Мэр Ростова-на-Дону М.Чернышев: "При существующих пассажиропотоках альтернативы метро просто нет"

Мэр Ростова-на-Дону М.Чернышев: "При существующих пассажиропотоках альтернативы метро просто нет"

Ростов-на-Дону – крупнейший транспортный узел юга России, и он, как и большинство городов-миллионников, испытывает трудности в сфере дорожно-транспортного комплекса, ведь за последние 10 лет уровень автомобилизации жителей города вырос в 3, 5 раза. Сейчас на миллион жителей города приходится 400 тысяч автомобилей. Ростову-на-Дону нужны новые дорожные развязки, новые подходы в организации движения транспорта, а ростовчанам – ремонт городских магистралей и альтернативный общественный транспорт. О перспективах развития транспортных артерий города и о том, каким видит мэрия донской столицы выход из транспортной ловушки, в интервью агентству "Интерфакс-Юг" рассказал мэр Ростова-на-Дону Михаил Чернышев.

- Михаил Анатольевич, для Ростова-на-Дону все актуальнее становится проблема развития транспортной системы. Количество машин с каждым годом растет, а это значит, что городу необходимо активно развивать дорожную сеть, строить новые развязки, возводить многоуровневые парковки. Какие приоритетные задачи в сфере развития транспортной системы видят перед собой городские власти?

- Действительно, с каждым годом число автовладельцев значительно увеличивается. С одной стороны, это хороший показатель, поскольку растет уровень благосостояния ростовчан. Но, с другой стороны, усиливается напряженность на дорогах. Сегодня мы четко знаем, что нужно делать, в каких направлениях работать. Это увеличение количества полос на существующих дорогах, это реконструкция и капитальный ремонт, это грамотные развязки, это "въездные карманы", асфальтирование грунтовок и, наконец, организация парковок. Подготовка к Чемпионату мира по футболу также требует детального подхода к развитию транспортной инфраструктуры. Из крупных объектов могу назвать реконструкцию Ворошиловского моста, строительство Южной рокадной дороги. Кстати, этот объект – пример успешного сотрудничества с администрацией Ростовской области. Строительство будет финансироваться из федерального, областного и городского бюджетов. В качестве примера могу привести также реконструкцию улицы Левобережной и проектирование транспортных развязок на въезде в Ростов со стороны Новочеркасска с учетом строительства аэропорта. И, конечно, целый ряд работ по благоустройству центральной части города. Таковы главные задачи на сегодня. И мы их постепенно выполняем.

- Сейчас уже начаты работы по реконструкции Ворошиловского моста, который Вы упоминали. Реализация данного проекта позволит решить проблемы с избыточным автомобильным трафиком, с которым мост в нынешнем своем состоянии попросту не справляется?

- По сути, это будет второе рождение Ворошиловского моста! На мосту через Дон, в створе Ворошиловского проспекта, появится шесть полос движения. В начале сентября был проведен конкурс на выполнение работ, в нем победила компания "Мостотрест" – эта же компания построила городу мост в створе проспекта Сиверса. Работа предстоит масштабная и ответственная. В первую очередь, в створе Ворошиловского проспекта, выше по течению, будет построена первая часть моста, на которую мы переведем весь автотранспорт. Потом начнется демонтаж старого Ворошиловского моста, и появится вторая половина. Некоторые в данном случае употребляют слово "дублер", но оно является неверным. После реконструкции это будет один цельный мост на общих опорах. Только состоять он будет из двух частей и станет шестиполосным. Завершить работы планируется к концу 2017 года.

- Какие еще проекты в сфере развития транспортной инфраструктуры Ростова-на-Дону планируется реализовать в будущем, особенно в рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу в 2018 году?

- Ростовским государственным строительным университетом по нашему заказу разработана концепция транспортного обслуживания матчей Чемпионата мира по футболу в 2018 году. Исходя из этой концепции, в период его проведения основными источниками формирования транспортных, пассажирских и пешеходных потоков будут являться новый аэропортовый комплекс "Южный", железнодорожный вокзал, речной порт, гостиницы и кемпинги, фан-зоны и фан-мили, а также тренировочные базы и стадионы.

Какие проекты планируются к реализации, чтобы "соединить" все эти объекты? В первую очередь, это строительство новой магистральной 6-полосной улицы от Южного въезда (район Гребного канала) вдоль Южной трибуны стадиона до ул.Левобережной протяженностью 3 км. Таким образом мы сможем перераспределить транспортные потоки между центральной деловой зоной и будущим стадионом. В настоящее время заканчиваются работы по проектированию этой дороги, стоимость которой составляет 4,1 млрд рублей.

