Астраханская область продолжает масштабную программу по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья, для этого в областном центре и почти в каждом муниципальном районе региона возводят новые кварталы - до 2015 года власти планируют ввести в строй более 2 млн квадратных метров жилья. Также после создания региональных дорожных фондов в Астраханской области начали крупномасштабную кампанию по строительству и ремонту мостов и дорог, самый крупный из проектов - возведение в рамках транспортного коридора "Север-Юг" моста через Волгу стоимостью 24 млрд рублей. Об этом в интервью агентству "Интерфакс-Юг" рассказал министр строительства и дорожного хозяйства Астраханской области Расул Султанов.
- Расул Джанбекович, предлагаю начать с темы ветхого и аварийного жилья, неоднократно обсуждаемой губернатором на совещаниях. Власти Астраханской области заявляли о том, что при софинансировании из федерального бюджета к 2015 году будет построено более 2 млн кв. метров жилья, в том числе 300 тыс. кв. м - для расселения из ветхого и аварийного фонда. Заявленное исполняется?
-Действительно, сегодня мы работаем с федеральными органами власти, фондом реформирования ЖКХ по переселению из ветхого и аварийного жилья. Переселение в настоящее время ведется при поддержке фонда содействия реформированию ЖКХ, который в 2013-2015 годах профинансирует ликвидацию около 100 тыс. кв. метров трущоб. Напомню, что сейчас в Астраханской области идет реализация пяти программ, связанных с переселением граждан из ветхого и аварийного жилого фонда, а также с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства. В них участвуют город Астрахань, Володарский и Приволжский районы области, а также отдельные поселения - Татаробашмаковка, Евпраксино, Красный Яр, города Харабали и Камызяк. На их территориях приобретается и будет в дальнейшем приобретаться жилье для переселенцев.
Ввод 2 млн "квадратов" - вполне выполнимая задача и не может повлиять на резкое изменение цены квадратного метра в сторону понижения. Хотя сегодня я не вижу предложений на рынке первичного жилья, которые не находят спроса. К примеру, в микрорайоне Бабаевского, на улице Боевой нет свободных квартир, при том что средняя цена здесь варьируется в пределах 30-40 тыс. рублей за квадратный метр.
Другое дело, что существующая в рамках госзаказа цена не комфортна для строительных компаний. В настоящее время Минрегионразвития РФ установлена цена в 25,05 тыс. рублей за квадратный метр квартир эконом-класса. Мы, как органы власти, ведем переговоры с министерством об изменении этой установленной стоимости. Бизнесмены говорят, что рентабельно строить жилье эконом-класса в ценовом диапазоне от 28 тыс. рублей за квадратный метр.
- Потребует ли ввод 2 млн кв. метров новых жилых площадей модернизации производственных мощностей? Если да, то ведут ли ее компании?
- Следует констатировать, что с 2006 года мощность предприятий постоянно растет. К примеру, по производству железобетонных изделий - с 360 до 448 тыс. кубометров в год, бетонных смесей - с 440 до 701 тыс. кубических метров в год, стеновых материалов - с 83,8 до 183,7 млн штук кирпича в год. Производство полностью обеспечивает потребность строительного комплекса региона и может обеспечить ввод жилья в объеме около 600 тыс. кв. метров ежегодно. Но астраханские предприятия, производящие стройматериалы, не прекращают развивать собственные мощности. Так, в ЗАО "Кнауф Гипс Баскунчак" в Ахтубинском районе до конца года модернизируют основное производство, в результате объем продукции увеличится на 30 тыс. тонн в год. ОАО "ПКФ "Аксоль" в Красноярском районе области в марте 2013 года введет в строй производство стеновых блоков из полистиролбетона мощностью 8 тыс. кубометров в год. ООО "КЗ "Сизый бугор" уже заканчивает пусконаладочные работы в новом цехе мощностью 10 млн штук кирпича в год.
Производители материалов ведут поиск новых рынков сбыта, сейчас их продукция экспортируется, прежде всего в Казахстан. В итоге, за 9 месяцев текущего года экспорт стройматериалов составил 24,8 млн рублей.
Следует отметить, что почти все крупные строительные компании развивают собственные мощности по производству бетона, железобетонных конструкций.
