Министр строительства и жилищного хозяйства Ростовской области А.Кобзарь: "Порядка 30-35% жилого фонда нуждается в проведении капремонта"

Министр строительства и жилищного хозяйства Ростовской области А.Кобзарь: "Порядка 30-35% жилого фонда нуждается в проведении капремонта"

Ростовская область в текущем году направит из разных источников финансирования на rfgстроительство и капремонт жилых домов, отселение из ветхого жилого фонда, обеспечение жильем льготных категорий граждан порядка 14 млрд рублей. О том, какие направления в числе первоочередных и какие задачи стоят перед ростовскими строителями в условиях кризиса, рассказал в интервью агентству "Интерфакс-Юг" министр строительства и жилищного хозяйства региона Александр Кобзарь.

- Александр Григорьевич, расскажите, пожалуйста, сколько средств в текущем году будет направлено на капстроительство и капремонт в Ростовской области? Как этот показатель изменился по сравнению с прошлым годом?

- Объем финансирования проведения капремонта жилых домов, отселения из ветхого жилого фонда, обеспечения жильем льготных категорий граждан и строительства социально-значимых объектов в текущем году превышает показатели 2008 года на 33,3% и составляет около 14 млрд рублей. Вместе с тем, за счет роста объемов федерального финансирования, затраты областного бюджета сократились почти в три раза. Особенность этого года заключается в том, что мы принимаем участие в различных программах. В частности, инвестпрограмма развития водоснабжения юго-западной части Ростовской области и Ростова-на-Дону, утверждена на федеральном уровне.

Если останавливаться подробнее на проведении капительного ремонта, следует отметить, что в регионе более 60 тыс. многоквартирных домов, общей площадью 47 млн кв. метров. На начало текущего года со способом управления домом определились все. Ситуация сложилась следующим образом: 62,65% от общего числа многоквартирных домов предпочли непосредственный способ управления, 4,98% - выбрали ТСЖ, ЖСК либо иной специализированный кооператив, 32,37% отдали предпочтение управляющей компании. Таким образом, нам удалось достичь самого главного результата - передать многоквартирные дома в управление собственникам помещений. В прошлом году на проведение капитального ремонта было направлено 2,6 млрд рублей, из которых 1,3 млрд рублей составили средства Фонда содействия реформированию ЖКХ, 1,03 млрд рублей было выделено из областного бюджета и более 242 млн рублей из местных бюджетов. Эти средства позволили не только привести в порядок 3,826 млн кв. метров жилья в 54 муниципальных образованиях, но и реализовать мероприятия по созданию электронной базы данных восстановления жилищного фонда. База включает в себя реестр многоквартирных домов и их основные характеристики, анализ технического состояния отдельных строений с целью планирования текущих и капительных ремонтов, стоимостную оценку износа строений. Использование базы данных позволит повысить эффективность использования бюджетных средств при проведении капитального ремонта многоквартирных домов.

- В прошлом году неоднократно поднимался вопрос неосвоения муниципальными образованиями области средств, предназначенных на капстроительство и капремонт. Осталась ли эта проблема сейчас?

- Действительно, в прошлом году возникал ряд проблем, связанных с неосвоением муниципалитетами средств. Деньги, которые не осваивались, у муниципальных образований изымались. Но в этом году ситуация в корне изменилась. Сегодня введен режим жесткой экономии: в первую очередь администрация Ростовской области выплачивает обязательные социальные платежи, а объекты капстроительства финансируются уже по остаточному принципу. Работаем в рамках лимитов. В связи с этим в числе первоочередных задач - погашение кредиторской задолженности за выполненные работы, а также продолжение строительства и обеспечение объектов, которые не были сданы в эксплуатацию в прошлом году. Еще одно важное направление - строительство объектов, на которые были выделены средства из федерального бюджета на условиях обязательного софинансирования региона.

В числе наиболее значимых социальных объектов, которые будут введены в текущем году, - административный и патологоанатомический корпусы, а также инженерные сети, расположенные на территории областной больницы N 2, Зерноградская средняя школа, детская художественная галерея в Ростове-на-Дону, пристройка к училищу искусств в Ростове-на-Дону, профтехучилище в Октябрьском сельском районе, объекты инженерной инфраструктуры, предназначенные для развития промышленной зоны в Азове и Азовской районе, спортивный комплекс в Сальске.

- Александр Григорьевич, оцените, пожалуйста, состояние жилого многоквартирного фонда в регионе. Какая его часть нуждается в капремонте, и каковы перспективы старого фонда?

