Министр общего и профессионального образования Ростовской области И.Гуськов: "В 2009 году в регионе будет оптимизация сети общеобразовательных учреждений"

Министр общего и профессионального образования Ростовской области И.Гуськов: "В 2009 году в регионе будет оптимизация сети общеобразовательных учреждений"

- Игорь Александрович, каковы основные функции и полномочия создаваемой Региональной службы по надзору и контролю в сфере образования?

- Региональная служба по надзору и контролю в сфере образования в Ростовской области начнет свою работу уже в мае нынешнего года. Перед специалистами создаваемой службы поставлены ответственные задачи в сфере лицензирования и аккредитации. Они будут непосредственно заниматься проверкой нормативно-правовой базы общеобразовательных учреждений, осуществлять контроль качества образования в средних и профессиональных образовательных учреждениях.

На сегодняшний день в составе нашего министерства есть отдел, который занимается лицензированием и аккредитацией общеобразовательных учреждений. Но его сил и возможностей, чтобы охватить деятельность 3 тыс. 300 общеобразовательных учреждений, которые работают в области, не хватит.

Федеральный закон предполагает, что данная служба может быть подчинена либо министру образования, либо курирующему заместителю губернатора региона. Ростовская область идет по более жесткому варианту, региональная служба будет подчинена заместителю губернатора Александру Бедрику. Таким образом, в сфере контрольных функций службы будет и непосредственно наше министерство.

Мы считаем, что региональная служба должна быть максимально независима, а самому себя контролировать невозможно, т.к. всегда будет желание представить ситуацию лучше, чем она есть на самом деле.

- Каковы обязательные предметы для сдачи единого госэкзамена в этом году и будут ли они меняться в дальнейшем?

- На сегодняшний день математика и русский язык - обязательные предметы для сдачи ЕГЭ, но, на мой взгляд, математика не должна быть обязательным предметом. Русский язык - это понятно, любой человек, проживающий в стране, должен знать, "физик" он или "лирик". Более того, считаю, что вторым обязательным предметом для ЕГЭ должна быть история своей страны, это было бы справедливо и правильно. А будут ли обязательные предметы меняться в будущем, сказать не могу.

- Какие будут предприняты меры для обеспечения информационной безопасности при проведении ЕГЭ?

- Восемь лет эксперимента привели к тому, что технология хорошо защищена. Конечно, 100% защиты ни одна технология гарантировать не может. Все должностные лица, которые причастны к ЕГЭ, являются ответственными за информационную безопасность экзамена. В этом году убрали номер варианта. И если раньше повторяемость вариантов позволяла вмешаться, то сейчас варианты убрали, пакеты с заданием запечатаны в бумажные непрозрачные пакеты, которые вскрывает сам ученик. Кроме того, обработка материалов - база сшивания документов по штрих-коду, находится в Москве. Технология обработки информации очень сложная, защищенная на всех уровнях.

Помимо вышеперечисленного, организованы телефоны "горячей линии" министерства образования. И если по телефону сообщают в каких-либо нарушениях, то идет немедленная реакция от министерства. Так же работает телефон "горячей линии" Рособрнадзора. В случае, если каким-то образом будут нарушены права школьника, он может сообщить об этом в аппеляционную комиссию.

- Все ли вузы области принимают абитуриентов по результатам ЕГЭ (в том числе коммерческие)? Определен ли единый средний бал для зачисления?

- Эксперимент закончился в минувшем году. Теперь других вариантов приема абитуриентов у вузов нет. В 2009-м году правила таковы, что результаты ЕГЭ не влияют на оценку аттестата. Есть пороговый балл, который будет определен позднее, и тех учеников, которые набрали выше порогового балла, принимают. Никакая другая балльная система, кроме ЕГЭ, не вводится, все работают по 100-балльной шкале.

- По итогам текущего учебного года будут ли закрываться общеобразовательные школы в Ростовской области?

- В 2009-м году в Ростовской области будет проведена оптимизация сети общеобразовательных учреждений. Данный шаг связан с демографической ситуацией, складывающейся в регионе. Приведу такой пример. За восемь лет количество школьников снизилось на 178 тыс. и составляет 370 тыс. человек, при этом количество общеобразовательных учреждений за аналогичный период времени практически не изменилось. На сегодняшний день в области работает 70 общеобразовательных учреждений, в которых обучаются менее 40 учеников. Вот такие малокомплектные школы будут оптимизированы. Кроме того, в этих школах уроки ведут, как правило, директор и один учитель. Какое качество знаний по всем 14 дисциплинам ребенок может получить? Он будет просто неконкурентоспособным по сравнению с другими школьниками. В таких школах нет кабинета физики, химии, лингафонного кабинета, не организовано горячее питание, нет спортзала. Если же мы нацелены на качество образования, то лучше перевести таких детей в районные школы. У нас в рамках губернаторской программы и нацпроекта полностью решена проблема подвоза учащихся.

- Сколько выпускников школ претендуют на золотые и серебряные медали в этом учебном году (больше или меньше по сравнению с прошлым годом)?

- По итогам текущего учебного года мы ожидаем столько же медалистов, что и в минувшем году. В 2008 году около 800 человек закончили с золотой медалью и 1,5 тыс. человек - с серебряной медалью. Всего в текущем учебном году в Ростовской области насчитывается 26 тыс. выпускников.