Развитие экономики любого региона во многом определяется эффективностью функционирования автомобильного транспорта, которая зависит от уровня развития и состояния сети автомобильных дорог общего пользования. О том, в каком состоянии находятся транспортный и дорожный комплексы Ростовской области, об их перспективах и проблемах, а также мерах по обеспечению безопасности на дорогах в интервью агентству "Интерфакс-Юг" рассказал министр автомобильных дорог, транспорта и связи Ростовской области Василий Гойда.
Василий Леонидович, какие средства планируется освоить по линии вашего министерства в 2010 году?
Бюджетные расходы запланированы в размере 6,04 млрд рублей. В том числе на мероприятия по дорожному хозяйству будет направлено 3,02 млрд рублей, по фонду софинансирования расходов - еще 3,02 млрд рублей.
Что касается дорожного хозяйства, то 991,6 млн рублей будет направлено на содержание автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, 550 млн рублей - на их капитальный ремонт, 557,3 млн рублей - на ремонт, 693,3 млн рублей будет вложено в строительство и реконструкцию автодорог и искусственных сооружений на них. Кроме того, 47,6 млн рублей выделено в рамках реализации областной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения на территории Ростовской области".
По фонду софинансирования расходов запланированы субсидии на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт внутригородских и внутрипоселковых дорог и тротуаров в размере 2,55 млрд рублей, а на строительство, модернизацию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования - 25,8 млн рублей. Кроме того, 456 млн будет направлено на закупку автотранспортных средств и коммунальной техники.
Назовите, пожалуйста, наиболее значимые объекты, которые планируется ввести в эксплуатацию или начать реализовывать в 2010 году и последующие годы. О каких суммах в данном случае идет речь?
Администрация Ростовской области совместно с министерством транспорта РФ готовятся к реализации проекта "Строительство аэропортового комплекса "Южный" в городе Батайск". Проект включен в федеральную целевую программу "Развитие транспортной системы России (2010-2015гг.)" с общим объемом финансирования 24,99 млрд рублей. Планируемый период реализации проекта - 2011-2015 годы.
К преимуществам нового аэропорта относятся длина и несущая способность взлетно-посадочной полосы, которые позволят принимать все типы современных магистральных воздушных судов; возможность размещения второй взлетно-посадочной полосы и построения эффективной логистики ввиду близости к основным наземным транспортным магистралям; возможность размещения в непосредственной близости технопарка с легкими сборочными производствами.
Кроме того, продолжается реализация проекта "Строительство мультимодального транспортно-логистического узла "Ростовский универсальный порт" в Ростове-на-Дону (МТЛУ "РУП"). Общая стоимость проекта - 19,9 млрд рублей, из которых 5 млрд рублей - средства федерального бюджета, 1 млрд рублей - областного бюджета, а 13,9 млрд рублей - внебюджетные источники. Период реализации проекта - 2006-2015 годы. Реализация проекта осуществляется с использованием механизма государственно-частного партнерства.
Из средств федерального бюджета на проектирование объектов инженерной и транспортной инфраструктуры федеральной собственности запланировано выделить 500 млн рублей, из них в 2010 году - 244,8 млн рублей. В целом, с 2006 года на реализацию этого проекта направлено свыше 1,5 млрд рублей.
Существующие мощности порта позволяют обрабатывать до 2 млн тонн различных грузов в год. С момента начала реализации проекта Ростовским универсальным портом переработано около 1 млн тонн грузов, среди которых преобладают уголь, металл, зерно, полевой шпат. Создано дополнительно 250 рабочих мест.
На реализацию второго этапа проекта группа компаний "Азово-Донское пароходство" планирует направить в 2010-2011 годах до 950 млн рублей, а с учетом инвестиций всех участников проекта (членов консорциума инвесторов) - до 2 млрд рублей.
Василий Леонидович, как вы оцениваете нынешнее состояние дорожной сети Ростовской области? Назовите основные проблемы.
Сегодня треть дорог в регионе не соответствует нормативам по ряду показателей. Так, 34% дорог имеют ширину покрытия и земляного полотна, которые не соответствуют интенсивности движения автомобилей. Еще 43% из общего числа дорог, не соответствующих нормативам, имеют отклонения по прочности - то есть конструкция дороги не соответствует нагрузкам от проходящего по ней транспорта. Также 36% дорог не соответствуют по ровности, а 26% - по сцеплению. Основной проблемой дорожной сети региона является ежегодный недоремонт автомобильных дорог, требуется проведение работ по реконструкции существующей сети автомобильных дорог и строительству новых.
