Мэр Краснодара В.Евланов: "В столице Кубани созданы необходимые условия для жизни и бизнеса"

Мэр Краснодара В.Евланов: "В столице Кубани созданы необходимые условия для жизни и бизнеса"

             Краснодар за минувшие 10 лет увеличил собственные доходы в три раза - до 13,5 млрд рублей. В городе ежегодно возводится более 1 млн кв. метров жилья, развивается промышленность, а доля малого и среднего бизнеса в объеме производства товаров и услуг достигла европейского уровня. Что сделано за прошедшее десятилетие и какие задачи предстоит решить в ближайшие годы, в интервью агентству "Интерфакс-Юг" рассказал глава кубанской столицы Владимир Евланов.

            - Владимир Лазаревич, "у руля" города Вы уже 10 лет. Какими изменениями, произошедшими за эти годы в жизни города и горожан, Вы особенно гордитесь?

            - Если посмотреть объективно, то за 10 лет город сильно изменился, по всем направлениям. Это касается и внешнего облика, который стал более современным, и экономики города, и развития городской инфраструктуры. За эти годы по многим показателям Краснодар вышел в лидеры в Южном федеральном округе. И не случайно Краснодар признается авторитетными экономическими изданиями и аналитиками одним из наиболее комфортных для жизни и ведения бизнеса.

            Начну с экономики. Развитие крупного, среднего и малого бизнеса, который видит для себя в городе перспективы, привлечение инвестиций, расширение налогооблагаемой базы, позволило в разы увеличить собственные доходы местного бюджета. Я помню, как 10 лет назад мы сводили бюджет с собственными доходами в 4,5 млрд. В этом году это уже более 13,5 млрд рублей - почти троекратный рост. А с учетом субвенций из краевого бюджета в 2014 году объем доходов бюджета Краснодара составит около 24 млрд рублей.

            Одной из ведущих отраслей является строительство. Ежегодно в городе строится не менее 1 млн кв. м жилья, по показателю ввода жилья на одного жителя - более 1 кв. метра в год - Краснодар - в числе лидеров в стране.

            Но экономика города - не только строительство и торговля. Это и промышленность, и инновационные предприятия. В прошлом году 10-летие с начала работы в краевом центре отметил завод сельскохозяйственных машин германской компании CLAAS. На выходящей с конвейера технике написано: "Сделано в Краснодаре", - и это вызывает у меня чувство гордости. Важно и то, что сегодняшняя непростая международная обстановка не остановила планы акционеров CLAAS по строительству второй очереди завода.

            Там же, по соседству, открыт первый в России торгово-логистический комплекс другого крупного инвестора - "Штиль" (германской Stihl International GMBH). На первоначальном этапе инвестиции в проект составили около 10 млн евро.

            На повестке дня - дальнейшее развитие целого промышленного кластера в Краснодаре - Восточной промышленной зоны (ВПЗ) - это проект федерального уровня, открывающий большие возможности по решению проблемы импортозамещения. Под современные производства предназначено более 400 га земли. Причем на 100 га уже размещены действующие предприятия. Там же выделяются площадки для трансформаторной подстанции 200-110 кВ, проектируются инженерные коммуникации.

            В 2014 году федеральным Фондом развития жилищного строительства (РЖС) Краснодарскому краю были выделены 66 га с целью развития ВПЗ. И уже есть соответствующие заявления компании "Тандер", управляющей розничной сетью "Магнит", о размещении в ВПЗ 14 современных высокотехнологичных производств товаров и продуктов питания. Этот проект будет одним из самых существенных вкладов в экономику кубанской столицы.

            Говоря о 10-летнем этапе развития города, не могу не отметить запуск краевой программы "Краснодару - столичный облик", которая заработала в 2008 году по инициативе губернатора Александра Ткачева. В 2013-м году она продлена на следующий пятилетний период до 2017 года с утвержденным объемом финансирования порядка 28 млрд рублей.

            За все годы благодаря этой программе в Краснодаре возведены десятки социальных и инфраструктурных объектов, развернуты масштабные работы по благоустройству и решению других вопросов создания комфортной городской среды.