Кроме того, около 2 млрд рублей будет направлено на строительство Iвторой очереди мостового перехода через реку Дон в створе пр. Сиверса, которая предполагает реконструкцию участка федеральной автомобильной дороги "Южный подъезд к г.Ростову-на-Дону" протяженностью 4 километра. Также в рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу запланировано строительство двухуровневой транспортной развязки на северном подъезде к Ростову-на-Дону со стороны Новочеркасска. Пропускная способность сложного транспортного узла пр. Шолохова – Аксайский проспект не соответствует существующей интенсивности движения, плотности и составу транспортных потоков. Кроме того, наличие зон притяжения в виде торговых центров и рынков, находящихся в непосредственной близости от транспортной развязки, приводит к появлению пробок и заторов.

В настоящее время решается вопрос финансирования строительства магистральной дороги от ул.Шоссейной до Западного подъезда протяженностью 7 километров и стоимостью 6,1 млрд рублей. Также мы сейчас рассматриваем все вопросы, связанные с финансированием ремонта дорог центральной части города в границах ул.Текучева, пр.Театральный, ул.Береговая и пр.Сиверса с обустройством гостевых парковок, тротуарных зон, созданием маршрутов велосипедного движения. Всего нам предстоит отремонтировать свыше 60 объектов на общую сумму около 1,6 млрд рублей.

Конечно же, к Чемпионату мира центр города должен преобразиться – в частности, будут отремонтированы все подземные переходы на улице Большой Садовой, которые мы планируем оснастить подъемниками для маломобильных групп населения. По всему центру будут заменены пешеходные ограждения с целью приведения их в единый формат.

- Это все планы хоть и не на далекое, но будущее. А как развивается транспортный комплекс города в текущем году?

- В соответствии с программой развития, ремонта и содержания улично-дорожной сети города в 2013 году на развитие транспортного комплекса города в общей сложности будет направлено около 2,09 млрд рублей, причем около половины этой суммы – средства бюджета города, другая половина направлена из областного бюджета. В общей сложности в текущем году планируется отремонтировать около 520 тыс. кв. метров дорог и свыше 36 тыс. кв. метров тротуаров. В списке объектов, которые подлежат ремонту в текущем году, свыше 30 улиц Ростова-на-Дону. Без внимания не остаются и грунтовые дороги с переводом их в более высокую категорию, в нынешнем году твердое покрытие появилось на 31 улице города.

В текущем году в городе появится 13 новых светофоров, а еще около 50 существующих будут капитально отремонтированы. Многие светофоры в городе оборудуются сейчас элементами обратного отсчета для водителей и пешеходов, а также дополнительными поворотными секциями. Это благотворно влияет как на разгрузку перекрестков, так и на дорожную обстановку в целом.

Продолжается работа по оснащению наземных нерегулируемых пешеходных переходов дорожной разметкой с термопластиком и светодиодных дорожных катафот на солнечных батареях. Мы в течение всего года проводили ревизию дорожных знаков, и по результатам этой работы в 2013 году их будет установлено в общей сложности свыше 3 тысяч.

В настоящее время разработана методика организации системы велосипедного движения. Проработаны варианты создания маршрутов в соответствии с учебными, культурно-бытовыми и туристическими целями передвижений. В соответствии с данной методикой определятся затратная часть с целью выработки плана мероприятий. В планах текущего года - велосипедные дорожки по пр.Космонавтов, пр.Коммунистическому, ул.Пушкинской. Общая протяженность велодорожек в текущем году составит более 7 километров, а до 2016 года мы планируем охватить весь город, включая строительство велопарковок.

- В Ростове-на-Дону было время, когда трамвай как вид общественного транспорта, по сути, "умирал". Сейчас же, наоборот, городские власти стараются это направление развивать, планируют строительство скоростного трамвая. Вы думаете, это поможет решить транспортные проблемы в городе?

- Систему скоростного трамвая в Ростове развивать можно и более того – необходимо. Правда, у нас трамваи почему-то считаются транспортом для пенсионеров, то есть для людей, которым вроде как некуда спешить. И совершенно напрасно многие так думают. Ведь трамваи – обычные и легкорельсовые – имеют повышенную провозную способность и к тому же экологичны. А легкорельсовый транспорт еще и позволяет перевозить больше пассажиров, чем привычные трамваи, автобусы и троллейбусы. Обязательное условие для скоростных трамваев – обособленность. Только тогда он может реализовывать свои функции в полной мере. То есть нам необходимо сейчас создать условия для такого повышенного скоростного режима. Что нужно для того, чтобы горожане отказывались от автомобилей в пользу трамваев? Ответ – на поверхности. Дело в самих трамваях. Если мы выведем на маршруты удобные, комфортные и быстрые трамваи, то люди, конечно, будут ими пользоваться. Закупить их – не проблема. Но прежде чем это сделать, еще раз повторюсь, – нужно создать соответствующие условия. Этим мы в данный момент и занимаемся.

