Развитие транспортной инфраструктуры в текущем году остается в числе приоритетных задач в Волгоградской области. Реализации намеченных планов в дорожно-строительной отрасли, по мнению региональных властей, во многом способствует возвращение института дорожных фондов. Важным фактором станет и включение Волгограда в список организаторов чемпионата мира по футболу2018 года. О перспективах развития отрасли в интервью агентству "Интерфакс-Юг" рассказал министр транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области Андрей Путин.
- Андрей Алексеевич, Волгоградская область в текущем году направит на строительство и ремонт дорог беспрецедентную за последние годы сумму – около 7 млрд рублей. Позволяет ли этот объем финансирования говорить о начале кардинальных перемен в отрасли?
- Действительно, в 2012 году ассигнования в дорожное хозяйство региона весомые и составляют около 7 млрд рублей. Это максимум за последние десятилетия. Вместе с тем нельзя не отметить, что с учетом хронического недофинансирования на протяжении предыдущих лет в отрасли сложилась крайне негативная ситуация.
Достаточно сказать, что сегодня около 70% региональных дорог не отвечают нормативным требованиям, межремонтные сроки не соблюдались десятилетиями. При этом существенно возрос трафик и, соответственно, нагрузка на дороги.
Напомню, что протяженность дорог на территории региона составляет порядка 25 тыс. км. Из них дороги регионального и межмуниципального значения - чуть более 10 тыс. км. Поэтому говорить об одномоментных качественных преобразованиях дорожно-строительной отрасли было бы неверно в принципе. Здесь необходима целенаправленная и системная работа.
Но позитивные изменения есть, и их нельзя не отметить. Прежде всего, это возобновление институтов дорожных фондов, которые позволяют регионам существенно увеличить финансирование дорожной отрасли. На капитальный ремонт, содержание автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и искусственных сооружений направлено около 2,6 млрд рублей. Средства, выделяемые на строительство и реконструкцию дорог, составляют еще около 2,5 млрд рублей.
Финансирование строительства автомобильных дорог в рамках долгосрочной областной целевой программы "Социальное развитие села" на 2009-2012 годы составит 425 млн рублей, в том числе за счет областного бюджета - 363 млн рублей, за счет средств федерального бюджета – 62,3 млн рублей.
В этом году мы также уделили больше внимания ремонту дорог города Волгограда. Из 1,2 млрд рублей субсидий, выделенных бюджетам муниципальных образований региона в рамках софинансирования расходов на осуществление дорожной деятельности, областному центру по инициативе губернатора Сергея Боженова было отведено около 1 млрд рублей.
Подчеркну, что заданный темп дорожного строительства и ремонта позволит к 2015 году сократить как минимум до 45% показатель дорог, не отвечающих нормативным требованиям.
- Сколько новых объектов появится в текущем году на дорожной карте?
- Строительство новых, реконструкция и приведение в порядок уже существующих дорог - один из главных приоритетов, определенных руководством Волгоградской области. Выделенные в этом году средства позволят региону осуществить ряд важных проектов по дорожному строительству.
Например, уже начато строительство путепровода на дороге, ведущей к аэропорту Волгограда. В этом году также активно продолжается строительство двух крупных объектов: мостового перехода через Волгу (речь идет о втором пусковом комплексе в Средней Ахтубе) и тоннеля под железной дорогой в районе Тулака. В общей сложности в этом году в регионе строится 26 объектов на общую сумму около 3,8 млрд рублей, из них строительство 9 объектов продолжится в 2013 году.
Капитальный ремонт выполняется на 8 объектах на общую сумму около 620 млн рублей, из них 2 будут продолжены в 2013 году. Ремонт запланирован на 11 объектах на сумму около 350 млн рублей.
Всего в 2012 году в Волгоградской области планируется построить порядка 60 км автомобильных дорог. Из них почти 14 км - в рамках долгосрочной областной целевой программы "Социальное развитие села на 2009-2012 годы". Реализация программы в этом году позволит соединить с дорогами общего пользования 9 населенных пунктов, в которых проживает более 2 тыс. человек. В общей сложности за 2012 год будет отремонтировано 48,38 км автодорог.
- Не менее важным аспектом является и качество работ подрядных организаций. И в этом году власти заявили об ужесточении контроля над ходом ремонтных работ. Как это реализуется на практике?
