Финансовый кризис заставил многие компании пересмотреть планы своего развития. Государство в новых условиях сокращает расходы и принимает антикризисные меры. О планах частных инвесторов, а также об инвестиционной политике администрации Ростовской области в условиях кризиса в интервью агентству "Интерфакс-Юг" рассказал министр экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей области Владимир Бартеньев.
- Владимир Петрович, в 2007-2008 годах на территории нашей области началась реализация целого ряда крупных частных инвестиционных проектов. Скажите, из-за кризиса инвесторы не отказались от своих планов?
- В целом эти планы сохраняются. Несмотря на кризис, реализация ранее заявленных больших инвестиционных проектов в Ростовской области не будет остановлена. Большинство частных инвесторов еще до появления проблем в кредитно-финансовой сфере обеспечили фондирование своих проектов и сейчас в рамках привлеченных кредитных линий они продолжают работу.
Для того, чтобы более эффективно способствовать реализации этих проектов в условиях кризиса, обладминистрация приняла решение изменить схему взаимодействия с инвесторами.
По поручению губернатора Владимира Чуба были подготовлены списки приоритетных частных инвестиционных проектов. Из них как наиболее важные в отдельный список мы выделили те проекты, которые планируется завершить в 2009-2010 годах. В этом списке оказалось 17 проектов, относящихся к агропромышленному комплексу, обрабатывающей отрасли, ритейлу и логистике, а также туристско-рекреационной деятельности и жилищному строительству.
Вот по этим 17 проектам нами предложена новая схема работы с инвесторами.
В соответствии с этой схемой за каждым проектом закреплен отраслевой министр и глава муниципального образования, на территории которого реализуется проект. Как основной инструмент контроля используется созданная в прошлом году Межведомственная комиссия по сопровождению инвестиционных проектов, которую возглавляет вице-губернатор Сергей Назаров. Комиссия собирается еженедельно, и ответственные должностные лица докладывают о ходе реализации проектов, а также о тех проблемных моментах, которые препятствуют этой работе.
По поручению губернатора еженедельно или раз в две недели представители комиссии в обязательном порядке выезжают непосредственно на объекты, на месте обсуждают с инвесторами ход реализации проектов и совместно ищут способы решения проблем, которые могут помешать сдачу объектов в запланированные сроки. Ежемесячно мы обобщаем эту информацию для губернатора.
Как видите, наша работа в этом направлении стала более жестко регламентирована, она стала более адресной, и мы надеемся, что это позволит нам более эффективно продолжить реализацию наших планов.
- Какова будет инвестиционная политика областной администрации в 2009 году?
- В начале года руководство области определило направления бюджетной инвестиционной политики, на которые мы сегодня и ориентируемся.
Главным направлением усилий для нас сейчас являются объекты социальной инфраструктуры и дорожного комплекса, которые находятся в аварийном состоянии и которые по регламентным требованиям обязаны быть приведены в надлежащее состояние. Это тот приоритет, от которого никуда не денешься, и как бы не были ограничены сегодня ресурсы, эти объекты надо либо привести в надлежащее состояние либо закрыть. Выбор не богатый, поэтому это - приоритет номер один.
Второе направление, и это новация нашей инвестиционной политики 2009 года, состоит в том, чтобы максимально мобилизовать ресурсы для того, чтобы реализовывать инфраструктурные проекты, которые обеспечат создание новых бизнесов на территории области.
Здесь речь идет, прежде всего, о наших промышленных зонах, или как мы теперь их называем территориях интенсивного развития. Мы исходили из простой логики: если мы будем продолжать наращивать социальную сеть, не повышая эффективность использования тех мощностей, которыми мы располагаем, то мы будем плодить дополнительные бюджетные расходы. Дополнительные бюджетные расходы - это соответственно, дополнительные проблемы. Если же мы направим бюджетные инвестиционные ресурсы на создание комфортных условий для развития бизнеса, то этим мы будем плодить новые бизнесы, расширять налогооблагаемую базу, тем самым, в условиях кризиса решать двойную задачу - увеличивать доходную часть бюджета и создавать новые рабочие места.
В первую очередь мы сконцентрировали наши ресурсы на строительстве инженерной инфраструктуры для Ново-Александровской промзоны (большая часть затрат там пришлась на 2007-2008 годы и сейчас мы уже завершаем строительство) и на развитии инфраструктуры Южно-Азовской промзоны.
Замечу, что инфраструктура там не ведется в чистое поле, мы строим инфраструктуру под конкретные заявленные инвестиционные проекты. Например, в Ново-Александровской промзоне якорным проектом является строительство завода по производству безалкогольных напитков компании "Кока-Кола", а в Южно-Азовской зоне - это завод по производству чипсов и соленых закусок компании "Пепсико".
В Ново-Александровской зоне сегодня помимо "Кока-Колы" есть еще пять резидентов, которые уже прибрели земельные участки для реализации своих проектов. В настоящее время Ново-Александровская территория интенсивного развития заполнена полностью. Сегодня даже самый интересный и эффективный проект в эту зону мы разместить уже не сможем, потому что тот объем инфраструктуры, который мы туда подводим, он на сегодня разобран полностью.
Помимо этих двух территорий мы определили еще три зоны - это Южно-Батайская, Октябрьская сельская (южнее города Шахты) и Красносулинская. В этих зонах тоже есть проекты, они пока находятся не в такой стадии готовности, как в той же Ново-Александровской зоне, но, тем не менее, мы можем назвать имена фирм, которые являются якорными инвесторами в этих территориях.
В Красносулинской зоне - это фирма "Гардиан", которая планирует создать производство строительного стекла, в Октябрьской зоне - фирма "Евродон", она ведет строительство трех заводов по производству стройматериалов и в Южно-Батайской зоне "Группа Агроком" строит мясокомбинат.
И, наконец, еще одним направлением нашей инвестиционной политики является привлечение финансовых ресурсов из-за пределов области.
- Что здесь имеется ввиду? Расскажите, пожалуйста, подробнее…
- Это направление можно разделить на бюджетную и коммерческую части.
Бюджетное направление предполагает участие Ростовской области в различных федеральных программах, способствующих привлечению федеральных бюджетных ресурсов для капитальных вложений на территории Ростовской области. Здесь примером может служить наша работа с Инвестиционным фондом, в рамках которой мы сумели убедить правительство РФ в эффективности проекта по обеспечению водоснабжения Ростова-на-Дону и юго-запада области (так называемый проект "Вода Ростова").
Коммерческая составляющая предполагает концентрацию усилий на привлечении в область различных кредитно-финансовых институтов, которые могут принести деньги для подпитки экономики Дона. Пример: в прошлом году область подписала соглашение о сотрудничестве с Внешэкономбанком, в рамках этого соглашения был профинансирован проект компании "Евродон" по расширению производства мяса птицы, а также были привлечены ресурсы для развития нашего авиастроительного кластера - компаний ТАНТК им. Бериева и ТАВИА.
В этом году мы подписали соглашение со Сбербанком. В этом соглашении мы прописали новые направления нашего сотрудничества, например, в соглашение включен раздел, который посвящен кредитованию малого бизнеса.
В конце прошлого года мы активизировали работу, направленную на то, чтобы организовать в Ростове-на-Дону полноценное представительство ЕБРР и, как вы знаете, в начале марта произошло открытие южно-российского филиала этого банка.
В настоящее время мы ведем переговоры о сотрудничестве с Газпромбанком и ВТБ.