Ряд предприятий стройиндустрии выходят на рынки других регионов, такие как ОАО "Нефтехиммонтаж", филиал ОАО "Волгомост" Мостоотряд N83", ООО ПСК "Строитель Астрахани" и другие. "Нефтехиммонтаж" ведет работы по монтажу установок по изомеризации на Московском и Рязанском нефтеперерабатывающих заводах, мостоотряд N 83 участвует в реконструкции автодороги в Карачаево-Черкесии, ООО ПСК "Строитель Астрахани" завершило строительство двух жилых домов в Пятигорске.
-Расскажите, пожалуйста, подробнее о немаловажной проблеме обеспечения жильем детей сирот…
- Обеспечение жильем детей, оставшихся без родителей, жильем - в числе приоритетных для нашего министерства. Дома для них будем строить в большинстве районов области, сейчас ведется их проектирование. С 2013 года планируем начать строительство пяти 72-квартирных домов в Астрахани, по 24 дома в Володарском, Икрянинском и Харабалинском районах области, индивидуальные дома в Лиманском и Приволжском районах. Их общая жилая площадь составит около 3 тыс. кв. метров.
- Уместно упомянуть и об обеспеченности квадратными метрами ветеранов Великой Отечественной войны…
- На реализацию программы обеспечения ветеранов войны жильем в Астраханской области с начала года из федерального бюджета получено 90,2 млн рублей, что позволяет 100 ветеранам улучшить свои жилищные условия. 89 из них в этом году уже выданы гарантийные письма, еще 11 письменные гарантии будут выданы до конца нынешнего года. По последним данным, 76 ветеранов уже получили новые квартиры.
Мы также взаимодействуем с Минобороны России по вопросам обеспечения жильем военнослужащих. Мэрия Астрахани уже определила площадку для строительства микрорайона для военных в Трусовском районе.
- Расул Джанбекович, в текущем году начато строительство микрорайона в пределах астраханских улиц Ахшарумова-Бакинская-Волжская-Плещеева, стоимость которого оценивается в 8-10 млрд рублей. Как обстоят дела со строительством коммунальной инфраструктуры для реализации проекта?
- Этот участок, как известно, находится в центре города, сейчас там идет поэтапное отселение жильцов - его проводят власти Астрахани, компании-застройщики. Сейчас ведем переговоры с федеральным центром о выделении средств на подготовку коммунальной инфраструктуры для комплексной застройки микрорайона - ее ориентировочная стоимость составляет около 1,7 млрд рублей, но смета может быть изменена в сторону уменьшения. К примеру, в теплогенерирующей компании заявили, что этот микрорайон ей интересен и туда будут направлены ее собственные средства.
- Власти нашего региона заявляли о строительстве жилых микрорайонов в Приволжском районе области. Создана ли коммунальная инфраструктура под эти проекты, когда начнется их реализация?
- В селе Началово Приволжского района планируем построить городок для молодых семей, врачей, учителей. Началово находится на границе с Астраханью и время пути в центр города занимает 15-20 минут. Инвестор формирует сейчас участок, где часть земель выведены из статуса сельхозназначения.
По программе фонда содействия развитию жилищного строительства в поселке Ассадулаево на площади почти 60 га планируется возвести микрорайон малоэтажных и средней этажности домов. Общая площадь жилья составит около 55 тыс. кв. метров. Сейчас ведутся переговоры с инвесторами, вопросов по выделению земли нет.
- Общепризнанно, что в области на особом контроле находятся строящиеся объекты социального значения. Какова, к примеру, стоимость строительства центра водных и гребных видов спорта в Приволжском районе области, какие решения предусмотрены проектом?
- Как говорится, цена вопроса здесь - 3,5-4 млрд рублей. Мы планируем построить дополнительно спроектированную искусственную трассу гребного слалома - первую в России. Этот центр изначально проектировался со всей спортивной инфраструктурой, с возможностью проживания 160 человек. Мы начали часть работ в 2010 году, освоили 326,6 млн рублей, но работы пришлось остановить из-за отсутствия финансирования. Сегодня ведем переговоры с Минспорта РФ, инвесторами. Могу сказать точно, что этот проект будет реализован.
- Кроме того, ОАО "Газпром" ведет строительство детской здравницы в Приволжском районе области. Какие объекты предусмотрены проектом?