Сейчас, как вы знаете, завершаются работы по расширению улицы Горького, здесь мы не только сохранили трамвай, но считаем этот маршрут перспективным и приоритетным. Многие горожане выражали недоумение по поводу того, почему ремонтные работы ведутся так долго, но когда работы только начинались, мы сразу сказали, что дело это непростое. Главная сложность – высокая плотность инженерных коммуникаций. Только на участке от Кировского до Журавлева нужно сделать 56 переврезок водопровода и канализации, а еще переложить участок газопровода.

Стоит отметить, что проект расширения улицы Горького – предмет особой заботы администрации Ростовской области в плане поддержки города финансированием, и контроля выполнения работ. Полностью мы завершим реконструкцию в конце 2014 года. Могу точно сказать, что в перспективе улица Горького станет одной из главных транспортных артерий города. Как только закончим здесь, сразу же начнем реконструкцию улицы Станиславского. В следующем году мы подготовим проектно-сметную документацию, а еще через год – приступим к работам.

В настоящее время в городе функционируют 4 маршрута. На них ежедневно выходят до 30 трамваев. Такая ситуация нас не устраивает, и мы полностью меняем подход к формированию трамвайных маршрутов. Линии должны доходить до зон многоэтажной жилой застройки – это спальные районы. Сейчас мы ведем предпроектные работы по этому направлению. Рассматривается возможность продления трамвайных путей до областной больницы, по улице 339-й Стрелковой дивизии и в будущем – до Левенцовки. В восточном направлении – до конечной остановки на проспекте 40-летия Победы. В северном направлении – до Северного жилого массива.

Почему важно развивать трамваи? По той же причине, по которой мы должны развивать общественный транспорт в целом. Если каждый житель города пересядет на автомобиль, случится коллапс, жизнь просто остановится. Общественный транспорт спасает нас всех. А трамваи еще и экологичны, и способны перевозить большее количество людей. Кстати, пассажир на общественном транспорте занимает территорию в 5 раз меньшую, чем, если бы он передвигался на автомобиле. Так что выводы напрашиваются сами собой.

- Продолжая тему развития рельсового транспорта, давайте поговорим еще об одном амбициозном проекте, который реализуется в Ростове-на-Дону. Конечно же, это строительство метрополитена. Что предпринимается для того, чтобы жители города смогли им, наконец, воспользоваться?

- Я думаю, что сейчас, когда мы говорим о метро, немало ростовчан считают эту идею утопией. Говорим много, а "рыть" еще не начали. На самом деле, это действительно сложный проект. И перед началом строительства необходима большая подготовительная работа. Этим мы сейчас и занимаемся. Всестороннюю поддержку в этом вопросе городу оказывает правительство Ростовской области. Метро – это важный градообразующий элемент. В час пик оно обеспечивает перевозку 60 тысяч человек в час. При существующих пассажиропотоках, которые практически одинаковы во всех городах-миллионниках, альтернативы метро просто нет. Дорогой проект? – да! Трудоемкий? – безусловно. Долгий по времени? – да, долгий. Но необходимый! Первый этап строительства – это разработка проектной документации. Мы планируем ее получить до 2017 года. После начнем выполнение первого этапа строительных работ. Напомню, что длина линии ростовского метро составит примерно 16 км, будет 8 станций. Условно их можно назвать так: "Левенцовская", "улица Малиновского", "улица Зорге", "площадь Дружинников", "Вокзал", "Ворошиловская", "Театральная" и "Нахичеванская". Для строительства потребуется также выкуп земельных участков. Один из самых крупных – территория Ростовского электровозоремонтного завода. Его площадь - свыше 10 гектаров. Что касается стоимости работ, то, с учетом проектирования, выкупа и строительства, она составит порядка 76 млрд рублей.

- Михаил Анатольевич, еще один вопрос, который, как говорится, у всех на слуху – это нехватка парковочных мест, особенно в центральной части города. Мэрия Ростова-на-Дону может предложить пути решения данной проблемы, чтобы припаркованные в три ряда автомобили перестали быть нормой "транспортной жизни" города?

