В Ростовской области дан старт проектам, которые можно назвать ключевыми для развития транспортного комплекса региона. О том, как будет продолжена работа по развитию отрасли, и что ждет ее в ближайшие годы в интервью агентству "Интерфакс-Юг" рассказал министр транспорта Ростовской области Виталий Кушнарев, возглавивший ведомство в начале февраля этого года.
- Виталий Васильевич, Вы недавно заняли пост министра транспорта Ростовской области. Как Вы оцениваете состояние транспортного комплекса Дона и планируете ли вносить какие-либо изменения в работу вверенного Вам ведомства?
- О внесении глобальных изменений в работу ведомства говорить преждевременно, и для того, чтобы давать оценку работы, понадобиться более длительный отрезок времени. Сейчас моя задача – решение всех тех первоочередных задач, которые обозначил губернатор Василий Голубев перед министерством в сфере развития автодорог области, реализации транспортных инвестиционных проектов, обеспечения безопасности дорожного движения, улучшения транспортного обслуживания жителей Дона. Одна из важных задач, которая стоит перед министерством, – это сельские дороги. До конца 2015 года мы планируем соединить с региональной сетью дорог все села и хутора с численностью населения более 125 человек.
Конечно, в работе министерства одно из ключевых направлений - реализация крупномасштабных проектов. Это строительство аэропортового комплекса "Южный", восточного обхода Аксая. Несколько дней назад под руководством губернатора прошло совещание по строительству новой автодороги, была достигнута договоренность по срокам реализации этого проекта – "Автодор" уже в конце этого года планирует приступить к строительству. Мы с главой госкомпании, Сергеем Валентиновичем Кельбахом, совершили облет местности, где будет проходить обход Аксая, смотрели все проблемные участки. С учетом наших предложений проектная организация в апреле должна завершить работу и передать свои разработки на экспертизу.
Наряду с этим реализуются и другие, значимые проекты – строится северный обход Ростова-на-Дону, автодорога Ростов – Азов. Все это позволит оптимизировать схему движения транзитных потоков транспорта и привлечь новые инвестиции в регион.
Еще одно важное направление - подготовка к проведению Чемпионата мира по футболу в 2018 году. Она предполагает не только ввод в эксплуатацию нового аэропорта, но и развитие транспортной инфраструктуры Левобережья, реконструкцию Ворошиловского моста.
- Сейчас ходит много слухов о том, что Чемпионат мира в России могут отменить из-за событий на Украине. Предположим, что произойдет такой негативный сценарий. Как это может отразиться на проектах, которые запущены в рамках подготовки, их придется "прикрыть"?
- Я очень сомневаюсь, что Чемпионат мира по футболу в России не состоится. Но мы не откажемся от этих проектов ни при каких условиях. Для нас Чемпионат – в хорошем смысле слова предлог ускорить их реализацию.
Обратной дороги нет хотя бы потому, что новые инфраструктурные проекты нужны не только к спортивным состязаниям, они в принципе нужны региону, его жителям.
- Одним из ключевых транспортных проектов региона в настоящее время является аэропортовый комплекс "Южный", который входит и в план подготовки к Чемпионату мира по футболу. Вы уже упоминали его, тем не менее, расскажите о нем поподробнее. На какой стадии он находится в настоящее время?
- В прошлом году было начато проектирование аэропортового комплекса. Завершить эту работу планируется уже в апреле 2014 года, далее - экспертиза.
К "Южному" будут построены подъезды и со стороны М-4 "Дон", и со стороны Северного обхода Ростова-на-Дону. Из города в аэропорт на первом этапе можно будет добраться автобусами. Плюс мы не исключаем внедрение легкорельсового транспорта. Хочу напомнить также, что к Чемпионату мира по футболу мы существенно обновим парк общественного транспорта.
- И в продолжение авиационной темы. В прошлом году в Ростовской области была принята концепция развития малой авиации. Как планируется "реанимировать" у нас этот вид транспортного сообщения?
- Для возрождения малой авиации необходимо восстановить взлетно-посадочные полосы в муниципальных образованиях. Это аэродромы в Волгодонске, Ремонтном, Вешенской, Белой Калитве и других населенных пунктах области. Единственно возможный механизм для проведения этой работы - государственно-частное партнерство с использованием возможностей инвестиционного законодательства Ростовской области.
Однако мы должны понимать, что данная работа начнется не ранее, чем будет введен в эксплуатацию аэропорт "Южный", так как этот проект - приоритетный.
