Министр образования, науки и по делам молодежи КБР Н.Емузова: "В настоящее время разработана и внедряется республиканская система оценки качества образования"

Министр образования, науки и по делам молодежи КБР Н.Емузова: "В настоящее время разработана и внедряется республиканская система оценки качества образования"

            В Кабардино-Балкарии развитие системы образования на протяжении многих лет рассматривается как одно из ключевых направлений социально-экономической политики. При этом в системе повышения квалификации педагогов практикуются стажировки в лучших образовательных учреждениях, разрабатывается эффективная республиканская система оценки качества образования. О деятельности министерства по обновлению образовательной сферы КБР рассказала в интервью агентству "Интерфакс-Юг" министр образования, науки и по делам молодежи КБР Нина Емузова.

            - Нина Гузеровна, как подготовились к новому учебному году общеобразовательные учреждения в Кабардино-Балкарии? Сколько новых школ открыты, какие из ныне действующих реконструированы?

            - В целом, образовательные организации к началу учебного года были готовы. Все процедуры комиссионного приема пройдены, замечания контрольно-надзорных органов устранены. Практически все дети школьного возраста в нашей республике организованно начали новый учебный год.

            В рамках реализации Комплекса мероприятий по созданию условий для занятий физической культурой и спортом в сельских школах завершаются работы по ремонту и реконструкции 37 спортивных залов. На эти цели выделены средства в объеме 22,1 млн рублей.

            Ко Дню учителя планируем открытие нового общеобразовательного учреждения на 550 ученических мест в селе Адиюх, пригороде Нальчика, кромке того, завершена пристройка к школе села Нартан.

            - Сегодня большое внимание уделяется преподаванию в школах по новым стандартам, но для этого требуется соответствующая переподготовка педагогов. Как решается эта проблема в Кабардино-Балкарии?

            - Удалось сделать серьезный рывок в реализации мероприятий по повышению квалификации педагогов системы общего образования: повысили квалификацию более 5 тысяч работников системы общего образования. Изменены подходы к повышению квалификации, внедряются в систему повышения квалификации стажировки в лучших образовательных учреждениях, чтобы сделать его более результативным.

            Работу по повышению квалификации и переподготовке педагогических кадров необходимо продолжить, поэтому в настоящее время осуществляется подготовка серьезного проекта по развитию дополнительного профессионального педагогического образования в республике. Планируется объединить усилия всех образовательных организаций, которые работают в данном направлении, обеспечить повышение квалификации педагогических работников один раз в три года за счет бюджетных средств различного уровня, заложить мотивационные стимулы, обеспечивающие реализацию принципа непрерывности, а главное, пробуждающие желание работать над собой у самого учителя.

            - Как налажена связь между министерством образования Кабардино-Балкарии и вузами, чтобы готовить специалистов, ориентированных на потребности экономики республики? Какие меры при этом принимаются по развитию среднего профессионального образования и повышению его привлекательности для выпускников школ КБР?

            - В республике достаточно развита система высшего и среднего профессионального образования, функционируют государственные и негосударственные вузы и учреждения СПО. Вузы и ссузы осуществляют подготовку по 280 специальностям и направлениям высшего образования и 56 программам среднего профессионального образования. Всего в системе профессионального образования свыше 5 тысяч студентов обучаются в вузах и 7 тысяч – в ссузах. Практически и по количественным, и по качественным показателям основные потребности экономики республики обеспечиваются.

            В 2014 году отмечается тенденция увеличения числа желающих получить образование в учреждениях среднего профессионального образования. Прием документов еще не завершен, но многие образовательные организации уже заполнили бюджетные места, а их в этом году было более трех тысяч. Наиболее востребованные - Кабардино-Балкарский гуманитарно-технологический колледж, Кабардино-Балкарский автодорожный колледж, Кабардино-Балкарский торгово-технологический колледж и Прохладненский технологический колледж. Абитуриенты выбирают не только специальность и направление, но и условия обучения: они хотят учиться в эстетичных зданиях, у высококвалифицированных педагогов, на современном оборудовании. Поэтому важной задачей становится создание таких условий для каждого, кто пришел в образовательную организацию.

            - В одном из своих выступлений врио главы КБР Юрий Коков подчеркнул, среди работающих сейчас педагогов всего 10% моложе 30 лет. Как решается проблема привлечения в школы молодых педагогов, особенно в сельской местности?

