Министр финансов Ставрополья В.Шаповалов: "Доля бюджетных расходов на соцзащиту населения не уменьшится в 2010 году"

Министр финансов Ставрополья В.Шаповалов: "Доля бюджетных расходов на соцзащиту населения не уменьшится в 2010 году"

            Бюджет Ставропольского края на 2010 год принят сбалансированным. Как и в предыдущие годы, он остается социально направленным, о чем жители Ставрополья были детально проинформированы в ходе публичных слушаний по проекту краевого бюджета, которые в этом году состоялись впервые в истории региона. Анализ бюджета Ставрополья-2010 в интервью агентству "Интерфакс-Юг" представил первый заместитель председателя правительства Ставропольского края - министр финансов Владимир Шаповалов.

            - Владимир Гаврилович, трудно ли шло обсуждение краевого бюджета на 2010 год? Каковы его основные параметры и отличительные особенности?

            - Бюджет Ставропольского края на 2010 год принят сбалансированным - в объеме 50 млрд 58,582 млн рублей по доходам и расходам. Отличительной особенностью краевого бюджета является его бездефицитность. Так же, как и в предыдущие годы, сохранена его социальная направленность. В ходе заседания краевой Госдумы в ноябре закон о краевом бюджете был принят без существенных поправок, однако это не означает, что работа над проектом финансового документа в этом году не была конфликтной. Долгий и трудный поиск взаимоприемлемых решений шел еще на стадии согласования объема расходов, что не удивительно: хотя общий объем доходов консолидированного бюджета превышает уровень 2009 года, ожидаемый прирост не сможет в полной мере "перекрыть" спрос на бюджетные ассигнования. Вносились различные предложения об изменении ряда показателей, как по расходам, так и по доходам. К рассмотрению и принятию на согласительной комиссии, которая ежегодно формируется на завершающем этапе работы над бюджетом, было рекомендовано около 60 поправок: были рассмотрены поправки, касающиеся перераспределения и увеличения объема расходования средств по отдельным статьям на суммы, исчисляемые миллионами рублей. И, тем не менее, участники бюджетного процесса пришли к согласию, сформировав вариант законопроекта о бюджете-2010, который и стал законом. При этом итоговый вариант документа, определяющего параметры и направления бюджетных расходов Ставрополья на следующий год, явился плодом коллективных усилий не только участников бюджетного процесса, но и общественности: в этом году впервые по проекту закона о бюджете проведены публичные слушания.

            - Вы сказали, что краевой бюджет-2010 останется социально ориентированным, какими статьями расходов это можно подтвердить и сколько бюджетных средств планируется направить в следующем году на исполнение публичных обязательств перед населением?

            - Общий объем бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств определен в законе о бюджете в размере 393,742 млн рублей. Но это не весь объем публичных обязательств перед населением, которые реализуются за счет средств краевого бюджета. Основная доля социальных выплат будет произведена муниципалитетами за счет передаваемых им целевых средств. Весь объем публичных нормативных обязательств составляет более 9 млрд 479,864 млн рублей. Законом в объеме потребности предусмотрены расходы на предоставление мер социальной поддержки наиболее социально незащищенным категориям граждан. Это ветераны труда и труженики тыла, реабилитированные лица, дети, находящиеся под опекой или в патронатных семьях и еще целый ряд других категорий граждан. Новой мерой социальной поддержки граждан является предоставление "обманутым дольщикам" выплат на приобретение или строительство жилья. Сумма бюджетных средств, направляемых на указанные цели, составляет 49,5 млн рублей. Это только часть средств: программа оказания помощи этой категории граждан рассчитана на три года. В первую очередь помощь будет оказана семьям, имеющим инвалидов, детям-сиротам. Закон Ставропольского края, регулирующий механизм предоставления указанной помощи, уже принят. Новыми расходными обязательствами для края в 2010 году станут организация летнего отдыха детей и их санаторно-курортное лечение. В предыдущие годы эти расходы производились за счет средств фонда социального страхования. Объем средств на эти цели в краевом бюджете составляет более 328 млн рублей.