Но у нас есть своего рода "первая ласточка" - ООО "Доступное небо", которое в станице Ольгинской реализует проект за счет собственных средств. Сейчас у них грунтовая взлетно-посадочная полоса и парк легкомоторных самолетов, но они планируют строительство полосы с твердым покрытием, которая позволит принимать более серьезные самолеты. Полоса длиной в 1,5-2 километра позволит составить конкуренцию действующему аэропорту по приему тех же бизнес-джетов.
Хочу подчеркнуть, что перед нами сейчас стоит задача развивать не только малую авиацию, но, прежде всего, межрегиональное авиасообщение. Сегодня из Ростова-на-Дону осуществляются рейсы в Белгород, Волгоград, Екатеринбург, Казань, Нижний Новгород, Новосибирск, Самару, другие города страны. В летний период добавляются рейсы в Воронеж, Иркутск, Махачкалу, Мирный, Омск. Расширять географию полетов нам позволит новый аэропорт.
- Виталий Васильевич, реализация проектов на основе государственно-частного партнерства сейчас, что называется, в тренде. К этому регионы призывают и на уровне федеральной власти. Какие проекты в транспортной сфере Ростовской области могут быть реализованы на основе ГЧП?
- Мы сейчас работаем над проектом канатной дороги, которая свяжет центр Ростова-на-Дону с левобережной зоной. Есть, как Вы знаете, проект строительства Северного тоннеля в Ростове-на-Дону, который планирует реализовать администрация города.
- Вот, кстати, еще один проект, который планируется развивать на основе ГЧП, вызвал бурное обсуждение среди жителей Ростова-на-Дону. Это инициатива мэрии по вводу платных парковочных мест в центре. Это перспективный проект, стоит ли внедрять такие парковки?
- Идею внедрения платных парковок я поддерживаю полностью. Как бы не критиковали Собянина в Москве, после того, как он этот опыт распространил на центр столицы, по городу стало возможно ездить. Главное – правильное ценообразование и особые условия, для тех, кто проживает в зоне платных парковок. Цена должна быть соразмерна с финансовыми возможностями жителей.
Кроме того, важно выстраивать эту систему в комплексе. Поэтому город должен предоставить нам альтернативные варианты, в том числе, перехватывающие парковки. Как это сделано в Москве. Их строительство даст человеку гарантии, что, оставив машину, он не найдет ее без колес или с разбитыми стеклами. Плюс четко должна быть отлажена работа общественного транспорта. Эти меры позволят нам сократить пробки. Здесь могут нам помочь и объекты, которые строятся к Чемпионату мира по футболу. К примеру, рассматривалась возможность переоборудования в дальнейшем кемпингов как раз под такие перехватывающие парковки.
- Еще одна злободневна тема, которая волнует жителей Ростовской области, это отмена электричек. С одной стороны, понятно, что многие направления для РЖД просто нерентабельны, а с другой - хорошо налаженное пригородное железнодорожное сообщение, комфортные условия в пригородных поездах– это и альтернатива личному автотранспорту, и хороший способ бороться с пробками.
- Область ежегодно увеличивает финансирование на это направление. Я проводил анализ, смотрел, как мы выглядим на фоне других субъектов – и у нас существенно выше эти выплаты, и РЖД это подтверждают, но хотят, чтобы мы размер выплат увеличили до максимума. Но мы действуем в рамках утвержденного бюджета. Сейчас их волнует, что у нас не заложены расходы на это направление в бюджете отдельной строкой, но губернатор в официальном письме подтвердил руководству Российских железных дорог, что мы выплатим им в 2014 году обещанные 68 млн рублей. Эта сумма выше, чем в прошлом году. Таким образом, мы покроем тарифную разницу между экономически обоснованной ценой и фактической. А еще есть 140 млн рублей на перевозку льготных пассажиров и 40 млн на перевозку школьников. Итого 248 млн рублей.
- Виталий Васильевич, мы, по сути, говорили о долгосрочных перспективах и злободневных проблемах. А что хорошее ждет транспортный комплекс в ближайшем будущем, в 2014 году?
- Продолжится строительство автодороги "Ростов-Азов", в этом году 2,4 млрд рублей мы планируем направить на реализацию данного проекта. Подрядчик заверяет нас, что освоит средства в полном объеме. В этом году мы приступим к третьему этапу северного обхода Ростова-на-Дону. Кроме того, в конце 2014 года будет начато строительство двух важнейших инвестпроектов транспортного комплекса региона – аэропорта "Южного" и обхода Аксая.
Кроме этого, в текущем году мы планируем отремонтировать 270 километров дорог и капитально отремонтировать 360 метров мостовых переходов и 70 километров дорог регионального значения.