нагрузка по перевозке пассажиров?

- Вы правы, городской транспорт всегда формирует облик городов. Поэтому сегодня существует большая необходимость в том, чтобы в предстоящие пять лет заменить большую часть общественного транспорта в Краснодаре. Исторически сложилось, что градообразующим у нас является электрический транспорт - трамваи и троллейбусы. К сожалению, их физический износ приблизился уже к 100%. Но нужно сказать, что благодаря самоотверженному труду работникам нашего муниципального трамвайно-троллейбусного предприятия, 220 единиц трамваев и 240 троллейбусов поддерживаются в состоянии, пригодном для эксплуатации. Но все они устарели, все - очень энергоемкие. И сегодня, к сожалению, такое количество единиц общественного транспорта не позволяет качественно обслуживать все микрорайоны. Каждый год Краснодар растет и развивается, и тысячи людей-новоселов требуют принятия мер по обеспечению транспортной доступности.

Одна из ключевых для города задач - развитие электрического транспорта. Уже в самое ближайшее время по поручению Александра Ткачева мы приобретаем 12 новых единиц техники, а в ближайшие годы будут заменены на новые всего 170 единиц транспорта - трамваев, троллейбусов, автобусов большой вместимости. С учетом этого мы уже с 2013 года будем решать вопросы продления существующих линий троллейбусов и трамваев. Что касается автобусов, то мы планируем создать такие условия, чтобы все узловые пункты города были увязаны друг с другом маршрутами автобусов большой вместимости (как правило, на 100-110 мест). А уже из этих точек люди должны будут пользоваться автобусами малой вместимости, чтобы добраться до места проживания или работы. Тогда нам удастся более эффективно управлять пассажиропотоками в городе.

На сегодня в распоряжении муниципалитета более 100 автобусов большой вместимости. Но чтобы осуществить этот план, нам нужно увеличить парк машин раза в три.

- Возвращаясь к теме строительства. Как город расставляет приоритеты в этой сфере?

- Приоритет сейчас отдаем реализации комплексных проектов, когда жилые комплексы строятся сразу с созданием необходимой социальной и инженерной инфраструктурой - детскими садами, школами, медицинскими учреждениями.

Мы интенсивно ведем строительство домов на новых территориях бывшего сельскохозяйственного назначения, которые переданы застройщикам по итогам аукционов Федерального фонда развития жилищного строительства (Фонд РЖС). Туда еще предстоит подвести коммуникации, дороги - все нужно строить с нуля. Безусловно, справиться с решением таких задач под силу только крупным строительным организациям, которые в дальнейшем распределят эти затраты на весь жилой фонд микрорайонов.

Активно развиваясь в последнее время, Краснодар сейчас практически исчерпал резерв мощностей в энергетике, обеспеченности инженерными сетями. Нужно строить и новые очистные сооружения, новые водозаборы, прокладывать новые газовые сети. А это огромные затраты. Поэтому на ближайшие годы стоит задача увязать объемы строительства жилья с объемами строительства инженерной инфраструктуры.

- К сожалению, другой визитной карточкой современных российских крупных городов стали автомобильные пробки. На Ваш взгляд, как мэра и жителя Краснодара, каким образом нужно решать эту проблему?

- Конечно, нужно развивать город с точки зрения дорожного строительства. В подписанной в этом году губернатором Александром Ткачевым новой краевой целевой программе "Краснодару - столичный облик" этому вопросу уделяется большое значение. При поддержке края мы реконструируем въездные дороги в Краснодар, но если мы внутри города не развяжем, не оптимизируем транспортные потоки, то проблему пробок это не решит. Поэтому принято решение о строительстве современных внутригородских дорог и многоуровневых развязок. Пока на сегодня у нас есть одна такая развязка, соединяющая Ростовское шоссе с улицей Дзержинского и Малым западным обходом. Но пока ее возводили, в развязку уперлись две улицы - Московская и Российская, которые изначально проектом не были учтены. Сейчас уже вторым этапом (есть вся необходимая проектная документация) эта развязка будет достраиваться. Но это один объект на весь город, а их в идеале должно быть порядка 15.

Мы уже говорили, но я хочу еще раз акцентировать внимание, что определены места, и в ближайшие годы начнут строиться развязки на пересечении ул. Ставропольской и Старокубанской, в районе ул. Красных партизан и Тургенева. Дальше, конечно же, необходимо претворять в жизнь проект "Краснодарский транзит". Мы ведем сейчас проектирование этого объекта. Я очень рассчитываю, что в ближайшее время он будет подхвачен инвестиционными программами федерального уровня и компанией "Российские железные дороги". Тогда мы решим проблему беспрепятственного скоростного движения через весь город - с севера на юг.

В уходящем году мы изготовили проектно-сметную документацию, прошли экспертизу и согласовали с администрацией края строительство современной автодороги по ул. Восточно-Кругликовская. С началом следующего года от ул. 40 лет Победы до ул. Уссурийской эти работы начнут выполняться. Имеется еще целый ряд дорог, для которых уже разработаны проекты, и я ставлю задачу, чтобы все они были включены в план на следующий год.

Что касается въездов в Краснодар, в следующем году начнется реконструкция въезда со стороны Елизаветинской и строительство нового Яблоновского моста.

- В ноябре в Краснодаре состоялась акция "Любишь свой город - посади дерево", в ходе которой горожанам бесплатно раздали около 35 тыс. саженцев деревьев и кустарников. Какой эффект Вы от нее ждете?