- Мы уже говорили с вами о том, что за последние 10 лет количество автомобилей в Ростове увеличилось в 3,5 раза. Конечно, город оказался не готов к такому числу машин. Автовладельцам же нужно где-то парковаться. Что мы планируем сделать? На стадии визирования находится проект постановления администрации города "Об утверждении правил пользования автомобильными дорогами". Что эти правила предусматривают? Во-первых, организацию парковок в специально отведенных местах. Во-вторых, взимание платы за припаркованный транспорт. Причем сразу хочу отметить, что оплачивать парковку нужно будет безналично с помощью специальных терминалов. Это могут быть паркометры, абонементы, карты оплаты. Еще один возможный способ – отправка СМС-сообщения на номер, который укажет оператор парковки. Это вообще очень удобно. Мобильные телефоны ведь всегда под рукой. Задерживаешься где-то, нужно оплатить дополнительное время, отправляешь сообщение – и все, беспокоиться больше не о чем. Главное – знать номер. Взимание платы наличными деньгами будет запрещено.

Парковочные места предусматриваются и при выполнении дорожных работ. Так, в прошлом году было организовано почти 3,5 тысячи мест, в том числе за счет нанесения разметки. Ставка делается и на многоуровневые паркинги. Кстати, сегодня в Ростове уже 6 таких парковок: на Привокзальной площади, на проспекте Космонавтов, на улице Орбитальной, на Евдокимова, в торговом центре "Астор" на проспекте Буденновском и у Музыкального театра. Это публичные парковки, где можно оставить машину, заплатив деньги. Правда, популярностью они не пользуются. Не хотят ростовчане платить за парковку. Такое отношение должно в корне измениться. Важно, чтобы человек, покупая машину, учитывал не только расходы на бензин, обслуживание, страховку, но и расходы на парковку. Так принято во всех развитых городах.

В скором времени на Соборной площади появится подземный паркинг не менее чем на 300 машиномест. По условиям конкурса строение - минимум двухуровневое. Спроектировать и построить парковку победитель конкурса должен будет максимум за два года и один месяц. Еще один паркинг - на 400 мест - планируется построить на территории парка им. Максима Горького, за кинотеатром "Россия". Он будет размещаться на четырех подземных и трех наземных этажах. Стоимость работ составит порядка 190 млн рублей. Но и это еще не все. Сегодня мы рассматриваем возможность организации двухуровневой парковки в районе Театральной площади. Там есть подходящий участок. Это вариант пока находится в разработке.

- Зачастую на улицах Ростова-на-Дону транспортный коллапс начинается не из-за нехватки парковочных мест или узкой дороги, а по вине самих водителей, культура вождения которых, скажем так, далека от идеала. Результат этого – не только километровые пробки, но и дорожно-транспортные происшествия, которые, к сожалению, не обходятся без пострадавших. Как в Ростове-на-Дону построена работа по профилактике безопасности дорожного движения?

- На безопасность дорожного движения я бы хотел обратить особое внимание жителей и гостей города! Будьте бдительны на дорогах, помните о себе, о своих близких, о других людях. К сожалению, автомобиль сегодня – это не только средство передвижения, но и постоянный источник опасности. Забывать об этом нельзя. До 2012 года основная доля самых серьезных дорожных происшествий происходила по вине пешеходов. В течение года мы пытались исправить эту ситуацию, вместе с представителями ГИБДД провели целый ряд мероприятий. Установили пешеходные ограждения, искусственные неровности, светофоры с обратным отсчетом времени, на дорогах появились разметки из износостойких материалов, увеличилось количество дорожных знаков и сигнальных столиков. За последние 4 года в городе построено 5 надземных пешеходных переходов. Еще на 3 разработана проектно-сметная документация. Это при условии того, что на протяжении 33 лет строительство не велось вообще! В итоге число ДТП с участием пешеходов снизилось сначала на 48%, а в первом полугодии 2013 года – еще на 15,8%. Такие показатели не могут не радовать. Но хотелось бы, чтобы число ДТП вообще стало минимальным. И здесь многое зависит от нас с вами.

Но "сваливать" всю вину на пешеходов, конечно, несправедливо. Сами водители регулярно нарушают правила. Основные причины ДТП – это столкновения и превышение скорости. Мы считаем необходимым добиться снижения скоростного режима по городу. Это актуально, это важно, этим нужно заниматься! И последнее - не забывайте о детях! Никакие переходы, знаки и разметки не уберегут ребенка от несчастья, если он сам не будет знать элементарных правил! Находите время, учите этим правилам детей! Будьте взаимовежливыми на дорогах и берегите себя!