            Налицо и внешние изменения. Реконструирован бульвар по ул. Красной, последнюю очередь которого мы сдали в этом году, преобразились главные парки и скверы.

            Еще один важный проект, который мы начинали, - реконструкция центральной части города. В рамках этой работы с 2008 года, в общей сложности, расселили почти 6 тыс. человек из ветхого и аварийного жилья. Краснодарцы обменяли свою старую жилплощадь на новые благоустроенные квартиры в развивающихся микрорайонах.

            Подводя итог, не могу сказать, что у меня нет удовлетворения от всего, что сделано. Но реальность такова, что на фоне положительных изменений и преобразований еще ярче видны старые и новые проблемы, которые необходимо решать.

            - На мой взгляд, лучше всего "плюсы" и "минусы" видны на новостройках. Как выполняются программы строительства жилья и инфраструктуры, как идет капитальный ремонт жилья и объектов соцкультбыта?

            - Строительный комплекс Краснодара - это "двигатель" городской экономики, та отрасль, которая влияет на развитие многих смежных отраслей - положительным образом сказывается на росте промышленности, социальной сферы, модернизации дорожной и транспортной инфраструктуры, рынке труда, поступлениях в бюджет. Поэтому ее развитие стратегически важно для города.

            В то же время, как я уже неоднократно говорил, сегодня мы уходим от строительства жилья ради жилья. В первую очередь приоритетом должно стать жилье для комфортной жизни - обязательно с парковками, социальными объектами и зелеными зонами. И у нас уже есть примеры такого комплексного освоения территорий, когда микрорайоны возводятся со всей сопутствующей инфраструктурой.

            Крупные застройщики берут на себя обязательства по строительству детских садов, которые муниципалитет потом выкупает, по возведению инфраструктурных объектов - котельных, трансформаторных подстанций и водозаборов.

            Напомню, в 2013 году мы приняли новый норматив по созданию парковочных мест при строительстве жилых зданий - одно машиноместо на каждую квартиру для домов в центре и 0,75 - на квартиру в домах, строящихся в остальных частях города. Все новые проекты в сфере многоквартирного жилищного строительства реализуются, исходя из этих требований.

            При участии фонда РЖС под застройку выделяются новые территории. По итогам уже проведенных аукционов в ближайшие 10 лет в пригороде Краснодара будет построено несколько микрорайонов на территории около 100 га. То есть строительный сектор по-прежнему в лидерах.

            - Как сегодня живется в Краснодаре малому бизнесу?

            - В СМИ иногда можно встретить сообщения о чуть ли не повальном сокращении субъектов малого бизнеса. Отмечу, что в случае Краснодара это далеко не так. Наша политика направлена на обеспечение благоприятных условий для развития предпринимательских инициатив.

            Если в прошлом году в городе всего числилось порядка 67,2 тыс. субъектов малого и среднего бизнеса, то на текущий период - 69,3 тыс. В том числе, около 130 средних предприятий, 23 тыс. малых предприятий и 45 тыс. индивидуальных предпринимателей. Общая же численность занятых в этом секторе достигла более 230 тыс. человек.

            Годовой оборот субъектов малого и среднего предпринимательства в кубанской столице сегодня приближается к 500 млрд рублей, что составляет свыше 40% от оборота всех хозяйствующих субъектов в муниципальном образовании - это европейский уровень.

            - Повлиял ли на экономическое развитие Краснодара режим экономических санкций?

            - Сегодняшняя ситуация ставит новые задачи перед экономикой, предприятиями края и города. В этих условиях очень важно понимать, каким образом необходимо выстраивать взаимоотношения власти и бизнеса, каковы наши взаимные ожидания.

            Кстати, этой теме был посвящен Международный форум крупнейших компаний ЮФО, который прошел в Краснодаре в ноябре. В ходе дискуссии там говорили о том, что в нынешней экономической ситуации, когда многие регионы имеют большие бюджетные ограничения и не могут в полной мере оказывать поддержку бизнесу, на первый план выйдут те из них, где сформирована тесная связка власти с крупным бизнесом. В Южном федеральном округе это взаимодействие наиболее развито в Краснодарском крае, Ростовской и Астраханской областях.