- ОАО "Газпром" строит круглогодичный детский оздоровительный комплекс в селе Яксатово. В 2011 году там был введен в эксплуатацию первый пусковой комплекс стоимостью 1,26 млрд рублей. Он включает в себя спортивно-развлекательный комплекс, два спальных одноэтажных корпуса, летний театр, медицинский пункт с изолятором, контрольно-пропускной пункт, корпус для проживания обслуживающего персонала, а также 19 объектов вспомогательного назначения. Сейчас здесь осуществляется строительство второго пускового комплекса с крытым и двумя детскими бассейнами, реконструируется стадион. Окончание этой очереди запланировано на второй квартал 2013 года. Итоговую стоимость проекта, думаю, назовет заказчик после завершения всех работ.
- Расул Джанбекович, власти региона заявляли, что размер областного дорожного фонда составит 3,5 млрд руб. Расскажите, пожалуйста, на какие именно объекты планируется направить эти средства?
- Хотел бы предварить этот вопрос сведениями о структуре финансирования дорожных работ в рамках дорожного фонда. На дороги из бюджета на нынешний год было выделено 2,2 млрд рублей. Мы на эти 2 млрд привлекли еще 2 млрд рублей инвестиций самих строительных компаний. Под реализацию проектов предприятиями было приобретена в лизинг дорожная и строительная техника стоимостью около 1 млрд рублей.
Очень помогает здесь система кредитования подрядчиков, выигравших контракты - я о ней говорил. К примеру, дорожники получили кредит 800 млн рублей в Сбербанке России на строительство моста через реку Таловая в Володарском районе - в результате, эта переправа будет сооружена за два года, хотя могли бы вести работы семь лет. В этом случае мост обошелся бы гораздо дороже с учетом процентов по кредиту.
Специалисты министерства держат на контроле и дорожные объекты, требующие основательного ремонта. В этом году начат капремонт моста в Приволжском районе через реку Кизань, который планируем завершить в следующем году, моста через реку Ахтуба в Красноярском районе, а также мост через реку Балка-Солянка в Ахтубинском районе. Кстати, там на время реконструкции мы предусмотрели двухкилометровую объездную дорогу, и она уже построена. В следующем году порадуем жителей открытием этого моста.
В 2013 году на развитие дорог региона из средств дорожного фонда области будет направлено 2,5 млрд рублей. Среди объектов федерального значения наиболее значимым в 2013 году станет строительство федеральной автомобильной дороги Астрахань-Махачкала в Лиманском районе стоимостью около 3 млрд рублей.
Скажу откровенно - мы долгое время не занимались внутридворовыми территориями. Сейчас работы в этом направлении ведутся, по поручению губернатора Астраханской области на их ремонт направлено более 10 млн рублей.
- Астраханская область намерена привлечь 24 млрд руб. федеральных средств на строительство Северного обхода Астрахани…
- Есть поручение руководства страны, есть протокол министерства транспорта РФ, рекомендующий включить этот объект в бюджет 2013 года. Строительство на севере Астрахани моста через Волгу со всеми развязками оценивается в 24 млрд рублей. К концу февраля 2013 года планируем полностью завершить его проектирование, и есть уверенность, что во втором полугодии 2013 года начнем этот грандиозный проект. Строительство этого моста даст возможность автоперевозчикам, в частности из Казахстана, выходить в Калмыкию, Москву, Волгоград по более короткому пути. Бизнес уже начал интересоваться проектом, с мэрией Астрахани рассматриваем возможность создания логистического центра, который разгрузит город от тяжелого большегрузного транспорта.
- Сколько в 2013 году планируется направить на строительство и ремонт сельских дорог, сколько средств направлено в 2012 году?
- Совместно с министерством сельского хозяйства РФ в 2013 году на это предполагается выделить около 400 млн рублей.
Хочу коснуться паромных переправ, без которых в области не обойтись. В течение года проведен полный ремонт и ревизия всех существующих 14 паромов. Также проверены и отремонтированы паромные буксиры. Для Астраханской области эта тема актуальна, население к ней проявляет внимание.
Отмечу, что коллегам из муниципалитетов министерство строительства и дорожного хозяйства Астраханской области рекомендует разрабатывать проектно-сметную документацию, планы развития дорожной сети на ближайшую перспективу. Строительство дорог дает импульс для развития других отраслей, это козырь в переговорах с инвесторами, особенно в аграрном секторе. Если раньше муниципалитеты разрабатывали такие проекты "в стол" из-за недостатка финансирования, то сегодня деньги для дорог есть.