Администрация Ростовской области в октябре прошлого года приняла постановление "О нормативах финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и правилах расчета размера ассигнований областного бюджета на указанные цели". В соответствии с этими нормативами необходимо отремонтировать 660 км дорог и капитально отремонтировать 572 км. В нынешнем году будет отремонтировано 104,6 км и произведен капитальный ремонт 30,6 км автодорог.
Известно, что Ростовская область в 2010-2012 годах направит на реализацию программы развития автодорожной сети свыше 15,5 млрд рублей. Как реализуется данная программа? Сколько средств планируется освоить в текущем году? По каким направлениям будет вестись работа?
Действительно, в соответствие с областной долгосрочной целевой программой "Развитие сети автомобильных дорог общего пользования в Ростовской области" предусмотрен объем финансирования в размере 15,6 млрд рублей, из них 15,54 млрд - средства областного бюджета, остальное - средства местных бюджетов. Объем финансирования по годам складывается следующим образом: в 2010 году на реализацию программы будет направлено 4 млрд рублей, в 2011 году - 5,3 млрд рублей, в 2012 году - 6,3 млрд рублей.
За счет этих средств, в том числе, будут реконструированы участки автомобильной дороги Ростов-на-Дону (от магистрали "Дон") - Семикаракорск - Волгодонск со строительством моста через реку Маныч в Багаевском районе, а также построена автомобильная дорога "Северный обход Ростов-на-Дону" на участке хутор Щепкин - Ростов-на-Дону - Родионово-Несветайская - Новошахтинск.
Ранее сообщалось о создании в Ростовской области государственной компании по организации строительства платных автомобильных дорог и передаче ей в управление 3,8 тыс. км автодорог, в том числе участков федеральной трассы М-4 "Дон", проходящей по территории Ростовской области. Состоялась ли передача?
Созданной государственной компании "Российские автомобильные дороги" уже переданы в доверительное управление участки федеральных автомобильных дорог, в том числе автомобильной дороги М-4 "Дон" в границах Ростовской области протяженностью 342,5 км. Государственная компания является некоммерческой организацией, созданной в целях оказания госуслуг и выполнения иных полномочий в сфере дорожного хозяйства с использованием федерального имущества на основе доверительного управления. На территории области компанию представляет Ростовское территориальное управление Воронежского филиала государственной компании, которой уже переданы полномочия по содержанию и ремонту автомагистрали М-4 "Дон", а в ближайшее время к ним добавится полномочия и по ее реконструкции.
Как складывается ситуация с аварийностью на дорогах региона? Изменилась ли она за последние годы? Какие меры предпринимаются для того, чтобы сделать дороги Ростовской области более безопасными?
В последние годы наблюдается положительная динамика. Общее количество дорожно-транспортных происшествий, на территории Ростовской области, начиная с 2007 года, сократилось на 2,4% или 151 ДТП, количество погибших в результате ДТП, сократилось на 14,6% или 137 человек, количество раненых сократилось на 1,8%, или 140 человек.
В 2009 году в области произошло 6,08 тыс. дорожно-транспортных происшествий, при которых погибло 799 человек и ранено 7,6 тыс. человек. В сравнении с 2008 годом количество ДТП сократилось на 2,1%, погибших - на 3%, раненых - на 1,7%. За этот же период на дорогах федерального значения количество ДТП сократилась на 6,5%, тяжесть последствий по погибшим – на 31,9%, раненым – на 3,2%. На дорогах регионального значения уменьшилась тяжесть последствий по погибшим в дорожно-транспортных происшествиях на 6,3%.
С 2007 года реализуется областная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения на территории Ростовской области", рассчитанная до 2013 года. Ожидаемым результатом программы должно стать сокращение в 2012 году количества лиц, погибших в результате ДТП в 1,5 раза по сравнению с 2004 годом. Общий объем финансирования программы на сегодняшний день составляет 1,64 млрд рублей, в том числе из федерального бюджета на ее реализацию в целом будет направлено 300 млн рублей, областного – 739 млн рублей, местных бюджетов – 599 млн рублей, из внебюджетных источников - 2 млн рублей.