            Экономика Краснодара развивается не изолированно и также во многом зависит от настроений и способности бизнеса региона развиваться, приспосабливаться к меняющимся условиям рынка. На мой взгляд, - и об этом я прямо сказал, выступая на форуме, - большие перспективы для города в развитии промышленности - Восточной промышленной зоны.

            У Краснодара есть и другие конкурентные преимущества, которые делают его привлекательным для ведения бизнеса и жизни. Среди них - один из самых низких уровней безработицы по стране (0,2%), мощная научно-учебная база, концентрация квалифицированных трудовых ресурсов, развитый рынок жилья (средняя стоимость 1 кв. метра - порядка 52 тыс. рублей, что ниже, чем в Ростове-на-Дону и Ставрополе), развитый потребительский рынок. Эти и другие факторы, уверен, будут способствовать притоку инвестиций и позволят Краснодару дальше развиваться.

            - В этом году власти Краснодара задумались о создании собственного бренда. На какой стадии находится эта работа? Когда завершится?

            - Брендирование городов - сравнительно новое направление для нашей страны, которое, тем не менее, активно набирает обороты. И когда появилась возможность сделать что-то подобное для Краснодара, мы решили попробовать.

            Идея создать узнаваемый бренд нашего города витала в воздухе давно, но обрела конкретику на одном из заседаний Общественного совета по вопросам развития городской среды, созданного в этом году.

            При посредничестве Совета мы вышли на Британскую высшую школу дизайна в Москве, которая занимается этим направлением, и договорились поработать над брендом Краснодара.

            Работа эта осуществляется на безвозмездной основе в рамках дипломных проектов слушателей курса "Брендинг" при поддержке преподавателей. Но надо сделать уточнение, что все слушатели - уже высококвалифицированные работающие дипломированные руководители: дизайнеры, маркетологи, менеджеры, которые получают дополнительное образование.

            - Я правильно понял, что муниципалитет ничего не платит за эту разработку?

            - Еще раз подчеркну, это некоммерческий проект. "Бренд" полностью делается на безвозмездной основе.

            За два года слушатели курса уже выполнили аналогичные проекты для ряда российских городов и регионов, в том числе для Владивостока, Ижевска, Новошахтинска, Камчатки, Казани и Енисейска.

            Что мы получим в итоге, как говорят сами разработчики, неизвестно. Так как на первоначальном этапе представители школы проведут исследование сильных и слабых сторон экономики Краснодара, определят те из них, которые могут лечь в основу бренда. Возможно, что "на выходе" будут и слоганы, и графические изображение, и другая визуализация. Но это конечный этап - верхняя часть айсберга, которому будет предшествовать большая аналитическая работа.

            Сам проект максимально открыт для всех желающих, для экспертов, жителей Краснодара, которые могут "включиться" в него через Общественный совет по вопросам развития городской среды и координаторов проекта. В итоге вся команда будет насчитывать несколько десятков специалистов, "ядром" которой станет проектная группа Британской высшей школы дизайна.

            Стоит отметить, что это только первый шаг, можно сказать, попытка создания бренда Краснодара, вопрос о внедрении пока не поднимался. Со своей стороны, мы будем консультировать, смотреть, оценивать. И я надеюсь, что всё у нас получится. 

            - Вы уже упомянули о работе Общественного совета. Как власти исследуют общественное мнение и как на него опираются в выработке решений?

            - Регулярно проводим сходы граждан в микрорайонах, пригородных населенных пунктах, по внутригородским округам. Вместе с жителями обсуждаем существующие проблемы по конкретным территориям и пути их решения.

            Делаем это открыто, в том числе на нашем официальном интернет-портале www.krd.ru.

            Например, таким образом обсуждали концепцию размещения рекламных конструкций на улицах города, а в этом году - концепцию размещения нестационарных торговых объектов (ларьков и палаток).

