- Александр Арнольдович, сегодня профилактика наркомании является одним из ключевых аспектов воспитания молодых людей. Как это реализуется в Ростовской области?
- Именно здоровый образ жизни, стремление к нему людей разных возрастов стало идеологическим трендом минувшего года. На его реализацию нацеливает областная Концепция формирования антинаркотической культуры личности, утвержденная в Ростовской области в конце 2008 года. Данная концепция ориентирована на выработку у подростков отторжения наркотиков на уровне сознания и подсознания, прививает им другие, здоровые ценности. Для молодежи должно быть не просто понятно, но и модно быть духовно и физически благополучными.
Считаю, что в этой работе средствам массовой информации отводится ведущая роль. СМИ должны в первую очередь стать пропагандистами идеологии здорового и ответственного отношения к жизни.
Летом 2009 года принята долгосрочная областная антинаркотическая программа на 2010-2012 годы. Она позволяет в этом году существенно расширить информационную работу в направлении антинаркотической пропаганды, на это запланированы необходимые средства. Министерством подготовлен проект информационной кампании по пропаганде ценностей антинаркотической культуры, который предусматривает как продолжение начатой в прошлом году работы, так и существенное обновление форм и методов ее реализации. В основу проекта легли принципы комплексности, непрерывности, дифференцированного подхода к подаче информации. Она ориентирована на разные социально-возрастные группы с преимущественным использованием наглядных образов.
- Какова, на Ваш взгляд, роль СМИ в популяризации среди молодежи здорового образа жизни, профилактике наркомании?
- Главной темой является социальная ответственность средств массовой информации в решении проблемы искоренения наркомании. Их воспитательная и пропагандистская роль в освещении вопросов здорового образа жизни обсуждалась в конце мая 2009 года на семинаре "Формы и методы совместной работы органов государственной власти и СМИ", организованном управлением информации специально для муниципальных и областных СМИ. Разговор шел о том, что должно стать содержанием при освещении этой неоднозначной темы, каковы методы и приемы донесения информации до молодежной аудитории, людей среднего и старшего поколения.
Более того, нами ведется постоянный мониторинг областных и муниципальных СМИ по темам пропаганды здорового образа жизни и здорового духовно-нравственного воспитания. Охват анализируемых источников достаточно обширен. В течение 2009 и в первом полугодии текущего года было опубликовано более 700 печатных, видео- и Интернет-материалов. Тема противодействия наркомании активно обсуждается. Анализ показывает, что подробные материалы посвящены специальным мероприятиям, направленным непосредственно на профилактику наркомании, в числе которых акции, фестивали, конкурсы и т.п., проведенные под антинаркотическими лозунгами. Также сюда относятся формирование семейной профилактики наркомании, пропаганда ценностей семейного благополучия и вовлечение детей и подростков в систематические занятия физической культурой и спортом.
- Какова практическая отдача информационной работы по данным направлениям среди молодежи Дона?
- Результаты принимаемых мер, в том числе и информационной работы, дают свои положительные результаты, и данная проблема постепенно сокращает свою актуальность. Так, по данным социологического исследования, проведенного в конце 2009 года Всероссийским центром изучения общественного мнения по заказу администрации Ростовской области, состав территорий, где рейтинг актуальности проблемы употребления и распространения наркотиков превысил 30%, уменьшился с 16 (2008 г.) до 6 (2009 г.). Процент опрошенных жителей области, лично сталкивавшихся с проблемой наркомании, по сравнению с 2008 годом, сократился вдвое – с 14% до 7%.
Существенное место, на наш взгляд, в антинаркотической пропаганде должно быть уделено социальной рекламе. В настоящее время социальная реклама, как максимально визуализированный способ подачи информации, особенно ориентирована на молодежную аудиторию. Ее содержанием должны стать ролики и модули, которые не просто противопоставляют две системы жизни: деятельное, творческое, преобразующее отношение к реальности, или уход от нее, но и подчеркивают преимущества здорового образа жизни, формируют потребность в нем. Указанный ценностный ряд планируется тиражировать наглядно с помощью баннерной и видео-рекламы.
- Все ли возможности медиасферы задействованы сегодня?
- Расширение возможностей медиасферы, появление новых СМИ, глобальных социальных сетей в Интернете обусловило в этом году и изменение методов информационной работы. Главной инновацией является частичный переход от использования традиционных средств массовой информации - периодическая печать, электронные СМИ - к новейшим средствам массовой коммуникации, которые пользуются наибольшей популярностью среди целевой аудитории – молодых людей в возрасте до 25 лет. Речь идет о социальных сетях. Использование этих электронных носителей расширяет возможности и разнообразит методы донесения информации антинаркотического содержания. На смену текстам приходит интерактивное общение в группах, расположенных в рамках социальных сетей. При этом группы не позиционируют себя как пропагандистские или целенаправленно формирующие. Напротив, группа создается как платформа для общения людей, интересующихся проблемами наркомании и причинами возникновения наркозависимости.
В группе планируется размещать информационные материалы, рассказывающие о мифах, связанных с так называемыми "легкими" наркотическими веществами, "не вызывающими привыкания", истории излечившихся наркозависимых, примеры постепенно формирующейся зависимости, а также рубрики "вопрос психологу", "аноним" и другие. Подобная форма коммуникации представляется наиболее эффективной, так как будет пользоваться доверием со стороны молодежной аудитории.
Словом, основная цель работы органов власти Дона, чтобы у населения и, особенно, у молодежи, само потребление наркотиков стало невозможным, чтобы их потребитель вызывал однозначное осуждение окружающих, а у молодого человека формировался психологический иммунитет к потреблению наркотиков. Необходимо, чтобы влияние СМИ было по настоящему продуктивным - постепенно создавало общество здоровых, счастливых людей.