            Хотелось бы обратить внимание еще на одну позицию. Достаточно принципиально в ходе рассмотрения бюджета обсуждалась необходимость индексации размера социальных выплат конкретным гражданам с учетом роста тарифов на коммунальные услуги и наличием инфляционных процессов. Принято согласованное решение о сохранении размера выплат на уровне текущего года. При этом значительно - на 350 млн рублей - увеличены расходы на предоставление субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг с учетом уровня нуждаемости. Поэтому все граждане, в том числе и льготники, имеют право обратиться за субсидией в органы социальной защиты. 

            Всех мер социальной защиты не перечислить. Уже не по плану, а по факту расходования нами бюджетных средств я приведу данные для ясности общей картины: доля расходов бюджета Ставропольского края на финансовое обеспечение мер соцзащиты составила почти 24% по итогам исполнения бюджета в I полугодии 2009 года. Для сравнения, в целом по ЮФО этот показатель составил в соответствующем периоде 18,5%, а по субъектам РФ – 16%. Доля расходов краевого бюджета на соцзащиту населения не уменьшится и в следующем году. Для выполнения этой задачи мы реализуем комплекс мер по экономному и рациональному использованию бюджетных средств, а также мер, направленных на повышение качества и эффективности управления финансами.

            К расходам социальной направленности мы относим средства, направленные не только на предоставление мер социальной поддержки граждан, но и на содержание бюджетных учреждений. В первоочередном порядке будет обеспечено финансирование расходов на оплату труда, на социальное обеспечение, на коммунальные услуги, на приобретение медикаментов и продуктов питания для государственных учреждений. Всего же доля расходов социального характера в краевом бюджете составляет более 84%.

            - Предусмотрены ли бюджетные инвестиции в объекты капстроительства на Ставрополье в следующем году? В каком объеме предусмотрены средства на реализацию программ по капремонту многоэтажек, по переселению граждан из непригодного для проживания жилья?

            - Краевая целевая адресная инвестиционная программа на 2010 год утверждена в объеме 1 млрд 145 млн рублей, из которых свыше 822 млн рублей – это бюджетные инвестиции в строительство объектов государственной собственности, около 323 млн рублей – в строительство объектов муниципальной собственности. В будущем году, как и в уходящем, мы, прежде всего, сосредотачиваемся на пусковых объектах, с высокой степенью готовности. В следующем году продолжится реализация федеральных программ, направленных на улучшение жилищных условий граждан. Так, с учетом средств, выделенных на условиях софинансирования из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, на капремонт многоквартирных домов будет направлено свыше 1,525 млрд рублей, более 541,5 млн рублей – на переселение граждан из аварийного жилищного фонда. Общий объем выплат молодым семьям для приобретения ими жилья за счет средств краевого бюджета составит 35 млн рублей.

            - Какие еще статьи расходов остаются в краевом бюджете в следующем году с учетом специфики региона и складывающейся экономической ситуации?

            - В будущем году на Ставрополье продолжится реализация программы поддержки местных инициатив, реализуемой совместно с Всемирным Банком. Эта программа направлена на развитие инфраструктуры слабо развитых восточных районов Ставропольского края. Из краевого бюджета на эти цели запланировано выделить 65,2 млн рублей. В обязательном порядке сформирован резервный фонд краевого правительства на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий – в объеме 65,3 млн рублей. Разумеется, мы продолжим финансирование отрасли АПК – в будущем году на реализацию мероприятий в области развития сельского хозяйства предусмотрено выделить около 1 млрд 31 млн рублей. С учетом ситуации, складывающейся в сфере занятости населения, продолжится реализация краевой целевой программы по снижению напряженности на рынке труда – общий объем ее финансирования с учетом федеральных средств составит свыше 500 млн рублей.

            Работа над главным финансовым документом не прекращается. При получении доходов сверх тех, что утверждены в законе о бюджете на 2010 год, будут внесены корректировки и по расходам. В частности, мы намерены рассмотреть вопрос о возможности индексации размеров социальных выплат. Бюджетный процесс идет непрерывно, он требует постоянной "сверки" с реалиями жизни, а потому завершение каждого этапа этого процесса означает начало следующего.