Власти Ставропольского края обновили программу развития восточных районов в связи с низкими показателями эффективности принятого в 2012 году документа. Необходимость решения проблем обусловлена особым экономическим значением этой территории для региона. Восток края – семь сельских районов - представляет собой крупную агропромышленную зону, располагает значительными ресурсами социально-экономического развития. О проблемах и перспективах востока Ставрополья агентству "Интерфакс-Юг" рассказал министр Александр Коробейников.
- Александр Владимирович, восточные районы края вызывают пристальный интерес власти региона. Новая программа свидетельство тому. С чем это связано?
- Восточные районы Ставропольского края – Апанасенковский, Арзгирский, Туркменский, Степновский, Нефтекумский, Левокумский, Курский – находятся в засушливой и крайне засушливой почвенно-климатических зонах. Количество осадков здесь не превышает 350 мм в год. Их общая площадь составляет 36% территории края.
Традиционно, это территория сельскохозяйственного производства. На востоке около 2,1 млн га сельхозугодий, 1,2 млн га пашни, производится до 2 млн тонн зерна, сосредоточено 80% овцепоголовья, 35% крупного рогатого скота. Кроме того, здесь добываются нефть, газ, есть минеральные источники, различные глины, пески, большое количество оросительных каналов и водоемов.
После развала Советского Союза, рыночных реформ, печальных событий на Северном Кавказе, особенно контртеррористической операции в Чеченской республике, в восточных районах произошел мощный обвал социально-экономического развития, ситуация приобрела депрессивный характер. Было потеряно более 40 тыс. человек коренного населения, начался активный миграционный процесс, массовый характер приобрела теневая экономика, ведется ожесточенная борьба за земельные ресурсы, имеют место случаи экстремизма и гибели людей.
Поэтому развитие этой территории представляется как решение комплекса экономических, социальных, политических и межнациональных задач.
Главная задача сегодня – вывести эту территории из кризисного положения. Для этого предстоит решить вопросы безопасности, разработки новых современных программ, привлечения инвесторов, подготовки и закрепления кадров, создания необходимой социальной инфраструктуры, гармонизации межнациональных отношений.
- Каковы сроки, очередность решения задач, какие действия предприняты региональной властью в этом направлении?
- Сроки предельно ограничены, так как непринятие оперативных мер может повлечь дальнейшее снижение уровня жизни людей и спровоцировать новые напряжения.
В первую очередь, нужно создать современные производства, привлечь новые технологии, за счет этого повысить уровень доходов населения, развить социально-культурную инфраструктуру.
Чтобы стабилизировать ситуацию, остановить отток населения и вернуть людей на малую Родину необходимо создать условия, развить инфраструктуру. Для этих целей в 2014 году решением врио губернатора Ставропольского края В.Владимировым при правительстве края создана специальная рабочая группа, сформирован экспертный совет, разработана концепция социально-экономической и национально-культурной политики госвласти в восточных районах. Определены приоритеты. Разработан и принят региональный закон "О зонах муниципального развития". Работа максимально ориентирована на каждый район и поселения в нем, ведется поквартальный мониторинг обстановки, вносятся соответствующие коррективы в планирование и финансирование.
- Александр Владимирович, какие меры предприняты в текущем году?
- Комплекс мер по профессиональной подготовке и закреплению кадров. В восточной зоне строится 20 тыс. кв. м. жилья, девять детских садов, две школы, пять спортивных комплексов.
В развитие дорожной сети здесь направлено более 900 млн рублей. В рамках программы поддержки местных инициатив, при активном участии жителей (на условиях софинансирования) ежегодно выделяется более 60 млн рублей на решение самых насущных, неотложных проблем населения.
На развитие сельского хозяйства направлен 1 млрд рублей.
Отдельная тема - состояние мелиоративной системы. Развитие сельского хозяйства в этой засушливой зоне немыслимо без орошения. Здешняя оросительная система представляет собой более 1 тыс. км каналов, требующих ремонта и реконструкции.
Из федерального и краевого бюджетов в 2014 году на реализацию программы выделено более 1 млрд рублей. Она реализуется на условиях софинансирования из бюджетов и личных средств сельхозпроизводителей. В этом году в программу включен только один из восточных районов - Курский, на выполнение работ направлено 20 млн рублей. Главная причина – отсутствие у сельхозпроизводителей этой зоны средств для софинансирования. Решением проблемы может стать дифференцированное выделение средств с учетом специфики территорий.
Это в полной мере имеет отношение и к выделяемой несвязанной поддержке сельскохозяйственных производителей на 1 га посевов. В восточных районах в виду тяжелейших климатических условий применяется минимум двухпольная система земледелия. При такой системе поддержка выделяется только на посевные площади, а на так называемые пары - поля, где проводится комплекс мер по проработке земель под следующий сев, остаются без поддержки. Это сказывается на урожайности и затратах.