- Перспективы для всего жилого фонда одинаковые. И здесь очень многое зависит от самых жильцов. Самое главное, им необходимо определить способ управления домом и на общем собрании принять решение о целесообразности проведения и объемах капитального ремонта. Кроме того, важно, чтобы и территория соответствовала требованиям Фонда содействия реформированию ЖКХ. Отмечу, что работа в этом отношении проделана большая. Об этом свидетельствуют цифры: если в прошлом году в программе Фонда принимало участие 10 муниципальных образований Ростовской области, то в текущем году эта цифра возросла до 21. Их заявки уже переданы в Фонд для получения средств. Таким образом, те дома, которые попали в программу, будут получать средства из федерального и областного бюджетов на проведение капительного ремонта. Но обязательной обязательным условием его проведения остается софинансирование со стороны жильцов, размер которого составляет не менее 5% от сметной стоимости ремонтных работ.

Если говорить о состоянии жилого фонда, то порядка 30-35% от общего числа многоквартирных домов нуждаются в проведении капремонта. Такое положение дел обусловлено тем, что многие годы не было серьезных затрат на приведение в порядок многоквартирного жилого фонда. Реализация областной программы по капремонту началась в 2005 году. Спустя три года, на федеральном уровне был создан Фонд содействия реформированию ЖКХ, в программах которого мы сразу же начали принимать участие. Разумеется, сказать, что за это время удалось привести в порядок весь жилой фонд, нельзя. Но, следует отметить, что государство несет определенную степень ответственности за состояние жилья, которое население приватизировало в таком состоянии.

- Как в регионе решается проблема ветхого и аварийного жилья? Сколько средств, и из каких источников финансирования, будет направлено в текущем году на эти цели?

- В области действуют ряд программ, в рамках которых реализуются мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. В первую очередь речь идет о соответствующей областной целевой программе, рассчитанной на 2004-2011 годы. В настоящее время идет реализация третьего, завершающего этапа данной программы, который начался в прошлом году. Предполагается, что в период с 2008 по 2011 годы будут переселены жители многоквартирных домов, признанных аварийными по состоянию на 1 января 2007 года, общей площадью 113,2 тыс. кв. метров.

Кроме того, на третьем этапе реализации в связи с созданием фонда содействия реформированию ЖКХ финансирование мероприятий осуществляется на условиях софинансирования. Так, в 2008 году на реализацию мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда было направлено 148,9 млн руб. из областного бюджета и привлечено 262,12 млн рублей средств Фонда. При этом было ликвидировано 13,2 тыс.кв.метров аварийного жилья. А в текущем году на реализацию данной программы на условиях софинансирования с Фондом предусмотрено 242,2 млн рублей средств областного бюджета и 718,5 млн рублей - Фонда.

Также в текущем году реализуется областная адресная программа по переселению граждан их аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья. Основной ее целью является стимулирование развития рынка жилья путем приобретения жилых помещений в многоквартирных домах, строительство которых не завершено и степень строительной готовности составляет не менее 70%, для последующего предоставления гражданам, отселяемым из аварийных жилых домов. На эти цели программой предусмотрено 923,3 млн рублей, в том числе 249,9 млн рублей - из областного бюджета, 673,4 млн рублей составят средства Фонда. В рамках реализации данной программы планируется ликвидировать 26,49 тыс. кв. метров аварийного жилья.

Кроме того, на территории Ростовской области успешно реализуется федеральная программа реструктуризации угольной отрасли, в рамках которой осуществляется переселение граждан из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. На реализацию данных мероприятий в 2008 году области было выделено 1 млрд 557,7 млн рублей, а уже на 2009 год запланировано - 2 млрд 547,1 млн рублей. Объемы финансирования - большие, но будем стараться их освоить.

- Какие первоочередные задачи стоят перед министерством в условиях кризиса?

Первая задача, как я уже говорил, - погашение кредиторской задолженности, которая составляет порядка 600 млн рублей. Во-вторых, необходимо завершить строительство и капремонт социально-значимых для области объектов: образования, здравоохранения, культуры. Еще одно важное направление - оказание помощи инвесторам. Надо вводить в эксплуатацию новые производства, что позволит решить сразу три проблемы: создание дополнительных рабочих мест, непосредственно выпуск продукции, а также обеспечение налоговых поступлений в доходную часть областного бюджета. Разумеется, в условиях кризиса необходимо вести серьезную работу по реализации различных программ, связанных с жизнедеятельностью человека. Речь идет о капремонте, отселении граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилом фонде, обеспечении жильем детей сирот, молодых семей, а также льготных категорий граждан, которые сегодня нуждаются в улучшении жилищных условия.