- Контролю над качеством выполненных работ уделяется особое внимание. Помимо профильных отделов управления по контролю качества за строительством, реконструкцией и ремонтом объектов, к участию в контрольных мероприятиях привлечены независимые организации и лаборатории.
Так, в текущем году в регионе было создано государственное казенное учреждение "Дирекция автомобильных дорог". В его задачи входит контроль качества применяемых материалов, определение геометрических параметров построенных объектов, проведение испытаний асфальтобетонных и бетонных смесей в соответствии с требованиями нормативных документов.
По результатам испытаний выдается заключение о качестве применяемого материала, в случае выявления некачественно выполненных работ выдается предписание об устранении нарушений, и эти работы не подлежат приемке до устранения дефектов. На внеклассовых и сложных объектах, таких, как пусковые комплексы мостового перехода через реку Волга в городе Волгограде, ведется авторский надзор за качеством строительства. То есть сегодня контролируется процесс работ на всех этапах, начиная с входного контроля материалов.
В частности, с апреля мы запретили использовать материалы с определенной маркой прочности, которые по ГОСТу разрешены, но приводят к некачественному дорожному покрытию.
К процессу контроля состояния дорожной сети подключена и общественность. На официальном портале губернатора и правительства области и на сайте администрации Волгограда размещены интерактивные карты ремонта дорог областного центра и региона. Карты содержат полную информацию по объектам ремонта и строительства: объемы, сроки и стоимость выполняемых работ, контактные данные порядных организаций.
Отмечу, что основной мерой воздействия на подрядные организации за ненадлежащее исполнение работ остаются штрафы. За истекший период 2012 года в связи с ненадлежащим содержанием автомобильных дорог штрафные санкции применялись 3 раза, в связи с ненадлежащим содержанием искусственных сооружений - 16 раз. Общая сумма штрафов составила около 780 тыс. рублей. При выполнении работ по ремонту искусственных сооружений за период 2012 года штрафные санкции применялись 2 раза. Общая сумма штрафов по этому направлению составила более 390 тыс. рублей.
- Есть мнение, что качественный и стабильной работе подрядных организаций способствуют длительные контракты, то есть проведение аукционов на обслуживание дорог сроком не на год, а на 5 лет. Насколько это может снизить риски недобросовестной работы подрядчиков?
- Долгосрочные договорные отношения несут в себе мощные экономические стимулы для качественной работы подрядчика. Заключив долгосрочный контракт, исполнитель стремится сократить свои суммарные расходы и оптимизировать распределение этих расходов на протяжении всего срока договора, в том числе за счет внедрения инноваций.
Это также помогает подрядчику эффективнее планировать работу и осуществлять постоянное техническое и технологическое переоснащение своих производственных мощностей.
В 2011 году министерство транспорта и дорожного хозяйства заключило государственные контракты по содержанию автомобильных дорог Волгоградской области с 2012 по 2014 г. В дальнейшем формирование сроков долгосрочных контрактов будет складываться по результатам выполнения этих контрактов.
- Реализация каких проектов транспортной инфраструктуры намечена в ближайшей перспективе с учетом того, что Волгоград вошел в числе городов, где пройдут матчи чемпионата мира-2018 по футболу?
- Для Волгограда принимать ЧМ-2018 – почетно и ответственно. Бесспорно, ЧМ-2018 даст новый импульс развитию всей городской инфраструктуры, в том числе и транспортной. И мы отчетливо понимаем тот масштабный объем работы, который предстоит выполнить.
Запланирован целый комплекс мероприятий, который предполагает, в том числе, ремонт и реконструкцию 17 крупных дорожных объектов. В частности, пройдет масштабная реконструкция 2-й Продольной магистрали, автомобильной дороги по улице Краснознаменской в Центральном районе с выходом на улицу Голубинскую и далее до 2-й Продольной магистрали.
В ближайшие два года будут завершены объекты, о которых упоминалось выше – путепровод в районе Гумрака и "прокол" в Советском районе, – которые также очень важны для Волгограда.
Важным аспектом является и включение областного центра в концепцию развития железнодорожной инфраструктуры для проведения чемпионата мира по футболу. Согласно предварительной программе РЖД, Волгоград может войти в число восьми городов, где будут пущены аэроэкспрессы из аэропорта.
Подчеркну, что в целом запланированные мероприятия позволят создать все необходимые условия, которые обеспечат комфортное пребывание туристов и болельщиков со всего мира.