Еще один острый вопрос для этой территории - земельные отношения. Прежде всего, это касается учета и контроля земельных ресурсов, прозрачности производимой на этой земле продукции и сохранения ее плодородия.
Восточные районы граничат с Дагестаном, Чечней, Северной Осетией, Кабардино-Балкарией и Калмыкией. В соседних республиках воздержались от принятия решения о предоставлении земли в частную собственность, в Ставропольском крае, наоборот, это сделали. Как результат, земельные споры. В частности, в Нефтекумском районе ведется урегулирование земельного спора относительно отгонных пастбищ с сельхозпредприятиями Дагестана.
Оспариваемые участки были включены в фонд перераспределения района края указом президента "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" от 27 декабря 1991 года N323. Судом в удовлетворении требований отказано. Необходимо перевести урегулирование конфликта в русло договорных отношений.
В этом году принято решение о внедрении единой системы управления земельными ресурсами. Один из районов на востоке – Степновский - стал пилотной территорией этого проекта. За интеграцию процесса отвечает специальный земельный фонд, созданный при региональном министерстве имущественных отношений. В 2015 году пройдет общекраевая инвентаризация и кадастровая переоценка земель.
- Программа развития восточных районов края принята в 2012 году. Как она пересматривалась с учетом новых тенденций?
- Целевая программа "Социально-экономическое развитие восточных районов" принята на 2012-2015 годы. Она показала низкие результаты. Из 13,5 млрд рублей необходимых на ее реализацию, из краевого бюджета выделено только 400 млн рублей, остальные средства предполагалось привлечь за счет инвестиций. Решить эту задачу не удалось. В настоящее время регион предпринял максимальные усилия для включения проектов по восточным районам в государственные ведомственные программы. В 2014 году объем государственных вложений составил более 5 млрд рублей, что составляет 10% к общекраевому уровню финансирования.
- Каково видение властей перспектив развития территории в новой редакции программы?
- Восточные районы исторически всегда занимались и продолжают заниматься сельским хозяйством. Необходимо создать интегрированную современную индустрию производства экологически чистых продуктов питания с привлечением привлечения инвестиций, использования механизма государственно-частного партнерства. Необходимо модернизировать имеющуюся производственную базу.
Основной площадкой для развития станет агропромышленный сектор по четырем направлениям - глубокая переработка зерна, мясомолочное производство, бахчеводство и овощеводство, плодоводство и виноградарство.
Проведена проработка каждого направления, подготовлены предложения по структуре управления, ведутся активные переговоры с потенциальными инвесторами.
В частности, концепция мясомолочного кластера предусматривает одновременное создание более 100 животноводческих комплексов с использованием современных роботизированных технологий, которые позволят на 5 тыс. увеличить число рабочих мест при дефиците 9 тыс. рабочих мест. Кроме того, предполагается увеличить объемы производства молока на 100 тыс. тонн, мяса говядины и баранины на 45 тыс. тонн.
При этом особую роль в развитии сельского хозяйства на востоке края играют фермерские хозяйства, которых там насчитывается 1,7 тыс. Фермерство, безусловно, нуждается в поддержке, в частности в максимальной интеграции и кооперации, кластерной организации производств. С этой целью здесь на основе государственно-частного партнерства планируется создать "Корпорацию Развития "Восток". В качестве активов правительства Ставропольского края предлагается использовать имущество, недвижимость, земельные ресурсы (в восточных районах в краевой и федеральной собственности - 225 тыс. га земли, более 470 тыс. га в управлении муниципалитетов, госсобственность на которые не разграничена).
Проведены переговоры с банками на предмет участия в разработке и реализации комплексной программы по развитию восточных районов. Получен ряд положительных заключений по таким направлениям как образование, создание инфраструктуры, восстановление мелиорации.
Вместе с тем, комплексное развитие территории не представляется возможным без развития промышленности. Флагманом промышленности восточных районов является ООО "РН-Ставропольнефтегаз", которое 60 лет занимается добычей нефти и газа. До 2030 года определена перспектива развития предприятия благодаря поддержке и вниманию со стороны президента "Роснефти" Игоря Сечина.
На стадии проработки проектов фабрика по пошиву спецодежды (в рамках проекта предполагается создать до 1 тыс. рабочих мест), строительство газоперерабатывающего комплекса с использованием собственного сырья сопутствующего газа, полученного в регионе.
Кроме того, рассматривается предложение ОАО "Арнест" (Невинномысск) по строительству на востоке края регионального парка по производству диметилового эфира. Ведется проработка производств сопутствующего нефти сырья - воды, йода, брома. Предполагаемые инвесторы "Роснефть", "Арнест", "Лукойл". Ряд банков готов рассмотреть инвестиционное предложение.
Восток Ставрополья под особым контролем врио губернатора Ставропольского края В.Владимирова, но краю самостоятельно в ближайшее время осилить решение накопившихся проблем не удастся, поэтому очень рассчитываем на поддержку федерального центра.