- Мы по-новому организовали эту общественную акцию. Не просто раздали деревья жителям, которые пришли. Мы их раздавали общественным организациям, активистам, территориальным органам самоуправления, школам, детским садам из расчета того, что каждый саженец нашел бы себе место и превратился в полноценное дерево, и чтобы за ним ухаживали. Количество 35 тыс. - это достаточно много - все они должны быть обращены в дело.

Но нужно отметить, что только за этот год мы вырубили в городе 27 тыс. аварийных и больных деревьев, прежде всего, тополей. Взамен мы посадили 35 тыс. деревьев и кустарников. Кроме этого, еще дополнительно 5 тыс. взрослых деревьев будут посажены в осенне-зимнее время.

Сейчас в Краснодаре начал работу уникальный для юга России аппарат по механизированной корчевке пней. Он удаляет остатки дерева минут за десять, причем новое дерево на месте старого можно высаживать сразу же. Причем удаляет очень аккуратно, не нанося вреда соседним деревьям и элементам благоустройства. Для города эта работа важна. Как я сказал, счет аварийным деревьями идет на тысячи, а пни совсем не украшают улицы.

- Городская дума Краснодара выступила с законодательной инициативой о введении на территории Краснодарского края компенсационных мер за вырубаемые зеленые насаждения. О каком порядке компенсаций может идти речь?

- Что касается денежных компенсаций, то в городе существуют свои правила решения этого вопроса. Каждое срубленное дерево компенсируется по достаточно высокой стоимости. Мы ее специально установили высокой, чтобы взамен удаленного дерева можно было высадить несколько новых. С другой стороны, если это обязательство исполняется в натуральном выражении, то на каждое срубленное растение нужно высадить новых в полтора раза больше.

Городские депутаты предложили распространить эту практику по всей Кубани, чтобы и другие муниципальные образования могли этим вопросом заниматься. К этому же необходимо добавить и другие вопросы, связанные, например, с охраной лесопосадок вдоль дорог регионального значения. Во многих случаях такие участки никто не охраняет, а раньше они были принадлежностью крупных сельскохозяйственных предприятий. В последние годы многие сельхозугодия передаются под жилищное строительство фондом РЖС, а лесополосы как бы выпадают из правового поля. Закон такой крайне необходим, он уже принят в первом чтении депутатами ЗСК. Мы же, со своей стороны, продолжим работу по упорядочению зеленого хозяйства, проведем сплошную инвентаризацию всех деревьев по их породному составу. Это большая работа, но она необходима.

- Не могу удержаться, чтобы не спросить Вас о футболе. В этом году решением ФИФА Краснодар не попал в список городов России, которые в 2018 году примут игры чемпионата мира. Но не так давно Краснодар принимал товарищеский матч сборных России и США, продемонстрировав, что уже сегодня способен проводить игры на высоком уровне. Может, еще есть шанс?

- Я не буду поднимать больную тему, о которой до сих пор болит сердце у многих краснодарских болельщиков. Но хочу отметить, что матч "Россия-США" был действительно подготовлен и прошел на высоком уровне. Тот факт, что Фабио Капелло по десятибалльной шкале по всем вопросам организации поставил Краснодару девять баллов, говорит о многом. Прежде всего, говорит о наших возможностях принимать у себя футбольные матчи самого высокого уровня.

Хочу также отметить, что губернатор Александр Ткачев принял решение о строительстве в городе нового футбольного стадиона на 40 тыс. мест. Уверен, в 2016 году арена будет построена. К тому же будет вестись большая работа по развитию инфраструктуры города в рамках программы "Краснодару - столичный облик". Поэтому к 2018 году все будет подготовлено к тому, чтобы стать полноценным резервным городом чемпионата мира.

С другой стороны, судя по игре наших двух команд, прежде всего "Кубани", которая в этом сезоне имеет хорошие шансы на выход в "еврокубки", мы уже в ближайшие годы получим возможность принимать у себя матчи европейского и мирового уровня. Не хуже перспективы и у "Краснодара", который за два года уверенно обосновался в Высшей лиге. Тем более, такой тренировочной базы, как у "Краснодара", в России больше ни у кого нет. Для молодых футболистов в Краснодаре созданы все условия для повышения мастерства, этому многие завидуют, даже в российской сборной.

То, что мы имеем сейчас и будем иметь через несколько лет - этим мы с лихвой компенсируем все наши ожидания, чтобы такое любимое народом зрелище, как футбол, в самом высшем его проявлении, присутствовал в Краснодаре всегда. Город того заслуживает.

- В заключение нашей беседы позвольте спросить Вас, с каким настроением Вы будете встречать предстоящий новый год?

- Краснодару есть над чем работать, есть очень серьезные задачи, которые предстоит решать. Но, самое главное, в руках Краснодара есть все необходимые инструменты, которые позволят нам добиться положительного результата. Я еще раз хочу назвать программу "Краснодару - столичный облик", наши инвестиционные программы, которые мы с каждым годом будем расширять, это продолжение строительства жилья, решение социальных вопросов. В этом отношении перспектива достаточно трудная, но, с другой стороны, и понятная. Городу необходимо больше зарабатывать денег, увеличивать собственные доходы для решения многих вопросов.

Есть много нерешенных вопросов и проблем, но есть и достижения, которыми мы все можем гордиться. Мы являемся лидерами по объемам привлечения инвестиций среди городов России. Ну, и то, что уже не первый год Краснодар признается экспертами одним из лучших городов страны по созданию условий для горожан и по комфорту для жизни, мы рассматриваем это как оценку нашей работы и ставим целью удерживать и дальше эту высокую планку.