            - С учетом того, что проблема недостаточного притока молодых учителей в большей степени характерна для школ отдаленных населенных пунктов, в нескольких муниципальных районах республики принимаются меры по поддержке молодых учителей.

            В Зольском районе в настоящее время планируется выплата "подъемных" молодым учителям, оказывается помощь в оформлении льготного ипотечного кредитования, компенсируются транспортные расходы.

            В Майском районе за счет средств муниципального бюджета специалистам, впервые приступившим к педагогической деятельности, оказывается единовременная материальная помощь. В течение трех первых лет работы устанавливаются доплаты к заработной плате из фондов образовательного учреждения в размере от 10 до 20%. Управление образования, а также руководители образовательных учреждений регулярно взаимодействуют с КБГУ по вопросу привлечения выпускников вуза. Ежегодно проводится ярмарка педагогических вакансий.

            В Лескенском районе в рамках программы "Граждане, проживающие в сельской местности" на улучшение жилищных условий 10 молодым специалистам образовательных учреждений направлено 10 млн 400 тыс. рублей.

            В рамках профориентационной работы в образовательных учреждениях республики пропагандируется значимость и престижность профессии учителя. В целях повышения квалификации и методической поддержки молодых учителей во многих школах развивается и совершенствуется система наставничества. В районных газетах постоянно публикуются материалы о молодых перспективных педагогах, их активно привлекают к участию в районных социально значимых и организационно-массовых мероприятиях. Работе должен быть придан системный характер, должны появиться программы регионального уровня.

             - В нынешнем году требования к сдаче ЕГЭ были достаточно жесткими. Как отразились результаты единого госэкзамена на качественных критериях знаний выпускников республиканских общеобразовательных учреждений? Сколько выпускников поступили в вузы в республике и за ее пределами?

            - Наверное, не очень правильно говорить о том, что требования к проведению ЕГЭ в 2014 году были жесткими, скорее, они были честными и объективными, соответствовали порядку проведения, который, к сожалению, не всегда выполнялся.

            Мы считаем, что главные цели ЕГЭ-2014 достигнуты. Ход и проведение экзамена неоднократно обсуждались на разных уровнях. Анализ результатов ЕГЭ показал значительное снижение средних тестовых баллов практически по всем сдаваемым предметам и результаты ниже средних показателей по Российской Федерации.

            В этом году не получили аттестат о среднем общем образовании 352 выпускника, не набравшие минимальный порог по обязательным предметам. Снизилось количество выпускников, набравших высокие баллы. В 2014 году количество участников ЕГЭ, набравших от 80 до 100 баллов, составило 305 человек. Трое участников ЕГЭ получили 100 баллов. Анализ результатов ЕГЭ показал, что важнейшая задача наступающего учебного года - выход на новый, более качественный уровень подготовки обучающихся к прохождению государственной итоговой аттестации, в том числе в форме ЕГЭ.

            В настоящее время разработана и внедряется республиканская система оценки качества образования, включающая процедуры независимой оценки качества, которая должна обеспечить привлечение общественности, в том числе родителей, к процедуре оценивания работы системы в целом.

            В новом учебном году будет усилен контроль за качеством подготовки к единому государственному экзамену: предметная подготовка обучающихся, информационно-разъяснительная работа по важнейшим аспектам нормативно-правового и организационно-технологического сопровождения ЕГЭ с участниками и родителями. Работу необходимо начинать с первого дня учебы, также необходимо понимать, что в итоговой аттестации 2015 года будут изменения. Уже в декабре выпускники будут писать сочинение, которое выступает в качестве допуска к итоговой аттестации. Темы сочинений определены, определена шкала оценивания - зачет или незачет, определен порядок написания сочинения для тех, кто не получит зачет с первого раза. Даны разъяснения по возможности получить дополнительные 10 баллов за сочинение при дальнейшем поступлении в вуз. Внесены изменения в порядок сдачи иностранных языков, подтвердилась устная часть экзамена. Планируется еще ряд изменений, которые мы в ближайшее время получим и доведем до сведения выпускников и их родителей.

            - Как выполняются майские указы президента РФ в системе образования КБР? Речь идет, прежде всего, о повышении заработной платы педагогам.

            - В рамках реализации мероприятий по повышению статуса педагогических работников обеспечен рост заработной платы различных категорий педагогических работников в соответствии с целевыми показателями.

            За последние 3 года средняя заработная плата школьных учителей выросла почти в 2 раза и, равняясь по итогам 1 полугодия 2014 года 20543 рублям, превышает среднюю заработную плату по республике в целом.