            Как я сказал выше, в этом году создан совет по вопросам развития городской среды на общественных началах. В него вошли специалисты в области архитектуры и градостроительства, историки, скульпторы, дизайнеры, представители общественных организаций, бизнеса и т.д., всего 26 человек. Совместно с советом мы прорабатывает ряд тем, в том числе вопросы по созданию единого архитектурного облика, размещению на территории города новых скульптурных композиций, озеленению, разработке бренда города, о чем мы сейчас говорили, и другие направления.

            - Возвращаясь к работе по развитию и благоустройству города… Какие проекты, на Ваш взгляд, получили наибольший эффект с точки зрения развития автодорожной сети, развития общественного транспорта?

            - Транспортная проблема Краснодара - застарелая. Причины этого известны. Во-первых, исторически плотная застройка в центральной части города, практически исключающая возможность расширения дорог, а во-вторых, само по себе большое количество автомобилей.

            Но надо сказать, столица Кубани в этом плане - не исключение. Заторы на дорогах - головная боль любого крупного города, который динамично развивается. Поэтому аналитики все чаще связывают эту проблему с ростом благосостояния населения. Скажу больше - наши автопробки далеко не самые страшные в стране. Конечно, это не снимает ответственности решение за этой проблемы.

            В городе проводится большая работа по организации дорожного движения, капитальный и ямочный ремонт дорог, их реконструкция, строительство новых магистралей. Только в этом году планируется капитально отремонтировать дорожное полотно и сделать тротуары более чем на 20 км улично-дорожной сети.

            Однако, чтобы развязать основные транспортные узлы, необходимо реализовывать масштабные инфраструктурные проекты - городу нужны новые транспортные развязки, мостовые путепроводы через Кубань, через железнодорожные пути, расширение ряда магистралей. Некоторые из них уже проектируется, по другим ведется проработка.

            Нужно понимать, что воплотить в жизнь такие объекты одному лишь городу не под силу. И мы благодарны губернатору Кубани Александру Ткачеву за поддержку в этом вопросе, за принятое решение по привлечению для этих целей средств по федеральным и краевым программам.

            Работая над улучшением транспортной ситуации, мы изучаем и берем на вооружение передовой российский и мировой опыт.

            В частности, по примеру Москвы с прошлого года начали открывать платные муниципальные парковки. Практика показала, там, где они были организованы, заторы снизились.

            На сегодняшний день в краевом центре оборудованы 43 платные муниципальные парковки на 1968 машиномест. В работе оборудование еще 10 таких парковок на 435 мест. Кроме того, уже определены 122 площадки на улично-дорожной сети города для организации парковок на 5 тыс. машиномест.

            Мною поставлена задача до конца этого года создать не менее 3 тысяч мест, а в ближайшие годы - до 8 тысяч мест.

            Мы хотим создать такую систему, при которой любой автомобилист сможет без труда найти парковочное место и будет точно знать, что сможет припарковаться. Уже запущен специальный сайт "Городские парковки Краснодара", где ведется электронный учет всего парковочного пространства в городе, и можно будет отслеживать, где есть свободные места.

            Параллельно занимаемся развитием городского общественного транспорта. С этого года контроль и управление муниципальными автобусами, троллейбусами и трамваями ведется через специально созданный транспортно-навигационный центр. Таким образом, о времени прибытия трамвая, троллейбуса или автобуса горожане могут узнать, используя специальное мобильное приложение администрации города.

            В следующем году город ждет обновление парка городского общественного транспорта. В частности, планируется приобрести не менее 50 новых трамваев и 30 троллейбусов по лизинговым схемам.

            - Сейчас в городе быстрыми темпами укладывается тротуарная плитка и возводятся новые заборы. Делается ли это за счет предпринимателей или за счет бюджета?

            - Многих этот вопрос интересует, поэтому внесу ясность. С этого года в Краснодаре ведутся масштабные работы по благоустройству, созданию в городе единого архитектурного облика. В том числе идет укладка новой тротуарной плитки и установка новых заборных ограждений.

            Во-первых, на эти цели выделяются средства городского бюджета в рамках запланированных расходов на содержание и благоустройство территории города, а также средства, выделяемые на благоустройство администрациям внутригородских округов.