За время реализации программы созданы системы видеонаблюдения и контроля за соблюдением правил дорожного движения на сложных регулируемых пересечениях в Ростове-на-Дону и Таганроге, построено три надземных пешеходных перехода в Ростове-на-Дону, оборудовано и реконструировано 248 светофора, отремонтировано более 239 км тротуаров для повышения безопасности движения пешеходов, установлено 1 тыс. 870 дорожных знаков маршрутного ориентирования.
Василий Леонидович, планируется ли в 2010-м и последующие годы обновление автопарка Ростовской области? Какому виду общественного транспорта будет уделяться особое внимание? Как вы в целом оцениваете транспортную сеть региона?
На сегодняшний день транспортная сеть Ростовской области сформирована. Для развития сети автомобильных маршрутов в области мы проводим анализ и разрабатываем предложения по ее совершенствованию. Основное влияние на общие показатели, характеризующие деятельность пассажирского транспорта, оказывает автомобильный транспорт. На его долю приходится более 90% от общего объема перевезенных пассажиров в области. В первом квартале 2010 года наблюдается увеличение количества перевезенных пассажиров по сравнению с аналогичным периодом 2009 года, что свидетельствует о стабильной работе транспортных предприятий.
Существующая политика направлена на преобразование транспортного комплекса в конкурентоспособную отрасль экономики, повышающую статус Ростовской области как крупнейшего субъекта международных экономических отношений, регионального центра мировой торговли. Приоритетным направлением на 2010 год остаются мероприятия по обновлению подвижного состава в рамках реализации федеральной программы по закупке автотранспортных средств, что позволит ускорить развитие транспортной инфраструктуры, значительно улучшить финансово-экономическое состояние транспортных предприятий, увеличить налоговые поступления в бюджеты всех уровней.
В рамках этой программы в 2010 году закупка автотранспорта будет производиться за счет средств фонда софинансирования расходов. Для усовершенствования транспортной системы Ростова-на-Дону, повышения уровня комфорта и скорости передвижения населения ведется работа по реализации проекта строительства метрополитена в Ростове-на-Дону. МУ "Управление Метро Ростова" завершило подготовку предпроектной документации, предусматривающей строительство первой очереди метро от площади Карла Маркса до площади Дружинников. В настоящее время ведется работа по определению месторасположения депо ростовского метро.
В 2009 году в соответствии с ФЦП "Модернизация транспортной системы России 2002-2010 гг." завершился первый этап реконструкции аэродрома аэропорта Ростов-на-Дону, в результате которого восстановлена первоначальная несущая способность покрытия взлетно-посадочной полосы. На реализацию проекта выделено и освоено 1,15 млрд рублей. Второй этап реконструкции аэродрома предусматривает усиление полосы с объемом финансирования 750 млн рублей. Выполнение данных работ позволит решить проблему приема и выпуска воздушных судов без ограничения веса до ввода в эксплуатацию нового международного аэропорта "Южный" в Батайске.
Авиакомпания "Донавиа" реализует инвестиционный проект по вводу и последующей эксплуатации ближнемагистральных пассажирских самолетов типа Боинг-737. Проект предусматривает приобретение и ввод в эксплуатацию 12 воздушных судов. Срок реализации проекта – 2006-2012 годы. С 2006 по 2010 годы приобретено 10 воздушных судов. С 2012 года начнется второй этап модернизации парка воздушных судов. По результатам 2009 года ОАО "Донавиа" уверенно входит в десятку крупнейших российских авиакомпаний по количеству перевезенных пассажиров и по показателю занятости кресел.
В некоторых регионах ЮФО сообщается о повышении стоимости междугородных перевозок пассажирским транспортом. С чем это связано и на сколько могут подняться цены?
Тариф на городские и пригородные внутрирайонные перевозки в отдельных муниципальных образованиях области не повышался почти пять лет. Тариф на перевозку пассажиров автотранспортом в междугородном сообщении в Ростовской области является самым низким в Южном федеральном округе и не повышался с декабря 2008 года. Мера по повышению тарифов является вынужденной и связана с повышением цен на запасные части, электроэнергию, другие расходные материалы транспортных предприятий. В ближайшее время планируется повышение стоимости тарифа на междугородные перевозки примерно на 15%.