            На повышение заработной платы педработников общего образования из республиканского бюджета с 2012 года направлены дополнительные средства в объеме 1 млрд 663 млн рублей.

            Существенно выросла средняя заработная плата педагогов дошкольного образования. В соответствии с целевыми показателями она должна быть равна уровню средней заработной платы в системе общего образования. В 2012 году заработная плата воспитателей дошкольных групп равнялась 9693 рублям. По итогам 1 полугодия 2014 года средняя заработная плата этой категории педагогических работников уже составляет 17143 рубля.

            Средняя заработная плата педагогов дополнительного образования должна сравняться со средней зарплатой учителя к 2018 году. В 2012 году педагоги учреждений дополнительного образования детей в среднем получали 8449 рублей. В 1 полугодии этого года - 16110 рублей. К концу года уровень зарплаты вырастет до 80% от средней заработной платы учителя.

            Средняя заработная плата преподавателей и мастеров производственного обучения СПО будет доведена до средней по экономике к 2018 году.

            За шесть месяцев 2014 года среднемесячная заработная плата педагогических работников учреждений СПО составила 16710 рублей, превысив целевой ориентир, установленный в текущем году в пределах 80% от средней заработной платы по экономике, на 4,3%.

            - Нина Гузеровна, что делается в республике для ликвидации очереди в дошкольные учреждения?

            - Для ликвидации очередности в дошкольные учреждения в последние годы сделано немало. В прошлом году дополнительно было создано 3340 дошкольных мест на базе функционирующих образовательных учреждений. До конца этого года будут введены в эксплуатацию 7 новых детских садов. Такого количества новых объектов не было за весь постсоветский период. Кроме того, путем капитального ремонта и реконструкции 45 образовательных учреждений создаются еще 2155 мест для детей дошкольного возраста.

            Уровень удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования сегодня составляет для детей в возрасте от 3 до 7 лет - 98%, от 2 месяцев до 3 лет - 54%.

            С 1 января 2014 года прием заявлений родителей для постановки на учет в образовательные учреждения, реализующие образовательную программу дошкольного образования, осуществляется в электронном виде. Зачисление детей в дошкольные учреждения осуществляется через единую информационную систему, что обеспечивает максимальную прозрачность процедуры.

            В 2015 году планируется создать еще не менее 3 тысяч мест для детей дошкольного возраста. Это позволит обеспечить к 2016 году дошкольными местами всех детей в возрасте от 3 до 7 лет и увеличить число групп для детей в возрасте от года до 3 лет.

            - Планируются ли изменения, нововведения в системе дополнительного образования?

            - В системе дополнительного образования КБР функционируют 38 учреждений различной направленности с охватом более 45 тыс. детей и подростков.

            Доступность дополнительного образования детей обеспечивается его бесплатностью и приближением образовательных услуг к месту учебы детей. На базе школ открыты 963 объединения с охватом 15943 учащихся, самими школами за счет собственных средств открыты 1240 объединений, в которых занимаются 24834 учащихся.

            Распоряжением правительства РФ от 4 сентября 2014 года N1726-р утверждена Концепция развития дополнительного образования детей, в которой определены основные направления. Среди них предполагается формирование на федеральном уровне механизмов ресурсной поддержки региональных программ развития дополнительного образования детей, что даст определенный импульс для дальнейшего его развития в республике. Планируется внедрение механизмов поддержки организаций допобразования, реализующих программы для детей в сельской местности.

            С целью обеспечения социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья предполагается разработка и внедрение адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, в том числе обеспечивающих дистанционные формы получения дополнительного образования.

            Анализ количества детей по направлениям допобразования отражает общую динамику снижения количества занимающихся техническим творчеством. В связи с этим во исполнение поручения президента РФ Минобрнауки КБР разработан комплекс мер, направленных на создание условий для развития дополнительного образования детей в сфере научно-технического творчества детей, в частности, в области робототехники.

            Важными изменениями и нововведениями в системе дополнительного образования станут развитие механизмов финансового обеспечения дополнительных общеобразовательных программ на основе нормативно-подушевого финансирования учреждений допобразования детей, разработка и внедрение механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками и руководителями, апробация и внедрение профессионального стандарта педагога дополнительного образования детей.

            В целом все планируемые изменения направлены на значительное развитие содержания дополнительного образования детей, повышение его качества и результативности.