            Также привлекаем деньги краевого бюджета в рамках действующих программ. Например, за счет краевых средств, выделенных в этом году на капитальный ремонт дорог по ряду улиц, также было профинансировано обустройство там новых тротуаров, бордюров, озеленение и другие работы.

            В городе также создан и специальный фонд, куда все желающие могут перечислить средства на выполнение работ по созданию единого архитектурного облика.

            Финансирование ряда работ взял на себя крупный бизнес. В частности, силами ведущих строительных компаний впервые за многие годы капитально отремонтированы 16 подземных пешеходных переходов.

            Активно подключилась к процессу городская управляющая компания "Краснодар", которая вместе с жильцами организует проведение работ по реставрации фасадов, замене кровель и водостоков за счет средств, отчисляемых собственниками жилых домов на их капитальный ремонт и содержание.

            То есть источников финансирования несколько. И говорить о том, что вся нагрузка легла на плечи бизнеса, нельзя.

            - Каких еще преобразований ждать горожанам в самом ближайшем будущем?

            - Хотел бы выделить проект, к которому мы уже частично приступили, но основной объем работ будет выполнен в ближайшие годы. Это создание единой пешеходной набережной на всем протяжении реки Кубань - от Яблоновского моста до Юбилейного микрорайона, включая Рождественский парк. Протяженность этого участка - порядка 13 км. Здесь планируется выполнить берегозащиту и построить новые участки там, где их сейчас нет. Это будет полностью пешеходная непрерывная прогулочная зона общегородского значения, также приспособленная и для велосипедистов. Таким образом, у Краснодара появится своя современная и благоустроенная набережная.

             - В последние годы в Краснодаре построены десятки детских садов. Ежегодно прибавляется до 3 тыс. мест для малышей. Тем не менее, проблема с устройством ребенка в дошкольное учреждение по-прежнему актуальна. Каковы планы на 2015 год?

            - Для решения проблемы дефицита мест в детсадах используем все имеющиеся резервы. Строим новые здания и пристройки к существующим, ведем реконструкцию и капитальный ремонт помещений, выкупаем у застройщиков готовые детсады, строим садики из быстровозводимых конструкций, открываем группы кратковременного пребывания и семейного воспитания.

            Губернатор Кубани Александр Ткачев поставил перед нами задачу - до 2016 года полностью обеспечить дошколят местами в детских садах. В прошлом году мы ввели рекордное количество новых мест для детей - более 3 тыс., в этом - порядка 1,7 тыс. Чтобы окончательно снять существующую потребность в местах в детских садах, в 2015 и 2016 годах нам предстоит вводить, как минимум, по 5 тыс. мест. В связи с этим мы предпринимаем дополнительные усилия по закладке новых детских садов со сроком сдачи в ближайшие два года.

            - Владимир Лазаревич, в начале декабря депутаты Законодательного собрания края приступили к рассмотрению поправок в региональный закон "О местном самоуправлении". Предлагаемые законодателями новшества меняют систему выборов глав городов и районов края, также на муниципальном уровне вводятся должности сити-менеджеров. На ваш взгляд, новая структура органов местной власти позволит эффективно решать проблемы города?

            - Как вы помните, после внесения изменений в федеральный закон о местном самоуправлении, региональные парламенты должны были определиться с системой формирования местного самоуправления на территории. И сделать это было необходимо до нового года.

            В итоге изменения в закон "О местном самоуправлении в Краснодарском крае" приняты в первом чтении. В этот документ будет вноситься еще масса поправок, изменений, он будет обсуждаться в комитетах ЗСК. После того, как будут прописаны все детали, механизмы и полномочия, мы сможем об этом детально поговорить.

            Хочу обратить ваше внимание - эти изменения касаются не только Краснодара, но и всех крупных городов и муниципальных районов края.

            Возвращаясь к закону о местном самоуправлении, хочу добавить, что он - живой механизм, который постоянно развивается, и это новые условия и новые возможности для организации комфортной жизни краснодарцев и выстраивания всей системы местного самоуправления. Я надеюсь, что все изменения приведут к выработке более эффективного механизма управления городом.